Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:24, контрольная работа
1 вопрос. Экономическая мысль Древнего Востока.
49. Экономические мысли Пьера Прудона
Министерство
образования и науки Республики
Казахстан
Международная
Бизнес-Академия
Кафедра
Менеджмента, Экономики и Финансов
вариант
№5
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
“ИСТОРИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ”
КАРАГАНДЫ
2011
1 вопрос. Экономическая мысль Древнего Востока.
Экономическая мысль Древнего Востока имеет в основном религиозную форму и подчинена решению социальных и политических проблем. В экономических произведениях того времени проблемы экономики в целом не стали предметом научного анализа. В то же время экономические труды содержали рекомендации по управлению государством и контролю за экономической деятельностью граждан.
Характеристика эпохи. Первые цивилизации, появившиеся около 3 тыс. лет до н. э. (Египет, государства Междуречья), сформировали определенный тип общества, который получил затем преимущественное распространение в странах Азии, хотя к нему можно отнести и некоторые древние государства Европы (Крит), Америки (государства майя, ацтеков, инков) и Африки (Египет). Основные средства производства (земля и оросительные системы) принадлежали здесь государству, существовавшему в виде абсолютной монархии. Основными производителями были свободные крестьяне и ремесленники, объединенные в общины. Они платили налоги и выполняли трудовые повинности. Рабы составляли незначительную долю трудящихся и использовались в основном либо для услуг, либо на самых тяжелых работах (в рудниках и каменоломнях). Значительную долю в экономике составляло натуральное хозяйство, хотя присутствовали и товарно-денежные отношения. Высшие слои общества были представлены преимущественно чиновниками, так как социальные отношения в большой степени регламентировались и контролировались государством. В духовной жизни общества огромную роль играла религия.
Предмет и метод. Основными источниками, из которых мы знаем об экономической мысли Древнего Востока, были юридические документы того времени и сочинения о государственном управлении, одной из сфер которого была экономика. Поэтому предметом экономической мысли в них была макроэкономика, т.е. хозяйственные отношения в масштабах государства. Метод этих сочинений был преимущественно нормативный, они были написаны в основном в форме рекомендации о том, как лучше управлять государством. Нормы социально-экономических отношений в значительной степени обосновывались существующими традициями и религиозными представлениями.
Основные теоретические положения:
1. Богатство. Главной проблемой экономической науки на всех стадиях ее развития является богатство (или разные его интерпретации — выгода, прибыль, полезность). Есть даже шутливое определение того, кто такой экономист, согласно которому — это бедный человек, дающий советы, как разбогатеть. В экономической теории проблема богатства рассматривается на различных уровнях — человека, фирмы, общества. Древневосточная экономическая мысль рассматривала прежде всего богатство государства. Так, в древнеиндийском сочинении «Артхашастра» (IV в. до н. э.) богатство определяется как «земля, населенная людьми», которые платят налоги. Поэтому достаток у народа гарантирует богатство государя. В древнекитайском энциклопедическом сочинении «Гуань-цзы» (IV в. до н. э.) также считалось необходимым «сделать государство богатым и народ довольным». Эта задача возлагалась на государя и его чиновников;
2.
Способы увеличения богатства.
Поскольку речь шла прежде
всего о богатстве государства,
А.
Крестьяне. На Древнем Востоке крестьяне
считались основой государства
не только потому, что они были производителями
главных предметов потребления
и основными
Б. Торговцы. Несмотря на признание необходимости торговли, все авторы древневосточных сочинений проявляли антипатию к торговцам. В «Артхашастре» торговцы даже названы «ворами, не носящими имени воров», предполагая, что они недоплачивают налоги государству. Действительно, проконтролировать доходы торговцев было значительно сложнее, чем доходы крестьян. Шан Ян писал: «...торговцы наловчились постоянно менять место своего пребывания». В качестве контрмеры он предлагал в целом увеличить налогообложение купцов: «Если резко повысить пошлины, взимаемые на заставах и рынках, то земледельцы возненавидят торговцев, а те усомнятся в доходности торговли и утратят предприимчивость».
Кроме того, чтобы доходы торговцев могли быть легче определены, а также для стабилизации положения на рынке древневосточными авторами предлагалась государственная фиксация цен. Это нередко было и на практике — в некоторых сводах законов древневосточных государств прямо указывались цены на основные товары.
В. Чиновники. Авторы древневосточных сочинений прекрасно видели, что сбор налогов — только половина дела. Важно также, чтобы их не растаскивали по дороге в царскую казну. Против чиновников-казнокрадов в «Артхашастре» рекомендуется применять наряду с официальным контролем тайный контроль путем внедрения правительственных агентов под видом слуг, торговцев и т.п. Правда, рекомендации свои Каутилья, автор «Артхашастры», заканчивает пессимистически: «Так же как нельзя распознать, пьют ли воду плавающие в ней рыбы, нельзя определить, присваивают ли имущество чиновники, приставленные к делам»;
3. Государственное регулирование экономики.
Для
древневосточных обществ было в
основном типично прямое государственное
регулирование экономических
Наряду с прямым государственным регулированием некоторые китайские мыслители предлагали косвенное регулирование экономики. Например, Ли Куй (IV в. до н. э.) выдвинул идею «амбаров справедливости», согласно которой в урожайные годы налоги надо увеличивать и накапливать продукты в государственных амбарах, а в неурожайные — продавать накопленные запасы по низким ценам или даже раздавать голодающим. Авторы трактата «Гу-ань-цзы» предлагали «справедливую (государственную) торговлю зерном» для сезонного выравнивания цен — осенью закупать зерно «не слишком дешево», а весной продавать «не слишком дорого». «Вместо того чтобы уравновешивать при помощи налогов, — рекомендовали они, — регулируйте при помощи денег».
Помимо
конкретных рекомендаций в области
рыночного регулирования в «
5.
Экономическая школа
Классическую политэкономию во Франции после П. Буагильбера представляла школа физиократов, основанная в середине XVIII в. Франсуа Кенэ (1694-1767). В неё входила большая группа экономистов (А. Тюрго, В. Мирабо, В. Дюпон де Немур, Г. Летрон и др.).
Исходным в концепции
Школа физиократов выступила
с резкой критикой монетаризма.
Вместе с тем толкование
Центральное место в учении физиократов занимала проблема "чистого продукта" и его производства. Это избыток над той частью, которая возмещала заработную плату. Иными словами, под "чистым продуктом" имелся в виду прибавочный продукт. Исходя из того, что "земля есть единственный источник богатства", Кенэ полагал, что "чистый продукт" производится только в земледелии. С этой точки зрения промышленность оказывалась "бесплодной". Единственной формой чистого продукта считалась рента.
Физиократы противоречиво
В соответствии со своим пониманием производства Ф. Кенэ делил общество на три класса: 1) собственников (дворянство, духовенство, король со свитой, чиновничество); 2) фермеров, к которым относил и капиталистов, и наёмных рабочих; 3) "бесплодных", включавших торгово-промышленное население страны.
Информация о работе Контрольная работа по "Истории экономических учений"