Контрольная работа по "Истории экономических учений"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:24, контрольная работа

Краткое описание

1 вопрос. Экономическая мысль Древнего Востока.
49. Экономические мысли Пьера Прудона

Файлы: 1 файл

КР ПО ИЭУ.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

       Физиократы категорически отвергли  экономическую доктрину меркантилизма.  В области экономической политики  они выступили как сторонники  невмешательства государства в  экономическую жизнь страны, противники  всякого рода монополий, защищая свободу предпринимательской деятельности в условиях капиталистической конкуренции.

       Вершину физиократической системы  составила попытка анализа воспроизводства  общественного капитала, предпринятая  Ф. Кенэ в знаменитой "Экономической  таблице" (1758).

     Рассматривая  процесс воспроизводства, Ф. Кенэ анализировал происхождение доходов, обмен между  капиталом и доходом, отношение  между производительным и окончательным  потреблением. В качестве момента  процесса воспроизводства он пытался  представить "обращение между двумя большими подразделениями производственного труда - между производством сырья и промышленностью". Всё это воплощалось в одной экономической таблице.

       При построении "Экономической  таблицы" Кенэ исходил из  определённых предпосылок, делал  ряд допущений. Он абстрагировался от влияния внешнего рынка, колебаний цен, рассматривая простое воспроизводство, что правомерно для начала анализа. Анализируя общественное воспроизводство, Кенэ взял движение товарного капитала, обнаружив верный экономический такт, поскольку проблема воспроизводства есть прежде всего проблема реализации общественного продукта.

      "Экономическая таблица" воплотила  в себе все основные положения  физиократов: деление общества  на три класса (земельных собственников,  фермеров и "бесплодных"); чистый продукт (прибавочная стоимость) производится только в сельском хозяйстве; для промышленности характерно лишь сложение стоимостей; обмен эквивалентов в торговле как результат свободной конкуренции. Капитал фермеров делится на первоначальные ежегодные авансы. Кенэ ввёл различие стоимостной и натуральной формы совокупного общественного продукта, разграничил категории капитала и дохода.

       В "Экономической таблице" рассматривалось только простое воспроизводство, отсутствовала проблема накопления. Кенэ не показывал, каким образом реализовывалась оставшаяся у фермеров часть сельскохозяйственного продукта. Игнорировалась необходимость восстановления средств труда у "бесплодных".

       Тем не менее "Экономическая  таблица" Ф. Кенэ впервые  показала условия, необходимые для осуществления воспроизводственного процесса.

       Завершил учение физиократов  выдающийся экономист, видный  государственный деятель Франции  Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781).(25, с.37-41) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     49. Экономические мысли Пьера Прудона

     Прудон (Proudhon) Пьер Жозеф (15.1.1809— 19.1.1865), французский мелкобуржуазный социалист, теоретик анархизма. Родился в бедной крестьянской семье. Не имея возможности получить систематического образования, занялся самостоятельно изучением истории, политической экономии и философии. В 1838 сдал экзамены на бакалавра.

       Прудон приобрёл известность,  сочинив "Что такое собственность?" в 1840 году, где доказывал, что  "собственность — это кража". В 1844-45 Прудон познакомился в Париже с немецкими эмигрантами-младогегельянцами, а также с Карлом Марксом. В беседах и спорах с Прудоном Маркс пытался разъяснить ему принципы материалистической диалектики и научного коммунизма, однако Прудон остался на позициях утопического мелкобуржуазного реформаторства. В 1845-46 Прудон изложил свои идеи о мирном переустройстве общества посредством реформы кредита и обращения в сочинении "Система экономических противоречий, или Философия нищеты", в котором он выступил также против коммунизма и рабочего движения.

       Маркс дал критику идей Прудона в своей книге "Нищета философии" (1847г.). В период революции 1848г. Прудон вел активную политическую деятельность, был избран депутатом Учредительного собрания. В книгах "Исповедь революционера" и "Общая идея революции XIX века..." выступил как анархист, выдвинувший план "социальной ликвидации" — замены государства договорными отношениями между индивидуумами, общинами и группами производителей сотрудничающими в эквивалентном обмене. В 1840г. Прудон сделал попытку основать для осуществления своих проектов "Народный банк". В 1849—52гг. находился в тюрьме за резкие статьи против Луи Наполеона. В бонапартистском перевороте 2 декабря 1851г. Прудон усмотрел своеобразную "социальную революцию". В годы Второй империи Прудон отошёл от этих иллюзий, критиковал бонапартистскую диктатуру за ее поддержку крупной буржуазии, финансистов и биржевиков, одновременно проповедовал аполитизм, тормозя рост политической активности пролетариата. В 1858 Прудон за антиклерикальное сочинение "О справедливости в революции и в церкви" был приговорён к тюремному заключению, которого избежал, эмигрировав в Бельгию. В сочинении "Война и мир" выступил с апологией войны как "источника права". После амнистии в 1862 Прудон вернулся во Францию. В работе "О федеративном принципе" лозунг "ликвидации государства" заменил планом раздробления современного централизованного государства на мелкие автономные области. В своём предсмертном сочинении "О политических способностях рабочего класса" Прудон разработал программу "мютюэлизма" — освобождения пролетариата с помощью производственных, кредитных и потребительских, ассоциаций, основанных на принципе "взаимопомощи".

       Для Прудона характерны идеализм  и эклектизм. Опираясь на концепцию  Платона о первичности мира  идей, Прудон пытался построить  свое учение, в основе которого лежит мистическая идея абсолютного разума, управляющего миром и осуществляющего "вечные законы справедливости". Эта идеалистическая основа воззрений Прудона впитала в себя разнообразные влияния буржуазной политэкономии, утопического социализма и философии. По существу, разделяя "догму Смита", определявшего стоимость доходами, Прудон давал её мелкобуржуазного трактовку. Считал, что стоимость равна заработной плате, к которой относил и прибыль. Разделял ошибочный тезис С. Сисмонди о невозможности реализации прибавочной стоимости (последнюю он сводил к проценту) без "третьих лиц". На выработку анархических идей Прудона повлияла критика Ш. Фурье политической борьбы и фальши буржуазной цивилизации, критика свободной конкуренции и порождаемой ею монополии. В формировании взглядов Прудон играли роль "экономизм" и представления о важнейшем реформаторском значении банков и кредита, свойственные сенсимонизму. "Социальная наука", которую Прудон провозглашал в противовес социалистическому "утопизму", истолковывалась им как "борьба за справедливость". Свои идеалы "вечной справедливости" Прудон черпал, как показал Маркс, "...из юридических отношений соответствующих товарному производству...".

     Экономическая теория Прудона. Прудонизм - доктрина мелкобуржуазного социализма, основу которой составляют экономические, философские и социологические взгляды П. Ж. Прудона. Прудон и его последователи считали крупную капиталистическую собственность "кражей", но отвергали коммунизм и отстаивали "владение" — мелкую собственность, не связанную с эксплуатацией чужого труда. Рассматривая антагонизм труда и капитала сквозь призму жизненных условий и интересов мелких товаропроизводителей и не понимая действительных источников классовой эксплуатации, они объясняли ее существующим в буржуазном обществе неэквивалентным обменом. В результате, по их мнению, крупные денежные капиталисты, финансисты и банкиры, монопольные владельцы средств обращения, грабят все трудящиеся классы, в т. ч. "трудящуюся буржуазию", взимая со всех дань, — ссудный процент и вычеты из заработной платы производителей. Отсюда делался вывод о возможности уничтожения классовой эксплуатации посредством экономической реформы в сфере обращения, организации безденежного обмена товаров и беспроцентного кредита при сохранении частной собственности на средства производства и наёмного труда. Прудонисты доказывали, что такая реформа приведёт к преобразованию капиталистического общества в строй равенства, т. к. превратит всех людей в работников, обменивающихся равными количествами труда, и откроет каждому возможность стать самостоятельным производителем. Ввиду этого "социальная революция", полагал Прудон, может и должна осуществляться мирным путём, на основе сотрудничества пролетариата и почти всей буржуазии, при отказе от политической борьбы, являющейся, по его мнению, важнейшим источником обострения классовых антагонизмов, и при уничтожении государства, которое Прудон считал главным орудием раскола общества, паразитизма и угнетения. "Не уничтожить капитализм и его основу — товарное производство, а очистить эту основу от злоупотреблений, от наростов и т. п.; не уничтожить обмен и меновую стоимость, а, наоборот, “конституировать” ее, сделать ее всеобщей, абсолютной, ”справедливой”, лишенной колебаний, кризисов, злоупотреблений — вот идея Прудона". Прудонисты делали вывод о том, что противоречия и антагонизмы буржуазного общества могут быть разрешены только посредством их уравновешивания. Они отказались от всякого ограничения частной собственности, в вопросе о социальном преобразовании переносили центр тяжести на осуществление идеи справедливости и моральное совершенствование личности. В проекте "прогрессивной ассоциации" (1845—47), объединяющей на принципах "мютюэлизма" (взаимопомощи) ремесленников, торговцев, рабочих и владельцев мелких предприятий для "эквивалентного обмена", Прудон признавал необходимость перехода предприятий крупной промышленности и железнодорожного транспорта в собственность и управление коллективов рабочих и служащих, но продолжал отстаивать сохранение частной собственности на средства производства в мелкой промышленности и в сельском хозяйстве.

       Прудонизм получил в 19в. распространение во Франции и некоторых других странах с мелкобуржуазным составом населения и значительной, мелкобуржуазной прослойкой в рабочем классе. Распространению прудонизма способствовало то, что его реакционная сущность маскировалась псевдореволюционной фразеологией (в критике пороков капитализма, буржуазного государства и крупной собственности). Прудон отражал действительное положение мелкой буржуазии во Франции, в условиях промышленного переворота: с одной стороны, её протест против разорения и гнета крупного капитала и буржуазного государства, с другой — её стремление сохранить мелкую собственность и пойти назад, к мелкобуржуазному "маленькому капитализму". Это обусловливало его принципиальную общность с буржуазным социализмом, сущность которого "...как раз и заключается в желании сохранить основу всех бедствий современного, капиталистического общества, устранив в то же время эти бедствия". Закономерно поэтому в "Манифесте Коммунистической партии" отнесение Прудона к создателям систем буржуазного социализма.

       Под руководством прудонистов  оказались на первых порах  французские секции 1-го Интернационала. Решительная борьба против них Маркса, Энгельса и их сторонников закончилась полной победой марксизма над прудонизмом. Эту победу закрепил опыт Парижской Коммуны, который до конца раскрыл порочность и вред прудонизма, давший себя знать во многих ошибках и слабостях Коммуны, и заставил участвовавших в ней прудонистов делать "...как раз обратное тому, что им предписывала доктрина их школы". В дальнейшем прудонистские идеи сохранялись в бакунистском анархизме, а после краха бакунизма использовались различными течениями "мирного" анархизма, а также анархо-синдикализма. Теоретики последнего заимствовали у Прудона буржуазно-анархистские идеи, отрицательное отношение к государству, политической борьбе и др. Ряд идей Прудона вошёл в арсенал буржуазных теорий "солидаризма", "радикал социализма" и тому подобных проповедей сотрудничества классов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы:

  1. Агапова И.И. История экономических учений. - М., 1997.
  2. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (История и современность). - М., 1996.
  3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе –М., 1994.
  4. Грачев В.А. История экономических учений. Учебное пособие. Киров, 1997.
  5. Гусейнов Р.А. и др. История экономических учений. - Новосибирск, 1994.
  6. Костюк В.Н. История экономических учений. Учебное пособие. - М., 1997.
  7. Левитина Р.Я. История экономических учений. - М., 1995.
  8. Негита Т. История экономической теории. Учебник. - М., 1995.
  9. Современные экономические теории Запада./Под ред. А.Н. Марковой. - М.. 1996.
  10. Титова Н.Е. История экономических учений. Курс лекций. - М., 1997.
  11. Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М. 1996.

   12 Аникин А.В. Юность науки. - М., 1985.

   13 Бем-Баверк Е. Основы теории  ценностей хозяйственной жизни. - СПб., 1903.

   14 Бункина М.К. Монетаризм. - М., 1994.

   15 Зарицкий Б.Е. Людвиг Эрхард: секреты “экономического чуда”. - М., 1997.

   16 Кейнс Дж.М. Общая теория занятости,  процента и денег., М., 1978.

   17 Кларк Д.Б. Распределение богатства. -М., 1992.

   18 Мальтус Т. Опыт закона о  народонаселении. Тт. 1-2.-М., 1908.

   19 Маркс К. Капитал. т.1. К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., 2 изд., т.2,3.

   20 Маршалл А. Принципы политической  экономии. Т.т. 1-3.-М., 1983.

   21 Милль Д.С. Основы политической  экономии. т.т. 1-3., М., 1980-1981.

   22 Ойкен В. Основы национальной  экономики. -М., 1996.

   23 Рикардо Д. Начала политической экономики и налогового обложения. Соч., т.1.-М., 1955.

   24 Сэй Ж.Б. Трактат политической  экономии. - М., 1996.

   25 Титова Н.Е. История экономических учений.- М., 1997

   26 Хайек Ф. Частные деньги. - М., 1996.

   27 Хикс Д. Стоимость и капитал. - М., 1988.

   28 Шумпетер Й. Капитализм, социализм  и демократия. - М., 1995.

   29 Ядгаров Я.С. История экономических  учений. - М.,2007 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Истории экономических учений"