Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:33, реферат
Цель работы - рассмотреть памятники экономической мысли, оставленные нам философами и правителями Древнего Востока.
Введение……………………………........................................................................2-3
1. Экономическая мысль Древнего Востока...........................................................4-5
1.1. Древний Египет..................................................................................................6-8
1.2. Древняя Вавилония..........................................................................................9-12
1.3. Древний Китай...............................................................................................13-16
1.4. Древняя Индия...............................................................................................17-19
1.5. Древний Израиль............................................................................................20-21
Заключение..................................................................................................................22
Список литературы...............................................................................................23-24
Введение……………………………...........
1. Экономическая мысль Древнего
Востока.......................
1.1. Древний Египет........................
1.2. Древняя Вавилония.....................
1.3. Древний Китай.........................
1.4. Древняя Индия.........................
1.5. Древний Израиль.......................
Заключение....................
Список литературы.............
ВВЕДЕНИЕ
В условиях осуществляемых в России социально-экономических реформ изучение истории экономических учений в процессе подготовки специалистов экономического профиля и формирования у них общечеловеческой и профессиональной культуры приобретает актуальное значение в современном мире.
Знания, которые получает
человек, изучая этот предмет, помогают
ему осмыслить закономерности, которым
подчиняется экономическая
Объектом исследования в реферате является экономическая мысль Древнего Востока. Предмет исследования - Древний Египет, Древняя Вавилония, Древний Китай, Древняя Индия, Древний Израиль.
Цель моей работы - рассмотреть памятники экономической мысли, оставленные нам философами и правителями Древнего Востока. Но экономическая мысль того времени была не отделима от политико-правовой, религиозной идеологии. Поэтому собственно экономических трактатов найти практически невозможно. Для данного исследования, вероятнее всего, подойдут методы описания и анализа, так как они позволяют наиболее полно показать особенности древневосточных обществ и, как следствие, причины возникновения тех или иных памятников экономической мысли. Таким образом, задача работы - описать и проанализировать трактаты.
Экономическая мысль возникает одновременно с появлением первобытных поселений, но в то время она носит довольно примитивный характер, заключающийся в вопросе: "Как выжить одному человеку или его семье?" Форму учения, законов она приобретает одновременно со становлением человеческого общества. Но до нас, к сожалению, дошли только те фрагменты, которые были отражены в письменных источниках. Следовательно, мы можем изучать экономическую мысль древности только после возникновения первых цивилизаций.
1. Экономическая мысль Древнего Востока
Перед философами Древнего Востока возникала проблема, актуальность и важность которой сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. Это проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества. В каждой из стран Востока находился свой путь решения данной проблемы, в зависимости от сложившихся традиций и устоев. Но несмотря на эти различия, можно выделить три особенности развития рабовладельческого общества Древнего Востока:
1-ая особенность заключается в длительном сохранении пережитков первобытно - общинного строя, главным из которых была система замкнутых сельских общин, экономически изолированных друг от друга. Основой этой замкнутости служило натуральное хозяйство: в каждой общине имелись и земледельцы и ремесленники, свое управление. Живучесть общины (в Индии она сохранилась до конца XVIII века) определялась низким уровнем производительных сил. 2-ая особенность древневосточных обществ заключается в слабом развитии частной собственности. Община являлась первоначальным собственником земли и рабов. Часть земли была роздана в индивидуальное пользование общинникам, которые платили за это натуральный налог (1\8-1\7 урожая) и обрабатывали общинные поля. Общине принадлежал рабочий скот и инвентарь, а так же рабы, занятые на строительстве плотин и каналов. С образованием государства власть в лице царя стала верховным собственником всех рабов и земли.
Позднее возникла частная собственность, сначала на рабов, потом на землю. 3-я особенность состояла в том, что рабский труд не стал основой хозяйственной жизни. Свободные общинники, земледельцы и ремесленники были основными производителями. Рабский труд находил применение главным образом в государственном хозяйстве - на строительных работах, сооружении каналов, плотин, храмов, дворцов. 1
Остановимся на наиболее популярных источниках памятниках экономической мысли цивилизации Древнего Востока.
1.1. Древний Египет
На примере этой страны
человечество располагает двумя
самыми ранними памятниками
Грамотность в Египте был монополией господствующих сословий. Чиновников готовили в специальной школе. Своеобразной апологией профессии чиновника является «Получение Ахтоя своему сыну Пиопи». Показывая альтернативы карьере писца, автор описывает положение непосредственных производителей и заключает. 3
Отражением незавершенности
классового деления в этом
законе является то, что царь
советует подбирать людей в
госаппарат "по их делам". Другой
памятник датирован началом XVI
Ипусер стремился прежнего
всего к возрождению
Хочется отметить особенность экономики Египта.5 Она заключалась в отсутствии денег как таковых. Египтяне торговали на рынках, выплачивали жалование, ссужали под проценты и собирали налоги, не пользуясь деньгами, которые переходят из рук в руки. В то же время был установлен эталон относительной стоимости товаров. Во времена Нового царства таким эталоном стоимости стала спираль из медной проволоки, которая называлась утен. Он получил на столько широкое распространение, что спираль стала иероглифическим знаком. На одном из изображений в храме Тота служитель нарисован с податным списком, в котором стоимость каждого предмета оценена именно таким способом. Другой единицей стоимости был дебен. Первоначально это слово означало "кольцо", но со временем оно стало обозначать не сам предмет, а его вес или стоимость.
1.2. Древняя Вавилония
Для этого древневосточного
государства Месопотамии,
Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. 6 Наверху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шама – шем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба ( 247 законов). Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Кодекс консолидировал общество и экономическую жизнь. Его законы были направлены на то, чтобы сильный не притеснял слабого, в нем были закреплены нормы жестко регламентируемых натурально-хозяйственных основ. В соответствии с этим законом, во избежание разрушения натурально - хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну, вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность, вплоть до смертной казни.
Вот некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:
· посягнувший на чужую собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью;
· за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своих земельных налогов;
· срок долгового рабства кого бы то ни было не должен превышать трех
лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания;
· предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной-33% от ее первоначальной суммы.
Во времена правления
Хаммурапи частная
Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество илку), о чем говорилось выше.
В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями. 8
Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних-животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества.