Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 00:37, контрольная работа
Ключ к процветанию страны, по мнению физиократов, лежал в сельском хозяйстве. Изменившиеся экономические условия требовали новой экономической теории. Постановки вопросов во многом прежние, но ответы на них представители этой школы дают совершенно иные.
Основные положения концепции физиократов.
Источник богатства в трактовке А. Смита.
Различия в представлениях ведущих экономистов – классиков в исследовании категории стоимости.
Основное отличие концепции частичного перепроизводства от теории общего перепроизводства.
Дайте определения
Содержание
а)
понятий «первоначальные
б) принципа «невидимой руки»;
в) источника прибыли с точки зрения Д. Риккардо;
г) категории «процент» у Ж.Б. Сэя;
д) закона убывающего плодородия земли у Т. Мальтуса;
е) уровня заработной платы в теории Дж. С. Милля;
ж)
средней прибыли в учении К. Маркса.
Основные положения концепции физиократов.
В 18 веке во Франции зародилось направление, знаменовавшее поворот в политической экономии; оно получило название «физиократия», что в переводе с греческого обозначает «власть природы». Ее основоположником, главой и, безусловно, самым известным представителем был Франсуа Кенэ (1694 – 1774); кроме того, знаменитый след оставил А. Тюрго, Дюпон де Немур, А. Мирабо и др. Физиократы категорически отрицают концепции, разработанные меркантилистами. В определенном смысле эта школа и возникает из необходимости выработки альтернативы господствующим экономическим воззрениям. Хозяйственная политика, базировавшаяся на меркантилистических рецептах, проводилась во Франции на протяжении предшествующего века, и привела страну к банкротству. Кардинально меняются представления о роли и месте государства в экономике. Для меркантилистов государственная власть – это сила, которая может сделать все, и от государя зависит, как будет развиваться страна и увеличиваться богатство нации. Физиократы приходят к пониманию экономических законов, которые действуют независимо от воли отдельных лиц. В своей работе «Естественное право» Ф. Кенэ пишет о естественных законах, данных от Бога и, безусловно, лучших для людей. А потому не нужно вмешиваться в экономику, необходимо дать простор естественному развитию.
Ключ к процветанию страны, по мнению физиократов, лежал в сельском хозяйстве. Изменившиеся экономические условия требовали новой экономической теории. Постановки вопросов во многом прежние, но ответы на них представители этой школы дают совершенно иные.
Основной вопрос, который волнует физиократов, все тот же – что такое богатство и каковы источники его роста. Но подход к пониманию богатства резко меняется, а вместе с тем меняется и вся последующая логика. В понимании физиократов богатство образует натуральный продукт, но такой натуральный продукт, который может быть обменян. Природное благо становится богатством тогда, когда оно продается или может быть продано. Ф. Кенэ писал: «товары будут представлять собой реальное богатство нации, если они будут произведены в изобилии, и цены на них будут держаться на высоком уровне. Эти товары, будучи проданы, могут дать возможность удовлетворить любую другую потребность, которая может неожиданно возникнуть. Таким образом, достаточно располагать наличием таких товаров для того, чтобы обладать реальным богатством»
В то же время деньги низводятся с пьедестала единственной формы богатства нации до простого обменного средства. «Монета сама по себе есть – бесплодное богатство, полезное благодаря лишь тому, что служит для продаж и покупок, для уплаты доходов и налогов. Деньги не порождают денег. Правда, хорошо помещенный экю может породить два экю, но это благодаря лишь тому, что умножилось производство, а не деньги.
Так физиократы приходят к еще одному вопросу: а как возрастает богатство? Прирост из внешней торговли, да и из торговли вообще, исключен – товары вступают в обмен с определенной ценой, и процесс обмена есть обмен эквивалентами (чем бы ни объяснялась эта эквивалентность – издержками, редкостью, конкуренцией – физиократов не очень интересовал этот вопрос). Значит, внутри страны прибыль может получить лишь недобросовестный торговец, а внешняя торговля только выравнивает различные цены, но она тоже не в состоянии увеличить богатства государства.
Тогда источник прироста богатства необходимо искать в производстве. Но ремесленник и промышленность вообще не в состоянии увеличивать реальное богатство – они могут только преобразовать форму, удорожить исходное сырье. Поэтому лиц, занятых промышленным производством, физиократы называют «бесплодным классом». Остается только одна сфера, где происходит реальный прирост богатства, - сельское хозяйство. Именно здесь происходит физическое увеличение производимого продукта. Этот прирост богатства физиократы называли чистым продуктом. Чистый продукт возникает как разница между результатом сельскохозяйственного производства и затратами на производство данной продукции. Чистый продукт выступает как результат естественных сил природы, а сельское хозяйство – в качестве единственной и исключительной сферы, где соединение труда с силами природы позволяет реально увеличивать богатство нации. Но для того, чтобы понять формирование частичного продукта, необходимо разобраться с затратами на его производство. И анализ затрат капитала, или издержек, позволяет физиократам обнаружить еще одно крайне любопытное обстоятельство – оказывается, капитал используется в производстве по-разному: часть затрат капитала окупается в тот же год и физиократы назвали эту часть ежегодными авансами. Другая часть капитала вносится один раз, и участвует в производстве длительное время – это так называемые первоначальные авансы. Поскольку богатство производится только в одной сфере экономики и только одним классом, занятым производительным, то есть сельскохозяйственным трудом, который только и может приносить чистый продукт или прирост богатства, то становится необходимым выяснить, каким образом чистый продукт попадает ко всем остальным участникам производства.
Главное произведение Ф. Кенэ «Экономическая таблица» (1758) содержит его представление о схеме движения чистого продукта и его воспроизводства. Кенэ видит это движение, как состоящее из следующих стадий: фермеры – земледельцы арендуют за деньги у земельных собственников землю и выращивают на ней пищевые продукты; собственники земли скупают продукты у землевладельцев и промышленные изделия у промышленников, в результате чего часть полученных ими за аренду земли денег переходит к сельским хозяевам и промышленникам; сельские хозяева закупают промышленные товары у промышленников; промышленники закупают сельскохозяйственные товары (продукты питания и сырье) у сельских хозяев. В итоге сельские хозяева вновь получают денежные средства для аренды земли.
Таким образом, в своей «Экономической таблице» Кенэ, по существу, впервые построил простейшую схему воспроизводства общественного продукта, увязанную с процессами денежного обращения, чем по сути заложил основу построения балансов «затраты – выпуск» и межотраслевых балансов производства и распределения продукции, которые через двести лет получили широкое распространение в прикладной экономике.
Будучи экономистом широкого профиля, Кенэ занимал определенную позицию и во взглядах на систему налогообложения, предлагая свести все налоги к единому налогу на землю, взимаемому с земельных собственников.
Философ
– просветитель и экономист Анн
Роббер Жак Тюрго (1727 – 1781) обобщил
и изложил в целостном виде
экономическую доктрину физиократов.
Производство совокупного общественного
продукта он ставил целиком в зависимость
от производительности труда в сельском
хозяйстве. Тюрго высказал свое понимание
стоимости, цен, в определенном смысле
приблизился к теории полезности. Важнейшей
заслугой физиократов было то, что они
первыми попытались вывести прирост богатства
из процесса производства, а не обращения.
Однако их взгляды были все же односторонними.
Дальнейшее развитие экономической науки
показало, что неверно связывать рост
богатства общества только с земледелием.
Важную роль, даже в 18 веке, не говоря уже
о более позднем времени, играли в создании
богатства и другие отрасли народного
хозяйства, особенно промышленность и
торговля.
Источник богатства в трактовке А. Смита.
До Адама Смита экономисты рассматривали лишь определенные проблемы – деньги, процент, рента и т.п., не ставя перед собой цели дать целостную картину экономической мысли. В определенной степени эта задача стала разрешимой благодаря достигнутому Великобританией уровню экономического развития, в определенной степени – благодаря предшествующему развитию экономической науки, накоплению знаний и методов исследования, в решающей степени благодаря гению А. Смита.
Его «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) состоит из пяти книг, которые связаны между собой определенной логикой исследования. Собственно экономическая теория А.Смита развернута в первой и второй книгах. Первая книга представляет собой в развернутом виде теорию стоимости и цены А.Смита и анализ доходов – заработной платы, прибыли, земельной ренты. Вторая книга – исследование природы капитала. Остальные три книги посвящены истории, критике меркантилистских концепций и основанной на них политики и, наконец, государственным финансам. В определенной степени в структуре работы дан прообраз современной экономической теории – микроэкономика и макроэкономика. Исходная задача исследования – та же, что и у всех предшествовавших экономических школ – какова природа богатства, как и за счет чего богатеет государство. Основная идея А.Смита состояла в том, что богатство народов создается производительным трудом во всех отраслях экономики (а не только в сельском хозяйстве, как полагали физиократы). Поскольку любой член общества получает свои доходы именно из этого источника, поскольку ключ к богатству народов состоит в сознании условий для повышения производительности труда. Огромную роль в этом процессе играет разделение труда в обществе, т.е. специализация производителей на изготовлении какого – то одного продукта (а внутри мануфактуры – специализация на отдельной простой операции в ходе изготовления этого продукта).
Различия в представлениях ведущих экономистов-классиков в исследовании категории стоимости
Отметив наличие у каждого товара потребительной и меновой стоимости, первую А.Смит оставил без рассмотрения и обратился к выяснению причин и механизма обмена, сущности меновой стоимости, и в результате появились его выводы о том, что стоимость одинакового количества труда рабочего «во все времена и во всех местах» одинакова и поэтому «именно труд составляет их (товаров) действительную цену, а деньги составляют лишь их номинальную цену» Согласно Смиту, «труд является единственно всеобщим, равно как и единственно точным, мерилом стоимости, или единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собою стоимости различных товаров во все времена и во всех местах». Далее автор «Богатства народов» делает два уточнения. В соответствии с первым из них – только «в обществе первобытном и малоразвитом, предшествовавшем накоплению капитала и обращению земли в частную собственность, соотношение между количествами труда было, по-видимому, единственным основанием для обмена их друг на друга». В соответствии со вторым уточнением – стоимость определяется как сумма доходов (заработная плата, прибыль и рента), поскольку «в каждом развитом обществе все эти три составные части в большей мере входят в цену громадного большинства товаров».
Д.Рикардо, отрицая смитовскую двойственную оценку категории «стоимость», безапелляционно настаивает на том, что только один фактор «труд» лежит в основе стоимости. Согласно его формулировке, «стоимость товара или количество какого-либо другого товара, на которое он обменивается, зависит от относительного количества труда, которое необходимо для его производства, а не от большего или меньшего вознаграждения, которое уплачивается за этот труд». Вслед за Д.Рикардо, предложившим в качестве измерителя затрат труда использовать рабочее время, в марксизме величина стоимости товара
определяется
количеством рабочего времени, в
среднем необходимым для