Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование институтов командной и рыночной экономики.
В данной курсовой работе рассматривается, к какому типу экономических систем можно отнести экономическую систему России, на сколько мы продвинулись к рынку.
Работа состоит из двух глав, введения и заключения. Общий объем- 50 страниц. В первой главе я рассмотрю теоретические подходы к изучению институтов рыночной и командной экономики. Во второй главе освещаются вопросы, касающиеся российской модели переходной экономики.
Введение5
Глава 1. Институты командной и рыночной экономики7
1.1.Командная экономическая система7
1.2.Рыночная экономическая система12
1.3.Сравнительный анализ командной и рыночной экономики21
Глава 2. Анализ рыночной экономической системы в России25
2.1.Институты рынка25
2.1.1.Институт государства26
2.1.2.Институт корпораций27
2.1.3.Институт собственности29
2.1.4.Институт прав собственности30
2.1.5.Институт трансакций31
2.2.Переход России к рыночной экономике32
2.3.Рыночная экономика в современной России37
Заключение44
Список используемой литературы47
Приложения48
Предприятия, стремясь выполнить плановую директиву, сталкиваются с бюджетным ограничением. Смысл понятия бюджетного ограничения состоит в том, что сумма денежных доходов предприятия и его денежных фондов потенциально должна быть равна сумме расходов предприятия за определенный период. Существует несколько факторов, придающих бюджетному ограничению в рыночном хозяйстве жесткий характер:
Экзогенные цены. Это означает, что предприятие является не «ценоискателем», а «ценополучателем», т. е. цена задана рынком и отдельная фирма не в состоянии, повлиять на закупочные цены или на цены, по которым реализуется продукция.
Жесткая система налогообложения. Это означает не просто высокие налоги, а то, что предприятие не может повлиять на нормативы налогообложения, не получает льгот при уплате налогов, изымаемых в обязательном порядке.
Отсутствие безвозмездной государственной помощи. Это значит, что государство не дотирует текущее производство и не покрывает безвозмездно расходы на капиталовложения.
Отсутствие возможности получения кредита. Все закупки ресурсов оплачиваются наличными. Межфирменный кредит не допускается.
Невозможность внешних финансовых вложений. Здесь имеется в виду, что собственники могут изымать прибыль, но при этом они не имеют права вкладывать ее вновь в развитие предприятия.
В командной экономике складываются мягкие условия бюджетного ограничения. Во-первых, в связи с тем, что на рынке господствуют монополии, то есть поставщик диктует цены, предприятие может переложить часть своих ресурсов на потребителей. Во-вторых, предприятия систематически получают налоговые льготы и отсрочки в уплате налогов. В-третьих, широко практикуется безвозмездная государственная помощь (дотация, субсидии, списание долгов и т. п.) В-четвертых, кредиты выдаются и тогда, когда нет никаких гарантий их возврата. В-пятых, внешние финансовые вложения нередко осуществляются не для развития производства, a для покрытия возникающих финансовых трудностей, и все это — за счет государственной казны. Использовать заемные средства при помощи рынка ценных бумаг невозможно вследствие отсутствия такового при социализме.
В централизованно управляемой экономике вся хозяйственная деятельность планируется и координируется из единого центра. Экономический процесс управляется через государственную плановую комиссию, которая составляет общий план и его разделы и утверждает цены. Отдельные предприятия не являются самостоятельными субъектами, принимающими решения, они лишь пассивные получатели инструкций, обязанные исполнять плановые задания.
Согласование объемов производства и потребностей происходит в центральных государственных органах. Для каждого изделия составляется план потребности и соответствующий производственный план. Выполнение планов контролируется громоздким государственным аппаратом чиновников. В качестве стимулов к труду служат ордена, награды и премии. В случае безответственного невыполнения планов существуют штрафы и лишение премий.
Принцип выполнения плана предполагает всестороннее подчинение членов общества государству. На место свободы принятия экономических решений в системе рыночного хозяйства приходит тотальное руководство партии или государства. Таким образом, партия или государство решает, в каких пропорциях должно развиваться народное хозяйство. Сырье и рабочая сила находятся преимущественно в распоряжении тех отраслей экономики, которые по плану рассматриваются как основные направления развития. Следовательно, потребление и место работы подчинено так же централизованному планированию, так что не остается свободного выбора профессии или свободного потребления.
Такая экономическая система была характерна для стран с коммунистической политической системой:
бывшего Советского Союза, стран
Центральной и Восточной Европы
(Польша, Румыния, Болгария, Венгрия, Чехословакия),
других стран ушедшего в прошлое
социалистического блока.
После краха коммунистических режимов в Европе в конце 80-х годов и распада СССР в начале 90-х командная экономика была признана несостоятельной в историческом соревновании с рыночной экономикой.
1.2.Рыночная экономическая
Говоря об экономике, как о хозяйственной системе, обеспечивающей удовлетворение потребностей людей и общества путём создания необходимых жизненных благ, экономисты выделяют разные модели, с помощью которых общество решает проблемы эффективности и управления хозяйственной деятельностью. Экономические модели, или системы, различаются по двум основным признакам: 1) способу управления и координации экономической деятельности; 2) по форме собственности на средства производства. Исторически в мире сложились две, полярные по своей сути, системы: рыночная и командная, отличающиеся друг от друга не только способами решения экономических проблем, но глубоко противоречащие друг другу на идеологическом уровне. Кроме того, современная экономическая мысль пришла к тому, что в своём чистом виде ни рыночная, ни командная экономическая система существовать не могут, и наилучшей экономической моделью в современных реалиях может быть только смешанная экономика, в разной степени заимствующая методы и подходы первых двух моделей. Командная модель экономики, или проще говоря, коммунизм, отрицающая частную собственность и признающая главенство государства в принятии экономических решений, в конечном итоге доказала свою неэффективность и оказалась неспособной удовлетворить потребности общества в экономических благах, также оказалась на практике неспособной обеспечить нормальное развитие экономики в современных условиях. На данный момент, командная система экономики действует лишь в некоторых маргинальных в экономическом отношении режимов, таких как Куба, или Северная Корея а все экономические достижения коммунистического Китая экономисты относят только к внедрению в его хозяйственную деятельность элементов рыночной системы.
Практически все развитые в экономическом отношении страны мира начиная с середины 20-го века используют модель рыночной экономики как теоретическую основу, на базе которой функционирует экономика страны, в тоже время в определённых условиях возможны существенные отступления от модели «чистой» рыночной системы, так как она в некоторых областях, таких как социальная защита населения или, например, защита окружающей среды, часто неспособна удовлетворять экономические и политические запросы общества. В таких условиях работает экономика практически всей Западной Европы, США, Японии.
Попробуем разобраться, что же такое – «рыночная экономика» и какие условия необходимы для её существования и развития.
Рыночная экономика, (система частного предпринимательства, или капитализм) – это экономика, основанная на принципах:
– свободы предпринимательства и выбора;
– личного интереса как главного мотива поведения;
– частной собственности на средства производства;
– рыночного ценообразования;
– договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т.д.);
– конкуренции;
– ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.
Кроме того, важным определением рыночной экономики является понимание рыночной экономики как экономической системы, направляемой и регулируемой механизмом стихийных рыночных операций в адекватной институциональной среде и господстве соответствующих институтов. Проще говоря, рыночная экономика эффективно работает при определённых установленных правилах игры и при нормальной работе институтов, устанавливающих эти правила и следящих за их исполнением. ( рис. Б.1.) Важно понимать, что участники рынка – предприниматели, организации и простые обыватели, не вполне свободны в своей хозяйственной деятельности, так как государство в лице законодательной и судебной власти ограничивает возможность появления «дикого рынка», также существенные ограничения на свободное волеизъявление экономических субъектов налагает исполнительная власть, применяя различные инструменты для регулирования рынка, такие как налоги, пошлины и сборы. Сами рыночные трансакции осуществляются участниками рынка исключительно по их собственной воле и в их интересах, в этом и заключается принцип свободного предпринимательства.
Свободное предпринимательство – это возможность экономических субъектов приобретать средства производства, организовывать на основе этих средств производство тех или иных товаров или услуг, продавать эти товары или услуги на рынках по собственному выбору. Важно то, что никакие ограничения, вводимые государством, теоретически не могут запретить предпринимателю заниматься тем или иным видом хозяйственной деятельности, эти ограничения могут лишь снизить привлекательность той или иной отрасли. В тоже время никто не вправе силой заставить предпринимателя заниматься тем или иным видом деятельности, если он не пользуется спросом на рынке и не приносит ему прибыли. Получение прибыли – вот функция предпринимательства, это основная движущая сила рыночной экономики.
Свобода выбора означает, что предприниматели вольны в своих решениях, как и в какой области, использовать свои ресурсы, также люди, работающие по найму вольны в выборе работы какой они могли и хотели бы заняться, и наконец, потребители товаров и услуг, вольны в своих решениях приобретать или нет товары и услуги, предлагаемые на рынках.
Главным стимулом и основной движущей силой рыночной экономики является личный интерес участников рынка. Каждый участник рыночного механизма преследует свою собственную субъективную цель, предприниматель стремится увеличить эффективность предприятия и соответственно, увеличить прибыль. Наёмный работник стремится повысить стоимость своего труда, а покупатель кровно заинтересован в приобретении произведённых товаров по максимально низкой цене. Роль личного интереса важна в системе рыночной экономики, он позволяет экономике функционировать и действовать по понятным мотивам, так как личный интерес формирует образ действий, характерный для любого экономического субъекта. Личный интерес является важнейшим стимулом к хозяйственной и трудовой деятельности, именно стремление улучшить свою жизнь заставляет человека работать лучше, зарабатывать больше. Опыт предыдущих веков лишь убеждает нас, что хозяйственные системы, в которых большинство экономических субъектов не имели личного интереса в повышении производительности труда и максимизации прибыли (рабовладельческие государства, Россия в период крепостничества) развивались в экономическом отношении гораздо медленнее, чем могли бы.
Другим важнейшим стимулом, а точнее даже обязательным условием существования рыночной экономики является частная собственность. В модели чистой рыночной экономики капитал – средства производства, земли, материальные и денежные ресурсы, научные разработки должны принадлежать конкретным лицам (или группам лиц) а не государству. Именно частные лица должны решать, использовать ли эти ресурсы, как их использовать и зачем. Именно частная собственность в сочетании со свободой предпринимательства является главным механизмом функционирования рыночной экономики. Право частной собственности – фундаментальное понятие рыночной экономики, частная собственность поощряет развитие производства и стимулирует инвестирование. Частный собственник никогда не будет в полной мере использовать свои ресурсы и возможности, если его право частной собственности не гарантированно. Иначе говоря, зачем вкладывать собственные деньги в строительство предприятия, если оно может быть отторгнуто какой-либо организацией, например, государством?
В понимании либеральных экономистов, никакой общественный институт, не в состоянии использовать ресурсы эффективнее, чем частные лица, ведь именно они заинтересованы в наилучшем применении своих предприятий и вложенных средств. Однако, в последние десятилетия роль государственной собственности в структуре национальных экономик развитых капиталистических стран значительно выросла. Государство занимает ведущие позиции в таких отраслях как энергетика, транспорт, связь. В США, например, доля государственной собственности на средства производства и землю составляют 30%, в странах Западной Европы, таких как Франция, Швейцария, Италия эта доля доходит до 60%. Все это позволяет считать, что государственная собственность не является помехой эффективной деятельности экономики, хотя и противоречит догмам «чистого капитализма». Вопрос о том, в какой мере государство должно владеть и распоряжаться материальными ресурсами и средствами производства остаётся дискуссионным, тем более он обостряется во время финансовых и экономических кризисов, когда многие обозреватели и экономисты ставят под вопрос эффективность рыночной системы в целом.
Ещё одним важнейшим механизмом рыночного хозяйства является система свободного образования цен. Без свободного рыночного ценообразования вся рыночная система просто не имеет смысла, свободно устанавливаемая цена на товары и услуги является основным регулятором экономических отношений, в результате взаимодействия законов спроса и предложения она является в своём роде единственным мерилом на рынке, в котором фокусируются все виды экономической активности. В идеале считается, что никто не вправе диктовать предпринимателю, по какой цене продавать товары и услуги, также никто не вправе заставить потребителя покупать по какой-то определённой цене. Рынок сам определяет, какой товар или услуга, сколько должна стоить, в зависимости от спроса, предложения и многих других факторов, влияющих на ценообразование. Либеральная экономическая мысль считает, что в модели рыночной экономики «хозяевами» являются только потребители, которые определяют, что именно следует производить, «голосуя рублём», потребители поддерживают нужные им предприятия, отказываясь от покупок, потребители могут обрушить цены и сделать ненужные им предприятия банкротами. Таким образом, предприниматель предугадывает запросы потребителей и направляет свою активность и свои средства на удовлетворение этих запросов, решающая же роль – платить или нет, остаётся за покупателем. Рынок здесь является площадкой, на которой концентрируются товары и услуги, предприниматели и потребители, запросы и предложения, в результате чего определяется цена – основной показатель ценности произведенного товара или услуги. Либеральные экономисты резко протестуют против любого вмешательства государства в механизм ценообразования, однако в последние десятилетия такая модель представляется не совсем правильной, так как рынок не в состоянии определить истинную цену многих социальных потребностей общества. Механизм рыночного ценообразования практически не работает в таких неприбыльных сферах, как социальная защита инвалидов и заключённых, борьба со стихийными бедствиями, охрана природы и т.п. Например, в погоне за прибылью, предприниматели могут нанести непоправимый ущерб окружающей среде, а на цене произведённого товара это может никак не отразиться, зато принесёт значительные убытки позже, причем в этом случае пострадает уже все общество. В таком случае логичным представляется вмешательство общества (государства) в деятельность предприятий, угрожающих окружающей среде, в том числе и путём повышения для них налогов, а значит, и повышению конечной цены продукта. К тому же механизм рыночного ценообразования не работает в тех отраслях, где нет полноценной конкуренции, и в условиях, где монополисты могут диктовать потребителям свои цены. Например, один – единственный интернет – провайдер в маленьком городке способен навязывать свои цену всему населению, так как у последнего просто нет другого выбора. В этом случае правильное ценообразование возможно лишь в том случае, если в городке появится несколько провайдеров, между ними появится конкуренция, появится возможность выбора, значит, цены неминуемо должны пойти вниз.
Информация о работе Институты командной и рыночной экономики: сравнительный анализ