История экономических учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:33, реферат

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть памятники экономической мысли, оставленные нам философами и правителями Древнего Востока.

Оглавление

Введение……………………………........................................................................2-3
1. Экономическая мысль Древнего Востока...........................................................4-5
1.1. Древний Египет..................................................................................................6-8
1.2. Древняя Вавилония..........................................................................................9-12
1.3. Древний Китай...............................................................................................13-16
1.4. Древняя Индия...............................................................................................17-19
1.5. Древний Израиль............................................................................................20-21
Заключение..................................................................................................................22
Список литературы...............................................................................................23-24

Файлы: 1 файл

реф по эк..doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Широко был распространен договор  личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).

Довольно подробно Законы Хаммурапи  регулировали договор займа. Характерной  чертой законодательства Хаммурапи  в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним. В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое .развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество илку), считалась недействительной. Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения. 9

Из кодекса Хаммурапи видно, что государство пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Законы в отличии от других восточных экономических трудов не имеют религиозного и морального характера.

 Своим законодательством Хаммурапи  пытался закрепить общественный  строй государства господствующей  силой в котором должны были  являться мелкие и средние  рабовладельцы, где "сильный не притеснял бы слабого". Эти законы являются первой попыткой управлять экономической жизнью страны при помощи правовых норм.

                                            

                                                1.3. Древний Китай

 

Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется, как правило, с именем Конфуция (Кун Фуцзы 551-479 до н.э.) и его сборником "Лунь юй" (Беседы и суждения). В его хозяйственных воззрениях обосновывается необходимость государственной защиты экономического благополучия родовой знати, всех вышестоящих. А так же с идеями популярного в IV-III вв. до н.э. коллективного трактата "Гуань-цзы".10

По его мнению, труд преумножает богатство народа и  государства и что вполне оправдано  сосуществование частного владения потомственной аристократии и непотомственных  рабовладельцев. Образованный правитель  – это отец народа. Гарант и правильного  действия и более равномерного распределения богатства и в том числе благодаря собственной умеренности в расходах. Он убеждал, что общество разделилось на сословия богом и природой.

Главным в конфуцианстве  были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей,  преданности государю, вежливости и т.д. Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь - цзы  ("благородные мужи"), т.е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяэ жэнь (дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, - яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя,  существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. 11 Государь  объявлялся "сыном неба" (тянь - цзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. 

  Власть  правителя  признавалась конфуцианством священной,  дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исправлять",  конфуцианство придавало большое  значение учению чжэн - мин (об "исправлении имен"),  которое призывало  ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого,  что было выражено словами  Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом,  сын - сыном".  Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний,  а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе  обычного  права,  не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.

Сторонник регламентированных патриархальных отношений и защиты государством экономического благополучия родовой знати и всех “ вышестоящих  ”, Конфуций настаивал на мысли, что  только образованный правитель, являясь “отцом народа” и гарантом “правильного действия”, способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства.

Этот философ, хотя и  признавал божественное и природное  начало деления людей по сословиям, тем не менее считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями. По его мнению, тогда “ у народа будет достаток “, когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и госудоря, станет одинаково выгодным как в условиях “великой общности” ( коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.12

Авторы “Гуань-цзы”, подобно Конфуцию, в качестве главной выдвигали задачу “сделать государство богатым и народ довольным” и так же, как он, ратовали за незыблемость сословного деления общества, полагая, что без Богом избранных знатных и высших сословий страна не имела бы доходов и что не может быть, чтобы “все были знатны”, так как “некому было бы трудиться”. В числе мер по стабилизации натурально – хозяйственных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб (“дабы в селениях царило спокойствие”), создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными – перекладывая эти налоги на производимые с их использованием товары и др..

Небезынтересно отметить и то обстоятельство, что основными составляющими понятия богатства в трактате названы наряду с золотом и жемчугом и иные материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению. При этом роль золота, как товара, и меры исчисления ресурсов государства объяснялась прежде всего его природным предназначением выступать в качестве денег и способствовать такому обмену, в результате которого выгоды у одних бывают больше, чем у других.

В VI-III вв. до н. э. у конфуцианства появился серьезный оппонент – легисты, которые отражали новые тенденции в развитии Древнего Китая (усиление роли государства и формированием бюрократической системы управления). Их главным идеологом являлся Шан Яна. В своей концепции он отводил огромную роль сельскому хозяйству, т. к. считал, что государство добивается процветания с помощью двух средств: земледелия и войны. Так же он выступает против превращения свободных крестьян в рабов, для чего предлагает запретить выход из общины бедным крестьянам, введя систему круговой поруки.

                                         

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

                                                 1.4. Древняя Индия

                            

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах. 13

Наиболее известной  в нашей литературе дхармашастрой  являются Законы Ману (они носят  имя мифического бога Ману). Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок).  Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений. В период создания Законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением, и охране частной собственности уделяется значительное внимание. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. В Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение запрещалось. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.

Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он должен был его отработать. При этом, кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем должник отдавало долг постепенно.

Допускалось получение  долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга  с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Известен был в Древней  Индии и договор аренды земли. Этот договор приобретает значение и получает распространение в  связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, вынуждены были арендовать ее.14

Купля-продажа является одним из договоров, о котором  упоминается в Законах Ману. Договор  считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в  качестве продавца должен был выступать  собственник вещи. Закон устанавливает определенные требования к предмету договора и запрещает продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми и торговля рассматривалось не как занятие для высших каст.

Помимо законов Ману  на протяжении IV-III вв. до н. э.  Свидетельством древнеиндийской экономической мысли является трактат под названием «Артхашастра», означающий в переводе учение («артха») о доходах («шастра»).Его автором является некий Каутилья ( советник царя Чандрагупты I в конце IV в. до н. э.), возвещавший своему народу положения о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством. Именно государство, на его взгляд, обеспечивает охрану сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т.д.. Согласно трактату, «накопление богатства» естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан. И каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время или навсегда. Выступая за регулируемый государством хозяйственный механизм, Каутилья выдвинул сугубо эмпирический вариант  дифференциации в цене товара издержек производителей и купцов; им предлагались заранее устанавливаемые нормативы в размере 5% и 10 % соответственно от цены товара местного и иностранного происхождения.

                                       

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  1.5. Древний Израиль

 

       Примером экономической мысли можно считать Библию, так как в ней уделено много места хозяйственной деятельности человека и экономическим отношениям.

Характерной чертой Моисеева закона является его всеохватность. Все области человеческой деятельности и все действия человека, даже самые далекие от чисто духовных вопросов, соотносятся с нормами и правилами, которые считаются полученными с Неба. Это относится и к той сфере, которую мы называем областью хозяйственной деятельности и экономических отношений. 15

Два начала лежат в  основе Моисеева закона - .справедливость и праведность. В том и другом человек обязан подражать Богу. Справедливость в данном случае означает признание  шести основных прав человека: на жизнь собственность, одежду, жилище, труд и отдых. Праведность предполагает выполнение человеком своих обязанностей. По отношению к ближнему это прежде всего помощь бедным и больным. Запрещалось использовать нужду ближнего для собственного обогащения. Нельзя было требовать уплаты долга с процентами. Нельзя задерживать плату за труд наемного работника. Нельзя обмеривать и обвешивать. Все эти заповеди вытекали из общей: «Люби ближнего своего, как самого себя.» (Левит 19 : 18).

Информация о работе История экономических учений