Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:32, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть историю зарождения экономики, как наука, а так же определить этапы становления и развития экономической науки.
Исходя из поставленной цели, намечен ряд задач:
рассмотреть зарождение науки Древнего Востока, античности, средневековья;
рассмотреть основные экономические учения Платона, Ксенофонта, Аристотеля;
выделить этапы развития экономической науки;
рассмотреть основные концепции экономической науки.
1. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ……………..…………………….5
1.1 Экономические учения Древнего Востока, античности, Средневековья...5
1.2 Экономические учения Древней Греции: Ксенофонт, Платон,
Аристотель…………………………………………………………………….8
2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ…15
2.1 Этап становления. Меркантилизм и физиократизм……………………...15
2.2 Классическая политэкономия……………………………………...………19
2.3 Неоклассическая политэкономия. Марксизм…………………………….25
2.4 Маржинализм……………………………………………………………….29
2.5 Кейнсианство, неокейнсианство…………………………………………..30
3. Этап совершенствования………………………..……………..………………34
3.1 Институционализм…………….……………………………………………34
3.2 Современная экономическая теория………………………………………36
Заключение…...……………………………………..………………….…………...38
Список используемой литературы…………………………….…...……………...39
2.5
Кейнсианство, неокейнсианство
Кризис 1929–1933 гг. (общий кризис) подтолкнул к критике неоклассической теории и возникновению кейнсианства (Дж.М. Кейнс), а затем неокейнсианства (Харрод, Домар).
С опубликованием в 1936 году знаменитой книги Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» начинается кейнсианская революция в экономической теории, поворотный пункт в экономической науке ХХ в.
Новаторство экономического учения Дж. Кейнса проявилось в анализе рынка и всей экономики, как единого целого организма, где все взаимосвязано, где действует система взаимообусловленных совокупных показателей национального дохода, потребления, сбережений, инвестиций. Дж. Кейнс и его последователи исходили их того, что рыночный механизм без государственного регулирования не справляется с многочисленными проблемами на макроуровне: безработицей, инфляцией, нарушением пропорций и т.д. В теории Дж. Кейнса формирование эффективного совокупного спроса является основой динамического развития экономики.
Эффективность регулирования государством экономических процессов, по Дж. Кейнсу, определяется политикой государственного инвестирования, регулирования нормы процента, занятости населения, вплоть до планирования общенациональной экономики, что является характерным для посткейнсианского направления в экономической теории.
В современном кейнсианстве доминируют две тенденции: американская (Э. Хансен, С. Харрис и др.) и европейская (Ф. Перру и др.) по разному определяющие размер государственного вмешательства в экономику.
До второй половины 70-х годов неокейнсианство было одним из главных экономических течений, но в условиях одновременно высокой инфляции и экономического спада в экономике Запада 70-х годов рецепты кейнсианской школы не работали, к вопросу государственного вмешательства в экономику стали относиться негативно.
Уже в 30-е годы для противодействия кейнсианским идеям госрегулирования возникла неолиберальная концепция в теоретических разработках. Неолибералы отстаивали свободу предпринимательства, отводя государству роль «ночного сторожа» либо «спортивного судьи».
Одним из наиболее ярких представителей неолиберального направления является чикагская школа во главе с М. Фридменом. Они считали, что деньги в современном обществе играют чрезвычайно важную роль, и что путем регулирования объема денежной массы можно оказывать влияние на экономику. Монетарные идеи легли в основу экономической политики в Великобритании и США в конце 80-х – начале 90-х годов и способствовали выходу из кризисного состояния этих стран.
Следующий этап в развитии экономической теории связан с великим популяризатором экономических идей американским ученым Полем Самуэльсоном. Он пришел к идее «Великого Неоклассического Синтеза», то есть разумном сочетании всего наиболее ценного в неокейнсианских и неоклассических теориях. В своем знаменитом учебнике он выступает за активное вмешательство государства, при сохранении традиционных ценностей западной цивилизации демократии, личной свободы, частной собственности, свободной конкуренции, гарантирующих свободу индивидуального выбора, то есть объединяет эти два начала, совмещает и заставляет их работать согласованно.
Таким образом, можно выделить сновные идеи кейнсианцев:
Неокейнсианцы обращаются к очень сложной проблеме того времени – экон омическому росту и развитию.
В
конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века экономика
капиталистических стран столкнулась
с устойчивым и длительным состоянием
макроэкономического неравновесия периода
«Великой депрессии». Объяснить это устойчивое
негативное явление в экономике, найти
рецепты выхода из этой ситуации используя
положения классической теории – не удавалось.
Позиция классиков относительно саморазвития
экономической системы и невмешательства
государства в экономику не подтверждалась
на практике.
3. Этап совершенствования
3.1
Институционализм
Классический институционализм зародился в начале ХХ века в США. Его основоположником считается Торстейн Веблен. Последователи институционализма стремились расширить рамки экономического анализа, привлекая подходы и методы смежных наук. Представители институционализма считали, что поведение экономического человека формируется главным образом в рамках и под воздействием социальных групп и коллективов.
Отличия институционализма от других экономических школ:
Методология институционализма. В работах институционалистов не встретишь увлечения сложными формулами, графиками. Их аргументы обычно основаны на опыте, логике, статистике. В центре внимания не анализ цен, спроса и предложения, а проблемы более широкого плана. Их волнуют не чисто экономические проблемы, но экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами. Сосредоточив внимание на решении отдельных, как правило, значимых и актуальных задач, институционалисты не выработали общей методологии, не создали единой научной школы. В этом проявилась слабость институционального направления, его неготовность разработать и взять на вооружение общую, логически стройную теорию.
Таким
образом, нституционализм (Веблен, Митчелл,
Дж. Гелбрейт) критикуют классическую и
неоклассическую школу за их дедуктивный
подход к описанию экономики. Институционалисты
считают, что экономика – это, прежде всего,
функционирование институтов, в условиях
которых осуществляется использование
имеющихся ресурсов страны.
3.2
Современная экономическая
теория
Современная экономическая теория в западных странах преимущественно называется «Экономикс» и представляет попытку синтеза маржинализма и классической политической экономии. Название «Экономикс» ввел в научный оборот Альфред Маршалл (1842–1924 гг.), профессор Кембриджского университета. Главный труд А. Маршалла – «Принципы экономикс» – 1890 г., оставался основным учебником по экономической теории в западных странах вплоть до окончания второй мировой войны. Дж.М. Кейнс – ученик А. Маршалла – назвал его величайшим экономистом XIX века. Маршалл пришел к выводу, что ни спрос, ни предложение не имеют приоритета в определении цен; использовал понятие рыночного равновесия для характеристики баланса спроса и предложения, разработал концепцию эластичного спроса.
Эволюция терминов «экономика», «политическая экономия», «экономикс» и «общая экономическая теория» обусловлены историческими причинами, но, по существу, являются названиями одной и той же постоянно развивающейся науки – науки об экономической жизни отдельных людей, групп и общества в целом.
Джон Мейнард Кейнс (1883–1946 гг.) – сторонник «регулируемого капитализма», его теория служит важнейшим обоснованием государственного регулирования рыночной экономики посредством финансовой и кредитно-денежной политики. С помощью этого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, объемы национального производства, подавлять экономические кризисы. Основной труд Кейнса – «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Эта теория имеет многочисленных сторонников, она послужила основой для выработки экономических политики развитых государств Запада. Кейнса считают основоположником современного макроэкономического анализа. Главный элемент концепции Кейнса – принцип эффективного спроса.
Итак,
современная экономическая
Экономическая теория использует различные формы и способы познания, которые образуют методологию науки, включающую в себя ряд методов изучения экономических явлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Истоки экономической науки мы находим уже в учениях мыслителей древнего мира, но самые, на мой взгляд, интересные идеи выдвигали философы Древней Греции. Даже после самого беглого ознакомления с историей экономических учений можно заметить, что ни одна из экономических теорий не является абсолютно верной, но в то же время зерно истины содержится в любой из них. Это весьма интересно и отличает экономическую науку от многих других наук.
Даже после самого беглого ознакомления с историей экономических учений можно заметить, что ни одна из экономических теорий не является абсолютно верной, но в то же время зерно истины содержится в любой из них. Это весьма интересно и отличает экономическую науку от многих других наук.
В курсовой работе я попыталась упомянуть о самых значимых и ярких этапах развития экономической науки и экономической мысли. Также следует отметить, что современная экономическая мысль находится в развитии и представлена многообразием экономических концепций и теорий. Она заложила основы и дала жизнь таким наукам, как планирование, управление, финансы и кредит, бухгалтерский учет, статистика и др.
Изучение истории экономических учений – это важное и полезное занятие, а отнюдь не пустая трата времени. Кроме того, обращение к истории экономической мысли способствует умению объективно оценивать теории, рекомендации и выводы. Весьма важно понять и осмыслить относительность любых экономических знаний (т.к. любое знание в любой науке всегда относительно), необходимость их постоянного углубления, уточнения и совершенствования.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ