Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование институтов командной и рыночной экономики.
В данной курсовой работе рассматривается, к какому типу экономических систем можно отнести экономическую систему России, на сколько мы продвинулись к рынку.
Работа состоит из двух глав, введения и заключения. Общий объем- 50 страниц. В первой главе я рассмотрю теоретические подходы к изучению институтов рыночной и командной экономики. Во второй главе освещаются вопросы, касающиеся российской модели переходной экономики.
Введение5
Глава 1. Институты командной и рыночной экономики7
1.1.Командная экономическая система7
1.2.Рыночная экономическая система12
1.3.Сравнительный анализ командной и рыночной экономики21
Глава 2. Анализ рыночной экономической системы в России25
2.1.Институты рынка25
2.1.1.Институт государства26
2.1.2.Институт корпораций27
2.1.3.Институт собственности29
2.1.4.Институт прав собственности30
2.1.5.Институт трансакций31
2.2.Переход России к рыночной экономике32
2.3.Рыночная экономика в современной России37
Заключение44
Список используемой литературы47
Приложения48
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФБГОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»
(КубГТУ)
Факультет экономики, управления и бизнеса
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Институциональная экономика»
на тему: Институты командной и рыночной экономики: сравнительный анализ
Выполнила студентка группы 12-ЭБ-МН 2
Лукина Елена Анатольевна
Допущена к защите
Научный руководитель
____________________________
(подпись, дата, расшифровка подписи)
Нормоконтролер работы
____________________________
(подпись, дата, расшифровка подписи)
Защищена ________ Оценка ________________________
(дата)
Члены комиссии ______________________________
(подпись, дата, расшифровка подписи)
2012
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФБГОУ ВПО «Кубанский
государственный
(КубГТУ)
Факультет экономики, управления и бизнеса
Кафедра экономической теории
Задание на выполнение курсовой работы
по специальности 080200
студенту Лукиной Елене Анатольевне
Тема курсовой работы: «Институты командной и рыночной экономики: сравнительный анализ»
Руководитель курсовой работы
доцент
Т.И. Бондаренко
Срок представления
завершенной курсовой работы руководителю «__» ________201__г.
Курсовая работа « Институты командной и рыночной экономики: сравнительный анализ» посвящена анализу институтов рыночной и командной экономики. В ней изложены характерные признаки институтов командной и рыночной экономики, сравнительный анализ институтов этих двух экономических систем, а также развитие и становление рыночной системы в России.
Предметом курсовой работы являются институты командной и рыночной экономики и их функционирование в России.
Объектом – экономическая жизнь общества.
Цель курсовой работы – исследование институтов командной и рыночной экономики.
В данной курсовой работе рассматривается, к какому типу экономических систем можно отнести экономическую систему России, на сколько мы продвинулись к рынку.
Работа состоит из двух глав, введения и заключения. Общий объем- 50 страниц. В первой главе я рассмотрю теоретические подходы к изучению институтов рыночной и командной экономики. Во второй главе освещаются вопросы, касающиеся российской модели переходной экономики.
Основные
термины и понятия:
Институты командной и рыночной экономики: сравнительный анализ
Введение5
Глава 1. Институты командной и рыночной экономики7
1.1.Командная экономическая система7
1.2.Рыночная экономическая система12
1.3.Сравнительный анализ командной и рыночной экономики21
Глава 2. Анализ рыночной экономической системы в России25
2.1.Институты рынка25
2.1.1.Институт государства26
2.1.2.Институт корпораций27
2.1.3.Институт собственности29
2.1.4.Институт прав
2.1.5.Институт трансакций31
2.2.Переход России к рыночной экономике32
2.3.Рыночная экономика в современной России37
Заключение44
Список используемой литературы47
Приложения48
Тема, выбранная мною для курсовой работы, достаточно актуальна вна данный период времени, когда российское общество стремиться перейти к социальной рыночной экономике. От типа системы, зависит состояние государства, как внутри страны, так и за ее пределами.
За
время существования,
Командная и рыночная экономики представляют собой противоположные экономические системы. С теоретической точки зрения командное хозяйство было задумано как противоположность рыночному.
Всякое современное многоотраслевое общественное производство нуждается в определенном внутреннем согласовании и организации. Как, скажем, состыковать производство зерна, выпечку хлеба и потребности в нем населения, чтобы все производители и торговля были с прибылью, а потребители удовлетворены? Конкретно подобная состыковка проявляется в решении любым обществом четырех главных проблем: что, как, для кого и сколько производить. Понятно, что различные страны решали и решают такие проблемы по-разному.
Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм), современная рыночная экономика (современный капитализм), административно-командная и традиционная экономика.
В
каждой системе существуют
На
основании выше сказанного
Цель
данной работы - проанализировать
преимущества и недостатки
В данной курсовой работе рассматривается два вида экономических систем: Командную экономическую систему и Рыночную экономическую систему. Детальнее рассмотрю сравнительный анализ этих экономических систем. Так же проанализирую Россию в системе рыночной экономической системе.
Данная
тема весьма подробно изучена
во многих источниках
Среди
авторов, занимающихся
Глава 1.Институты командной и рыночной экономики
1.1.Командная экономическая система
Характерными чертами командной (централизованно-плановой, коммунистической) системы являются государственная собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики и централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизм.
Хозяйственный механизм в такой системе предполагает единый центр управления всеми предприятиями, как правило, государственный, что уничтожает самостоятельность хозяйственных субъектов. Так же государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами.
Материальная
заинтересованность в результате труда
подрывается тем, что руководство хозяйственной
деятельностью государственный аппарат
производит с помощью преимущественно
административно-
При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей, что не обеспечивает рост эффективности хозяйственной деятельности. Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Огромные государственные монополии, господствующие во всех областях народного хозяйства при отсутствии конкуренции не заботятся о развитии и внедрении новых технологий. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.
В странах с командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. Структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами, поскольку в соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям — промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей. Значительная часть ресурсов направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.
К оплате труда применялся уравнительный подход. Между участниками производства распределение продукции жёстко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы.
Партийно-государственная элита занимала привилегированное положение при распределении продукции.
Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.
Подробнее стоит рассмотреть механизм принятия экономических планов.
При сложившейся данной экономической системе планы утверждаются в высшем законодательном органе государства. После этого контроль над исполнением плана, принявшего форму закона, может осуществляться на основе административно-уголовной и партийной ответственности. Общий центр определяет не только объем выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров.
Руководство является абсолютным монополистом любой продукции, что приводит к отсутствию конкуренции и, как следствие, недолжному качеству производимой продукции. Потребители лишены права выбора, они получают, но не покупают (хотя и платят деньги), лишь то, что им выделено производителем по воле центра. Принцип соответствия спроса и предложения заменен волей центра, материализующей принятые политические и идеологические решения.
В данной системе заработная плата в силу ее жесткого декретирования государством вне зависимости от качества и количества производимой продукции не является рычагом эффективного распределения труда, а только подрывает стимул к производительному труду.
Процентная ставка не может служить в командной экономике средством эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования, хронического списывания долгов, нерентабельным предприятиям ни о какой эффективности говорить не приходится. Инвестиции осуществляются исходя из идеологических и политических приоритетов правящего центра.
Слишком низкая цена на ресурсы не может способствовать их экономному использованию.
В условиях государственной монополии на трудовые ресурсы, инвестиции и землю заработная плата, процент и рента не могут являться равновесными ценами, поскольку вообще не существует рынков труда, капитала и земли.
В директивной экономике в принципе невозможно существование такой категории, как альтернативные издержки, а, следовательно, нет и разграничения на экономическую и бухгалтерскую прибыль. И директор промышленного предприятия, и директор магазина, и руководитель банка — все они лишены альтернативы использования свободных денежных средств, ибо все эти предприятия находятся в собственности государства.
В условиях командной системы, так называемый, хозрасчет носит формальный характер. Производители вносят все свои финансовые средства в обязательном порядке в бюджет, а потом средства ему выделяются из бюджета. Суммы, вносимые в бюджет, и выплаты из него не взаимосвязаны и тем самым демонстрируется определяющая роль власти в экономике. Субъективная воля центра определяет и уравнительные выплаты без видимой связи с бюджетными платежами, и привилегированные дары и льготы, также назначаемые центром. Перечисление денег предприятиями происходит через банковскую систему, является исключительной монополией государства, и эта система неустанно следит за финансовым обеспечением власти центра. Кредитные рычаги, возможность получения кредитов под невысокий процент, перспектива получить в дальнейшем списание задолженности приводят как к паразитизму производителей, так и к финансовому укреплению центральной власти.
Информация о работе Институты командной и рыночной экономики: сравнительный анализ