Институты командной и рыночной экономики: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование институтов командной и рыночной экономики.
В данной курсовой работе рассматривается, к какому типу экономических систем можно отнести экономическую систему России, на сколько мы продвинулись к рынку.
Работа состоит из двух глав, введения и заключения. Общий объем- 50 страниц. В первой главе я рассмотрю теоретические подходы к изучению институтов рыночной и командной экономики. Во второй главе освещаются вопросы, касающиеся российской модели переходной экономики.

Оглавление

Введение5
Глава 1. Институты командной и рыночной экономики7
1.1.Командная экономическая система7
1.2.Рыночная экономическая система12
1.3.Сравнительный анализ командной и рыночной экономики21
Глава 2. Анализ рыночной экономической системы в России25
2.1.Институты рынка25
2.1.1.Институт государства26
2.1.2.Институт корпораций27
2.1.3.Институт собственности29
2.1.4.Институт прав собственности30
2.1.5.Институт трансакций31
2.2.Переход России к рыночной экономике32
2.3.Рыночная экономика в современной России37
Заключение44
Список используемой литературы47
Приложения48

Файлы: 1 файл

курсовая гот.вар..docx

— 129.75 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 

ФБГОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»

(КубГТУ)

 

Факультет экономики, управления и бизнеса

Кафедра экономической теории

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Институциональная экономика»

 

на тему: Институты командной  и рыночной экономики: сравнительный анализ

                               

Выполнила  студентка  группы  12-ЭБ-МН 2

Лукина Елена  Анатольевна

 

Допущена к защите

 

Научный руководитель

____________________________

  (подпись, дата, расшифровка подписи)

 

Нормоконтролер работы

____________________________

  (подпись, дата, расшифровка подписи)

 

Защищена   ________                    Оценка ________________________

                         (дата)                               

Члены комиссии ____________________________________________

                                                                             _____________________________________________________

(подпись, дата, расшифровка подписи)

 

2012

 

                                      

 

 

 


Министерство образования  и науки Российской Федерации 

 ФБГОУ ВПО «Кубанский  государственный технологический  университет»

(КубГТУ)

 

 

 

Факультет экономики, управления и бизнеса

 

 

Кафедра экономической теории

 

 

Задание на выполнение курсовой работы

 

по специальности 080200

 

студенту Лукиной Елене  Анатольевне

 

 

 

       Тема курсовой работы: «Институты командной и рыночной экономики: сравнительный анализ»

 

 

 

 

Руководитель курсовой работы доцент                   Т.И. Бондаренко                                                                   

 

 

 

Срок представления

завершенной курсовой работы руководителю  «__» ________201__г.  

 

 

 

 

 

 


                                       Реферат к курсовой работе

       

         Курсовая работа « Институты командной и рыночной экономики: сравнительный анализ» посвящена анализу институтов рыночной и командной экономики.   В ней изложены характерные признаки институтов командной и рыночной экономики, сравнительный анализ институтов этих двух экономических систем, а также развитие и становление рыночной системы в России.

        Предметом курсовой работы являются институты командной и рыночной экономики и их функционирование в России.

        Объектом – экономическая жизнь общества.

        Цель курсовой работы – исследование институтов командной и рыночной экономики.      

        В данной курсовой работе рассматривается, к какому типу экономических систем можно отнести экономическую систему России, на сколько мы продвинулись к рынку.       

        Работа состоит из двух глав, введения и заключения. Общий объем- 50 страниц. В первой главе я рассмотрю теоретические подходы к изучению институтов рыночной и командной экономики. Во второй главе освещаются вопросы, касающиеся российской модели переходной экономики.

        Основные  термины и понятия: Государственная собственность, Директива, Командная экономика, Конкурентоспособность, Конкуренция, Личный интерес, Мягкие институты, Незаконное рейдерство, Переходная экономика, Рынок, Рыночная экономика, Свобода выбора, Свободное предпринимательство, «Ценополучатель», Экономика, как хозяйственная система.

 

 

 



Институты командной и рыночной экономики: сравнительный анализ


                                        Содержание

 

Введение5

Глава 1. Институты командной  и рыночной экономики7

    1.1.Командная экономическая система7

    1.2.Рыночная экономическая система12

    1.3.Сравнительный анализ командной и рыночной экономики21

Глава 2. Анализ рыночной экономической  системы в России25

    2.1.Институты рынка25

2.1.1.Институт государства26

2.1.2.Институт корпораций27

2.1.3.Институт собственности29

2.1.4.Институт прав собственности30

2.1.5.Институт трансакций31

    2.2.Переход России к рыночной экономике32

    2.3.Рыночная экономика в современной России37

Заключение44

Список используемой литературы47

Приложения48

 

 

 


                                              Введение


        Тема, выбранная мною для курсовой работы, достаточно актуальна вна данный период времени, когда российское общество стремиться перейти к социальной рыночной экономике. От типа системы, зависит состояние государства, как внутри страны, так и за ее пределами.

        За  время существования, человечество  перепробовало различные типы  экономических систем, и поиск  лучшего варианта  продолжается, по сей день. Поэтому я решила выявить особенности командной и рыночной экономики и выделить плюсы и минусы каждой из них.

        Командная  и рыночная экономики представляют собой противоположные экономические системы. С теоретической точки зрения командное хозяйство было задумано как противоположность рыночному.

        Всякое современное многоотраслевое общественное производство нуждается в определенном внутреннем согласовании и организации. Как, скажем, состыковать производство зерна, выпечку хлеба и потребности в нем населения, чтобы все производители и торговля были с прибылью, а потребители удовлетворены? Конкретно подобная состыковка проявляется в решении любым обществом четырех главных проблем: что, как, для кого и сколько производить. Понятно, что различные страны решали и решают такие проблемы по-разному.

        Совокупность  всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм), современная рыночная экономика (современный капитализм), административно-командная и традиционная экономика.

        В  каждой системе существуют свои  национальные модели организации  хозяйства, так как страны различаются  своеобразием истории, уровнем  экономического развития, социальными и национальными условиями.

        На  основании выше сказанного можно  сделать вывод о том, что  избранная для исследования тема  весьма актуальна. Актуальность  данной проблемы и является  мотивом её избрания для этой  работы.

        Цель  данной работы - проанализировать  преимущества и недостатки различных  экономических систем.

        В  данной курсовой работе рассматривается два вида экономических систем: Командную экономическую систему и Рыночную экономическую систему. Детальнее рассмотрю сравнительный анализ этих экономических систем. Так же проанализирую Россию в системе рыночной экономической системе.

        Данная  тема весьма подробно изучена  во многих источниках литературы.

        Среди  авторов, занимающихся исследованием  данной проблемы, особо можно  выделить К.Маркс, Герасимов Н.В., Черняк В.К., Я. Корнаи, Виноградова В.В.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Институты командной и рыночной экономики

         1.1.Командная экономическая система

        Характерными чертами командной (централизованно-плановой, коммунистической) системы являются государственная собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики и централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизм.

        Хозяйственный механизм в такой системе предполагает единый центр управления всеми предприятиями, как правило, государственный, что уничтожает самостоятельность хозяйственных субъектов. Так же государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами.

        Материальная заинтересованность в результате труда подрывается тем, что руководство хозяйственной деятельностью государственный аппарат производит с помощью преимущественно административно-распорядительных методов.

        При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей, что не обеспечивает рост эффективности хозяйственной деятельности. Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Огромные государственные монополии, господствующие во всех областях народного хозяйства при отсутствии конкуренции не заботятся о развитии и внедрении новых технологий. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

        В странах с командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. Структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами, поскольку в соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям — промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей. Значительная часть ресурсов направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

        К оплате труда применялся уравнительный подход. Между участниками производства распределение продукции жёстко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы.

        Партийно-государственная элита занимала привилегированное положение при распределении продукции.

        Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.

        Подробнее стоит рассмотреть механизм принятия экономических планов.

        При сложившейся данной экономической системе планы утверждаются в высшем законодательном органе государства. После этого контроль над исполнением плана, принявшего форму закона, может осуществляться на основе административно-уголовной и партийной ответственности. Общий центр определяет не только объем выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров.

        Руководство является абсолютным монополистом любой продукции, что приводит к отсутствию конкуренции и, как следствие, недолжному качеству производимой продукции. Потребители лишены права выбора, они получают, но не покупают (хотя и платят деньги), лишь то, что им выделено производителем по воле центра. Принцип соответствия спроса и предложения заменен волей центра, материализующей принятые политические и идеологические решения.

        В данной системе заработная плата в силу ее жесткого декретирования  государством вне зависимости от качества и количества производимой продукции не является рычагом эффективного распределения труда, а только подрывает стимул к производительному труду.

        Процентная ставка не может служить в командной экономике средством эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования, хронического списывания долгов, нерентабельным предприятиям ни о какой эффективности говорить не приходится. Инвестиции осуществляются исходя из идеологических и политических приоритетов правящего центра.

        Слишком низкая цена на ресурсы не может способствовать их экономному использованию.

        В условиях государственной монополии на трудовые ресурсы, инвестиции и землю заработная плата, процент и рента не могут являться равновесными ценами, поскольку вообще не существует рынков труда, капитала и земли.

        В директивной экономике в принципе невозможно существование такой категории, как альтернативные издержки, а, следовательно, нет и разграничения на экономическую и бухгалтерскую прибыль. И директор промышленного предприятия, и директор магазина, и руководитель банка — все они лишены альтернативы использования свободных денежных средств, ибо все эти предприятия находятся в собственности государства.

        В условиях командной системы, так называемый, хозрасчет носит формальный характер. Производители вносят все свои финансовые средства в обязательном порядке в бюджет, а потом средства ему выделяются из бюджета. Суммы, вносимые в бюджет, и выплаты из него не взаимосвязаны и тем самым демонстрируется определяющая роль власти в экономике. Субъективная воля центра определяет и уравнительные выплаты без видимой связи с бюджетными платежами, и привилегированные дары и льготы, также назначаемые центром. Перечисление денег предприятиями происходит через банковскую систему, является исключительной монополией государства, и эта система неустанно следит за финансовым обеспечением власти центра. Кредитные рычаги, возможность получения кредитов под невысокий процент, перспектива получить в дальнейшем списание задолженности приводят как к паразитизму производителей, так и к финансовому укреплению центральной власти.

Информация о работе Институты командной и рыночной экономики: сравнительный анализ