История экономических учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть историю зарождения экономики, как наука, а так же определить этапы становления и развития экономической науки.
Исходя из поставленной цели, намечен ряд задач:
рассмотреть зарождение науки Древнего Востока, античности, средневековья;
рассмотреть основные экономические учения Платона, Ксенофонта, Аристотеля;
выделить этапы развития экономической науки;
рассмотреть основные концепции экономической науки.

Оглавление

1. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ……………..…………………….5
1.1 Экономические учения Древнего Востока, античности, Средневековья...5
1.2 Экономические учения Древней Греции: Ксенофонт, Платон,
Аристотель…………………………………………………………………….8
2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ…15
2.1 Этап становления. Меркантилизм и физиократизм……………………...15
2.2 Классическая политэкономия……………………………………...………19
2.3 Неоклассическая политэкономия. Марксизм…………………………….25
2.4 Маржинализм……………………………………………………………….29
2.5 Кейнсианство, неокейнсианство…………………………………………..30
3. Этап совершенствования………………………..……………..………………34
3.1 Институционализм…………….……………………………………………34
3.2 Современная экономическая теория………………………………………36
Заключение…...……………………………………..………………….…………...38
Список используемой литературы…………………………….…...……………...39

Файлы: 1 файл

Курсовая-ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

     «Домострой» содержал многочисленные советы рабовладельцам в области хозяйственной деятельности. Их уделом являлось руководство хозяйством, эксплуатация рабов, но ни в коем случае не физический труд Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов. Давая советы по рациональному ведению хозяйства и эксплуатации рабов, он учил обращаться с рабами как с животными.

     Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Он близко подошёл к принципу мануфактурного разделения труда. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объема рынка зависело расчленение профессий.

     Ксенофонт - идеолог прежде всего натурального рабовладельческого хозяйства. Вместе с тем он считал полезным для этого хозяйства развитие торговли, денежного обращения. В них видел один из источников обогащения и советовал использовать в своих интересах Ксенофонт признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ.

     У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи: как потребительной стоимости, с одной стороны, и меновой стоимости - с другой. Будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой стоимости. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

     Экономические идеи занимали значительное место в сочинениях древнегреческого философа Платона (427–347 гг. до н.э.). Наиболее известна его работа «Политика или государство». Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное выражение в проекте идеального государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства (города) на две части: на богатых и бедных.

     Платон  уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление. В его концепции обосновывалось прирожденное неравенство людей. Деление на свободных и рабов он толковал как нормальное состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация - как средство обогащения рабовладельцев. Свободными гражданами могли быть только греки. В рабов превращались варвары, иностранцы.

     Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к ремёслам. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов. С естественным разделением труда Платон связывал необходимость обмена Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако в целом к торговле, особенно крупной, к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно. По его мнению, торговлей должны заниматься в основном иностранцы, рабы. Для свободного грека занятие торговлей он считал недостойным и даже постыдным.

     В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производства. Философы и воины составляли высшую часть общества, о которой Платон проявлял особую заботу. Он предполагал обеспечить им обобществленное потребление, что дало повод толковать это как некий «аристократический коммунизм».

     Выдающейся  заслугой Аристотеля в развитии экономической  мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. В этом Аристотель существенно отличался от своих предшественников (Ксенофонта, Платона), положив начало экономическому анализу, что проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.

     Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Напротив, всё, что расшатывало и разлагало хозяйство, относилось к разряду явлений противоестественных. С этой точки зрения оценивалось богатство и его источники, средства удовлетворения потребностей общества. Естественные явления Аристотель относил к экономике, которая раскрывала источники "истинного богатства", состоящего из потребительных стоимостей. Экономика обеспечивала изучение путей укрепления натурального хозяйства; возможности расширения производства потребительных стоимостей. Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счёт формы обращения, спекулятивной торговли, ростовщичества и т.п. Он допускал меновую торговлю, поскольку она не нарушала преобладающей роли потребительной стоимости, и относил её к экономике.

     Наибольший  вклад в развитие экономической мысли Древней Греции внес величайший мыслитель древности Аристотель. Он родился в 384 г. до н.э. в семье врача (умер в 322 г. до н.э.). Будучи учеником Платона по Академии, Аристотель не разделял, однако, платоновского идеализма. Проявляя колебания между материализмом и идеализмом, он шел к материализму.

     Аристотель  известен как воспитатель наследника престола в Македонии знаменитого Александра Македонского. В дальнейшем он основал философскую школу Ликей в Афинах, занимался научной и педагогической деятельностью, явился автором многочисленных произведений по естественнонаучной тематике, философии, логике, экономике, литературе, истории и т.д. Его политические взгляды изложены в работе «Политика» и других произведениях. Он - противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельческой демократии. Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов. Что касается иностранцев (варваров), то они по своей природе могли быть только рабами. Граждан Греции он делил на пять групп (классов): 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наёмные рабочие, 5) военные. Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и способны только к физическому труду. Раб приравнивался к другим вещам, принадлежавшим свободным, включался в их имущество. Рабы, по мнению Аристотеля, должны были обеспечивать все виды физического труда.

     Выдающейся  заслугой Аристотеля в развитии экономической мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. В этом Аристотель существенно отличался от своих предшественников (Ксенофонта, Платона), положив начало экономическому анализу, что проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.

     Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Напротив, всё, что расшатывало и разлагало хозяйство, относилось к разряду явлений противоестественных. С этой точки зрения оценивалось богатство и его источники, средства удовлетворения потребностей общества. Естественные явления Аристотель относил к экономике, которая раскрывала источники «истинного богатства», состоящего из потребительных стоимостей. Экономика обеспечивала изучение путей укрепления натурального хозяйства; возможности расширения производства потребительных стоимостей. Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счёт формы обращения, спекулятивной торговли, ростовщичества и т.п. Он допускал меновую торговлю, поскольку она не нарушала преобладающей роли потребительной стоимости, и относил её к экономике.

     Противоестественные явления Аристотель связывал с чрезмерным развитием сферы обращения и включал в хрематистику (хремастика – это наука о хозяйствовании, о том, как нажить состояние, обогатиться любыми способами), которая рассматривалась как искусство «делать деньги», создавать богатство, не имеющее границ. Он отвергал крупную, спекулятивную торговлю, преследующую цель накопления денежных богатств, осуждал ростовщичество. Являясь сторонником ведения хозяйства на основе экономики, великий мыслитель древности решительно выступал против того, что относилось к хрематистике.

     Гениальные догадки высказал Аристотель по поводу обмена, меновой стоимости. Он понимал, что обмениваемые товары без тождества их сущностей не могли бы относиться друг к другу как соизмеримые величины. По его мнению, обмен не может иметь места без равенства, а равенство - без соизмеримости. В обмене приравниваются все ремёсла и искусства, а участвующие в нём потребительные стоимости обладают чем-то общим, хотя такое приравнивание Аристотель не мог объяснить. Гений Аристотеля проявился в том, что в выражении стоимости товара он открывает отношение равенства. Лишь исторические границы общества, в котором он жил, помешали ему раскрыть, в чём же состоит «в действительности» это отношение равенства.

     Представляет  интерес и то, как Аристотель рассматривал форму стоимости. Денежная форма товара принималась как развитие простой формы стоимости. Хотя он не мог научно объяснить происхождение и сущность денег, однако важно то, что он связывал их с развитием обмена, положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения. «В истории экономических учений древнегреческие мыслители обнаруживают такую же гениальность и оригинальность, - отмечал К. Маркс, - как и во всех других областях. Исторически их воззрения образуют поэтому теоретические исходные пункты современной науки»

 

    1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
 

     2.1 Этап становления. Меркантилизм и физиократизм 

     Как наука экономическая теория возникла в XVI–XVIII веках. Это – период становления капитализма, зарождения мануфактуры, развития общественного разделения труда, формирования внутренних рынков и мировой торговли, интенсификации денежного обращения. В это время создается первая значительная школа в мировой экономической науке – меркантилизм (от англ. merchant – денежный).

     Сущность  их учения – в специфическом определении источника происхождения богатства. Этот источник меркантилисты выводили из сферы обращения, отождествляя богатство с деньгами, первоначально – только с золотом. Решение многих экономических проблем они видели в запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег, поддерживали идею активного торгового баланса.

     Утверждение о том, что деньги – это абсолютная форма богатства возникло из-за того, что меркантилисты, являясь представителями купеческого сословия, отождествляли свои интересы с интересами государства.

     В рамках эпохи меркантилизма различают  ранний и поздний меркантилизм. Различие этих двух эпох состоит в том, какими методами страна обогащалась благородными металлами.

     Представители раннего меркантилизма делают ставку на административные методы по удержанию благородных металлов в стране. Например, иностранным купцам под страхом суровых наказаний запрещалось вывозить из страны золото и серебро. Деньги же, вырученные от продажи товаров предписывалось тратить на территории данной страны. Конечно, это препятствовало развитию внешнеторговых отношений, что обусловило переход к политике позднего меркантилизма, которая предполагала увеличение количества в стране золота и серебра с помощью не административных, а экономических методов, т.е. всех методов, которые способствуют достижению активного торгового баланса, т.е. превышению экспорта товаров над их импортом, ибо положительная разница в виде драгоценных металлов останется внутри страны.

     Таким образом, составляющая позднего меркантилизма  – политика протекционизма, направленная на защиту национальной экономики от зарубежных конкурентов. Например, Томас Ман (1571–1641 гг.), один из наиболее известных поздних меркантилистов, говорил, что нет иных способов получить деньги, кроме торговли, когда стоимость вывозимых товаров будет превышать стоимость ввозимых. Для этого он, помимо прочего, предлагал обрабатывать земли под такие культуры, которые помогли бы отказаться от ввоза некоторых товаров (например, конопли, льна, табака), а также рекомендовал отказаться от чрезмерного потребления иностранных товаров путём введения соответствующих законов. Также Ман говорит, что не следует облагать чрезмерными пошлинами отечественные товары, чтобы препятствовать их удорожанию и не сделать их недоступными для иностранцев, тем самым препятствуя продаже.

Информация о работе История экономических учений