Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование институтов командной и рыночной экономики.
В данной курсовой работе рассматривается, к какому типу экономических систем можно отнести экономическую систему России, на сколько мы продвинулись к рынку.
Работа состоит из двух глав, введения и заключения. Общий объем- 50 страниц. В первой главе я рассмотрю теоретические подходы к изучению институтов рыночной и командной экономики. Во второй главе освещаются вопросы, касающиеся российской модели переходной экономики.
Введение5
Глава 1. Институты командной и рыночной экономики7
1.1.Командная экономическая система7
1.2.Рыночная экономическая система12
1.3.Сравнительный анализ командной и рыночной экономики21
Глава 2. Анализ рыночной экономической системы в России25
2.1.Институты рынка25
2.1.1.Институт государства26
2.1.2.Институт корпораций27
2.1.3.Институт собственности29
2.1.4.Институт прав собственности30
2.1.5.Институт трансакций31
2.2.Переход России к рыночной экономике32
2.3.Рыночная экономика в современной России37
Заключение44
Список используемой литературы47
Приложения48
Конкуренция также является основным условием функционирования рыночной системы, она служит координирующим и регулирующим механизмом рыночной экономики.
Конкуренция – это соперничество среди продавцов и среди покупателей, она подразумевает наличие на рынке большого числа независимых производителей и потребителей различных товаров и услуг, а также свободу производителей и потребителей выходить на различные рынки. Сущность конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической власти между производителями и покупателями, что не позволяет отдельным экономическим субъектам злоупотреблять этой властью. В то же время дело обстоит таким образом, что модель «совершенной конкуренции» на практике нереализуема, так как для её выполнения необходимо наличие следующих условий:
– количество продавцов и покупателей на рынке должно быть настолько большим, чтобы никто из них не мог диктовать свою цену;
– продавцы и покупатели не должны сотрудничать друг с другом (иначе возможно возникновение ценового сговора, вздутие цен на какие то товары и услуги, и т.п.);
– покупатели товаров и услуг должны иметь достоверную и своевременную информацию о происходящем на рынке;
– для новых производителей должна существовать возможность свободно выходить на рынки;
– для больших предприятий не должно быть создано преимуществ по сравнению с более мелкими, иначе это может привести к неконкурентоспособности последних и к возникновению монополий;
– субъекты рынка не должны подвергаться гонениям по политическим или другим мотивам;
– товары на рынке должны быть более или менее простыми и однородными;
– доходы должны распределяться более или менее равномерно.
Как показывает практика, эти условия не могут быть реализованы на сто процентов в большинстве современных экономических систем. Поэтому ограниченная роль государства, которую исключает концепция «чистой» рыночной экономики, все-таки имеет большое значение. Даже либеральные апологеты «чистой» экономики все же признают возможность вмешательство государства и общества в деятельность рынка с целью предотвращения деструктивных явлений и для поддержания функционирования рыночной экономики.
Конкурентная рыночная экономика обеспечивает высокую степень эффективности использования ресурсов, поэтому считается, что нет нужды во вмешательстве государства в деятельность экономики. Но как уже упоминалось выше, рыночная экономика ориентируется в первую очередь на максимизацию прибыли, что никак не может соответствовать запросам людей и общества в вопросах социальной защиты населения, обеспечения полной занятости, стабильного уровня цен, например, на услуги так называемых естественных монополий (электроэнергия, газ). Рыночная система в определенных условиях не способна обеспечивать общее равновесие национальной экономики, поэтому роль государства в регулировании рынка остаётся значительной во многих развитых странах мира. Основными функциями государства в экономической деятельности являются:
– стабилизация экономики в целом и обеспечение экономического роста;
– защита конкуренции в целях сохранения рыночной системы;
– обеспечение правовой базы для защиты участников рынка;
– производство общественных благ;
– перераспределение доходов в пользу малоимущих.
Все вышеперечисленные условия для создания рыночной системы все же окажутся недостаточными при отсутствии развитой рыночной инфраструктуры. Инфраструктура это основание, фундамент рыночной системы, ее внутреннее строение, каркас, без которого рыночная экономика бессильна и бесполезна. Рыночная инфраструктура в сочетании с правовой защитой участников рынка и свободой предпринимательства обеспечивает цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов и должна облегчать участникам рыночных отношений реализацию их интересов, повышать эффективность работы рыночных механизмов, облегчать юридическое регулирование экономической деятельности. Основными элементами развитой рыночной инфраструктуры являются:
– кредитная и банковская системы;
– биржи (фондовые, валютные, товарные);
– эмиссионная система;
– налоговая система;
– таможенная система;
– общественные и государственные объединения деловых кругов;
– система страхования коммерческих рисков;
– профсоюзы наемных работников;
– аудиторские компании;
– общественные и государственные фонды содействия деловой активности;
– экономические зоны свободного предпринимательства и пр.
Подводя итог, можно с убеждением говорить о том, что в развитых экономических системах с рыночной экономикой большинство экономических решений определяет рынок, однако роль государства в них возрастает в последние десятилетия. Несмотря на продолжающиеся споры (особенно в период экономического кризиса), большинство экономистов считает, что модель «чистой рыночной экономики» остаётся в большей мере недостижимым идеалом, а сама она прекратила своё существование ещё в 30–40-х годах ХХ века после, так называемой, Великой депрессии (затяжного экономического кризиса в США) и сейчас в большинстве экономических странах заменена смешанной (регулируемой) экономикой.
1.3.Сравнительный анализ командной и рыночной экономики
В заключение попробуем представить краткую сравнительную характеристику командной и рыночной экономик (табл. А.1). Первые четыре строки в таблице уже обсуждались выше и потому не требуют дополнительных пояснений. Последняя же, пятая строка проявляет еще одно весьма существенное различие между системами: если централизованная, командная экономика предстает главным образом как распределительная, то рыночная - как производящая.
Для
наглядности тут уместно
Сопоставляя
централизованную (социализм) и рыночную
(капитализм) системы, австро-англо-
В основе же рынка, напротив, - «спонтанные порядки», которые складываются без чьего-либо замысла в живом, стихийном процессе взаимодействия тысяч людей, в столкновении их самых разных интересов, целей, вкусов, идей (как это происходит, например, со спросом и предложением, свободными ценами, языком, моральными нормами, созданием семей и так далее).
Командная
экономика оказалась
Отсюда
претензии социализма на «
Вот
почему опыт не одного десятка
(!) стран в XX веке показал, что
люди не могут создавать
В отличие от этого рынок никто не придумывал и не строил. Он самоскладывался веками, эволюционно усваивая и развивая только те социальные институты, которые прошли мощный фильтр естественного отбора, проверку опытом и временем. Именно так возникли и закрепились в обществе частная собственность и свободное предпринимательство, взаимоответственность бизнесменов и честная конкуренция, уважение к правам личности и законам государства. Эти и многие другие «спонтанные порядки» лучше всякого госуправления обеспечивают гибкую сбалансированность и высокую эффективность в национальном хозяйстве.
Очень важно еще одно. Частно-конкурентный строй, по Хайеку, - «единственный, где человек зависит лишь от себя самого, а не от милости сильных мира сего». В условиях раздробленности собственности между множеством конкурирующих частных владельцев никто не может абсолютно господствовать над другим.
Хайек сравнивает ограниченную власть капиталиста с безмерной властью чиновника. Даже у работодателя (пусть мультимиллионера), пищет он, меньше власти над своим рядовым наемным работником, чем у «ничтожнейшего чиновника», в распоряжении которого государственный аппарат насилия и которому в командной системе позволено диктовать согражданам, как им работать и жить. Вот почему, заключает Фридрих Хайек, «общество, в котором власть в руках богатых, все равно лучше общества, в котором богатыми могут стать только те, в чьих руках власть»
Глава 2. Анализ рыночной экономической системы в России
2.1.Институты рынка
Понятие «институты» занимает чрезвычайно важное место в современном экономическом анализе. Институты – это достаточно двусмысленная категория. Ученые, писавшие на эту тему, не дали четкого определения, что такое институты. Более того, с точки зрения экономических перспектив институты определялись по-разному. Например, Эльстер считает, что институт можно охарактеризовать как законопринудительный механизм, изменяющий поведение с использованием силы.
Другое определение дает Д. Норт, который под институтами понимает правила игры в обществе или, более формально, созданные людьми ограничения, формирующие взаимодействие людей.
Д. Найт считает, что «институты – это набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знанием которых должны обладать все члены данного сообщества».
Институты создают структуру стимулов обмена, общественного, политического или экономического. Институты являются как формальными законами (конституция, различные законы, указы, постановления), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, стереотипы).
Можно сделать вывод, что
институты – это совокупность
формальных и неформальных правил поведения,
по которым хозяйствующие субъекты
взаимодействуют друг с другом и
осуществляют экономическую деятельность.
Например, это право частной
Институты создавались людьми
с целью обеспечения порядка
и устранения неопределенности в
обмене. Институты рыночной экономики
обеспечивают механизмы, с помощью
которых достигаются
2.1.1Институт государства
Государство появилось на исторической сцене 5-6 тыс. лет назад и с тех пор постоянно развивалось как самостоятельный институт общества.
Рассмотрим основные институциональные признаки государства.
1. Установки и образцы поведения (послушание, лояльность, субординация);
2. Символические культурные признаки (флаг, герб, национальный гимн, печать);
3. Утилитарные культурные черты (общественные здания, общественные работы, бланки и формы);
4. Кодекс устный и письменный (конституция, законы);
5. Идеология (государственное право, демократия, национализм).
Общество является сложным социальным образованием, и силы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В связи с этим институты имеют явные функции и латентные функции. Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или, если они признаны, считаются побочным продуктом.
Явные функции института государства:
1.Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института.
2.Регулятивная функция. Состоит в том, что функционирование институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.
3.Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Интегративные процессы, осуществляемые с помощью институтов, необходимы для скоординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций.
4.Транслирующая функция. Государство стремится воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности.
Информация о работе Институты командной и рыночной экономики: сравнительный анализ