Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:32, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть историю зарождения экономики, как наука, а так же определить этапы становления и развития экономической науки.
Исходя из поставленной цели, намечен ряд задач:
рассмотреть зарождение науки Древнего Востока, античности, средневековья;
рассмотреть основные экономические учения Платона, Ксенофонта, Аристотеля;
выделить этапы развития экономической науки;
рассмотреть основные концепции экономической науки.
1. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ……………..…………………….5
1.1 Экономические учения Древнего Востока, античности, Средневековья...5
1.2 Экономические учения Древней Греции: Ксенофонт, Платон,
Аристотель…………………………………………………………………….8
2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ…15
2.1 Этап становления. Меркантилизм и физиократизм……………………...15
2.2 Классическая политэкономия……………………………………...………19
2.3 Неоклассическая политэкономия. Марксизм…………………………….25
2.4 Маржинализм……………………………………………………………….29
2.5 Кейнсианство, неокейнсианство…………………………………………..30
3. Этап совершенствования………………………..……………..………………34
3.1 Институционализм…………….……………………………………………34
3.2 Современная экономическая теория………………………………………36
Заключение…...……………………………………..………………….…………...38
Список используемой литературы…………………………….…...……………...39
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ……………..…………………….5
1.1 Экономические учения Древнего Востока, античности, Средневековья...5
1.2 Экономические учения Древней Греции: Ксенофонт, Платон,
Аристотель……………………………………………………
2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ…15
2.1 Этап становления. Меркантилизм и физиократизм……………………...15
2.2
Классическая политэкономия……………………………………...
2.3 Неоклассическая политэкономия. Марксизм…………………………….25
2.4
Маржинализм…………………………………………………
2.5
Кейнсианство, неокейнсианство………………………………………
3.
Этап совершенствования………………………..……
3.1
Институционализм…………….……………………
3.2 Современная экономическая теория………………………………………36
Заключение…...……………………………………..
Список
используемой литературы…………………………….…...…………
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы – «История развития экономической науки». В ней я попыталась рассказать, как развивалась экономическая наука, какие учёные и философы внесли в неё свой вклад.
Казалось бы, по данной теме все уже написано другими авторами. Чтобы составить представление об истории экономических учений, достаточно прочитать несколько хороших основополагающих книг.
Экономическую науку едва ли можно постичь, не ознакомившись с теоретическими воззрениями выдающихся экономистов классической политической экономии. В их числе Адам Смит является, несомненно, центральной фигурой. И хотя экономическая наука начинается действительно не с этого автора, но именно он, как сказал М. Блауг, стал тем, кто создал « первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки».
Своеобразную философию рыночного хозяйства с его принципом "невидимой руки" нам оставил в наследство великий экономист, основатель классического направления в экономической науке - Адам Смит. Надо сказать, что классическая политическая экономия оказала огромное влияние на все последующее развитие экономической науки. С возникновением классической политической экономии экономика получила признание в качестве науки. Это значит, что экономическая мысль перестала довольствоваться знаниями на уровне здравого смысла, попыталась увидеть то, что недоступно обыденному взгляду. Одновременно формирование классической политэкономии было частью еще одного, более масштабного процесса.
В
историко-экономической
Обращаясь к науке, мы всякий раз — вольно или невольно — соотносим ее возможности со своими текущими проблемами. Из копилки экономических знаний мы выделяем то, что считаем важным, оставляя все прочее в стороне.
Цель данной работы – рассмотреть историю зарождения экономики, как наука, а так же определить этапы становления и развития экономической науки.
Исходя из поставленной цели, намечен ряд задач:
Курсовая работа состоит из введения, в котором предложена актуальность, цели и задачи. В заключении предлагается анализ проделанной работы. Источниками для написания данной курсовой работы служат учебные пособия научные публикации о работах мыслителя как отечественных, так и зарубежных авторов.
История экономических учений занимает большое место в системе экономических наук. Дополняя экономическую теорию, она вместе с тем несёт определённую самостоятельную нагрузку. Велико значение истории экономических учений и в системе экономического образования, в подготовке экономистов, в формировании их квалификации.
В
литературе принято следующее определение
науки: история экономических
учений изучает исторический
процесс возникновения
и развития основных
систем экономических
взглядов ученых различных
исторических периодов. Из этого следует,
что анализ возникновения и развития экономических
учений охватывает весь исторический
процесс общественного развития, все исторические
эпохи начиная с рабовладельческого общества.
1.1 Экономические
учения Древнего Востока,
античности, Средневековья
Древний Восток — колыбель цивилизации на Земле. Именно здесь возникли первые системы письменности, первые государства, появились первые памятники экономической мысли в истории человечества.
Развитие
древневосточных стран
Эти
особенности экономического развития
нашли отражение в
Первые научные представления об экономике сформировались в эпоху традиционных обществ. Она имеет обширные хронологические границы - от древнейших времен до XVII века и включает общества восточных деспотий, греко-римскую цивилизацию, средневековье и эпоху торгового капитализма.
В традиционных обществах преобладало сельскохозяйственное производство; большая часть общественного продукта производилась в аграрном секторе и значительная часть населения была занята в сельском хозяйстве. Они имели натурально-хозяйственную основу; преобладало не товарное, а натуральное хозяйство. Вместе с тем углубление общественного разделения труда, поступательное развитие промышленности и торговли вело к формированию рыночных отношений и институтов, которые постепенно вытесняли натуральное хозяйство, формируя предпосылки для товарного производства.
В традиционных обществах были широко распространены отношения личной зависимости; производители не были самостоятельны в принятии хозяйственных решений. Они зависели от господствующей социальной группы, обладавшей монополией на основные экономические ресурсы: государственного бюрократического аппарата в восточных деспотиях, рабовладельцев в античном мире, феодалов в эпоху средневековья. Это вело к господству внеэкономического принуждения к труду. Вместе с тем, элементы экономической заинтересованности постепенно развивались и вытесняли внеэкономическое принуждение.
Общества восточных деспотий: Древний Египет, Вавилон, Шумер, Ассирия, Индия, Китай и др. - имели экономику административного типа с большим царско-храмовым хозяйством и слабо развитыми частнособственническими и товарно-денежными отношениями.
В Древней Греции и Древнем Риме в отличие от древневосточных государств развитие ремесла, торговли и рыночных отношений, широкое использование рабского труда способствовали развитию частной собственности и частного хозяйства. Разрабатывая общую философию государства и права, античные мыслители стремились исследовать законы общественной жизни и выявить механизмы, способные обеспечить общественное согласие и целостность общества.
Древние римляне восприняли идеи греков. Однако они занимались главным образом вопросами права, а также практическими проблемами управления частным хозяйством.
В древневосточных государствах, в Древней Греции и Риме основными направлениями экономической мысли являлись экономика домашнего хозяйства (имения, мастерские и т.д.), экономика государства и экономическая политика. Научная экономическая мысль имела не систематический, а фрагментарный характер; экономическая профессия еще не сформировалась и исследованиями экономических вопросов занимались не профессиональные экономисты, а главным образом философы, которые опирались не на специальные методы исследования, а на простой здравый смысл.
Средневековье это многовековой период эпохи традиционных обществ, начавшийся с падения Римский империи (474) и продолжавшийся до середины пятнадцатого века. Средневековое общество имело феодальный характер. Феодализм характеризовался частной собственностью на землю и господством крупного землевладения. Феодальное общество имело жесткую сословную структуру, основанную на принципе "господин-вассал".
Большую роль в организации феодального общества, а также в его интеллектуальной жизни играла церковь. В этот период преобладала не светская, а религиозная (каноническая) мысль; экономические идеи развивались как часть учения христианской церкви. Наиболее типичным явлением в мышлении средневековья является схоластика (от греч. "школьный", "ученый"), возникшая в XI-XII вв. Раннее христианство отрицательно относилось к частной собственности и предпринимательству. Однако прогресс экономики в эпоху позднего средневековья в связи с развитием ремесла, торговли и городской экономики и расширением рынков приходил в противоречие с христианским учением.
Средневековым
мыслителям удалось уточнить содержание
многих экономических понятий, развить
логику научного понимания экономических
процессов. Однако в целом экономическое
мышление оставалось под контролем религиозных
норм.
1.2 Экономические
учения Древней Греции:
Ксенофонт, Платон, Аристотель
Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
Ксенофонт родился в Афинах в 430 г. до н.э.. (умер в 355 г. до н.э.), принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии. Он - ученик известного древнегреческого философа Сократа. По своим политическим взглядам выступал как сторонник аристократической Спарты и противник афинской демократии.
Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. По словам Ксенофонта, «земледелие- мать и кормилица всех искусств». Из орфографического словаря выясним понятие земледелие – это отрасль сельского хозяйства, возделывание земли для выращивания растений, используемых человеком. Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей. К ремеслам Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Не включалась в разряд достойных видов деятельности свободного грека и торговля. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.