Институциональная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Идея синтеза социологического и экономического анализа лежит в основе их концепции. Термин «институционализм» был принят для обозначения системы взглядов на общество и экономику, в основе которой лежит категория института, составляющая костяк социально-экономических построений сторонников данного направления.
Цель работы – раскрыть сущность и содержание теории институциональной экономики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………........................2-3
1. Понятие и сущность институционализма:
1.1. Понятие института и его виды………………………………..4-8
1.2. Виды и функции социальных институтов……………….....8-12
2.Основные теории институциональной экономики:
2.1. Немецкая историческая школа………………………………13-20
2.2.Социально-психологический институционализм Т.Веблена…………………………………………………………..20-29
2.3. Дж. Гелбрейд и его вклад в институционализм………….…29-34
2.4.Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса…...34-37
2.5. Конъюнктурно-статистический институционализм У.Митчелла…..……………...……………………………...37-41
2.6. Неоинституционализм……………………………………..41-49
3. Направление институционализма в России………………………….…50-54
Заключение…………………………………………………………………...55-57
Список используемой литерату-ры………………………………………….......

Файлы: 1 файл

курсовая работа по макро (6).doc

— 296.50 Кб (Скачать)

. стихийный рынок-с фигурой энергичного предпринимателя-одиночки в центре и отношениями свободной конкуренции вокруг него давно отошел в прошлое;

. техноструктура преследует совсем иные цели, чем предприниматель- одиночка. Она, например, мало заинтересована в максимизации прибыли на капитал. Даже при небольшой норме прибыли громадный капитал корпорации приносит очень большой объем прибыли.

Цель техноструктуры в том, чтобы фирма имела прочные позиции на рынке.

Анализ и выводы Гелбрейта по вопросам структуры и управления корпорацией и планирующей системой опираются на выявления власти техноструктуры и институциональной власти корпораций. Гелбрейт первым среди экономистов обосновал тезис о замене власти рынка решениями менеджеров. Он пришел к выводу, что с появлением зрелой корпорации и планирующей системы изменились цели и характер их деятельности. Поскольку планирующая система рождала, по его мнению, новую "разумную цель общества", максимизация прибыли якобы уже не является необходимостью.

Вмешательство государства, с точки зрения Гэлбрейта, необходимо для решения главных проблем американского капитализма, в основе которых лежит противоречие между планирующей системой, олицетворяющей мир гигантских корпораций, и рыночной системой, куда входит мелкий бизнес, сельское хозяйство, образование, здравоохранение, транспорт и другие сферы социального обслуживания. Для решения этих противоречий американской экономист предлагает общую теорию реформ. Осуществить реформы предполагается в несколько этапов.

Наиболее важной задачей является эмансипация убеждений. По мнению Гэлбрейта, этот процесс уже начался среди молодежи и выражается в бунте против общепринятых стандартов, насаждающих культ потребления.

Следующий шаг реформы - эмансипация государства, которое причастно к проблеме неравенства двух систем и одновременно служит главным средством его устранения.

Эмансипация правительства необходима для того, чтобы обрести свободу от контроля плановой системы. Главной задачей правительства Гэлбрейт считает проведение мероприятий, способствующих улучшению условий развития рыночной системы и уменьшению ее эксплуатации плановой системой. Для этого рекомендуется провести регулирование цен, обеспечить гарантированный минимум дохода, поддержку организации рабочих профсоюзов, увеличить заработную плату, проводить льготную политику в обеспечении рыночной системы капиталом, новой техникой и т.д.

Такие отрасли, как здравоохранение, городское строительство, транспорт Гэлбрейт предлагает организовать на основе государственной структуры. Все это будет представлять собой новый социализм. Если старый социализм был идеологическим, то новый социализм, по мнению Гэлбрейта, результат обстоятельств.

Одновременно с мероприятиями по развитию рыночной системы предлагаются меры для реформы плановой системы: введение прогрессивного налогообложения с целью сокращения разрыва в доходах, мероприятия по стабилизации цен и заработной платы, межотраслевая координация, национализация крупных военных фирм, борьба с загрязнением среды, воды и т.д. Политика в отношении плановой системы, подчеркивает Гэлбрейт, состоит в том, чтобы дисциплинировать ее цели и поставить на службу общественным задачам.

В зрелой корпорации Гелбрейт увидел инструмент сохранения неравенства в обществе и фактор растущей неустойчивости экономической системы. События 70-х годов заставили пересмотреть не только возможности техноструктуры, но и искать средства оздоровления самой планирующей системы. Дж, Гелбрейт вынужден признать, что планирующая система при отсутствии государственного регулирования, как правило, нестабильна. Она подвержена спадам и депрессиям, которые не самоограничиваются, но могут приобрести кумулятивный характер. Реальную силу, способную задержать негативные процессы, Гелбрейт видит в государстве. Только с помощью независимого от корпораций государства возможно ослабить, по его мнению, воздействие негативных процессов и обеспечить дальнейшее развитие системы.

Таким образом, экономическая концепция Гелбрейта наиболее реалистично отражает современное состояние и проблемы экономики и предусматривает во многом действенные меры для ее частичного оздоровления.

 

 

2.4. Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса

 

Во главе социально-правового направления в институционализме в конце XIX в. стоял Дж. Р. Коммонс (1862—1945), основными трудами которого являются "Правовые основания капитализма" (1924), "Инсти­туциональная экономика. Ее место в политической экономии" (1934), "Экономическая теория трудовых действий" (1950).

Для методологии Коммонса характерно сочетание ряда положений школы предельной полезности и юридической концепции в экономике, сформулированной учеными новой исторической школы в Германии.

Системе экономических взглядов Джона Коммонса присущи две особенности:

1) считал основой экономического развития общест­ва юридические отношения, правовые нормы. Следователь­но, экономические институты (по Коммонсу) - это категории юридического порядка;

2) выражал интересы рабочей аристократии, т. е. только части "среднего класса".

Объектом исследования Коммонса являлись институты. К ним он относил семью, производственные корпорации, торговые объединения, тред-юнионы (профсоюзы), государ­ство. При этом он исходил из неприятия идей о классовой борьбе рабочих, а также стремления сделать систему бизнеса эффективной настолько, чтобы она заслуживала сохранения.

Правовой аспект Дж. Коммонс использовал и в выдвинутой им концепции стоимости, в соответствии с которой стоимость товар­ной продукции есть не что иное, как результат юридического согла­шения «коллективных институтов». А к последним он относил союзы корпораций, профсоюзов, политических партий, выражающих про­фессиональные интересы социальных групп и слоев населения.

В своих исследованиях Коммонс соединял теорию пре­дельной полезности с юридической концепцией в эконо­мике. Все пороки капитализма он видел в несовершенстве юридических норм. Это несовершенство приводит к не­честной конкуренции. Решение этой проблемы он видел в использовании юридических законодательных органов госу­дарства.

Коммонс также утверждал, что экономические категории и институты, прежде всего, проявляются через их юридическое оформление. Он разработал "Теорию социальных конфлик­тов". Суть ее в следующем: общество состоит из профессио­нальных групп (рабочих, капиталистов, финансистов и т, д.). Они заключают между собой равноправные сделки на основе законодательных правил. В процессе взаимодействия эти группы вступают между собой в конфликт. Последние являются внутренним источником движения общества. Сделки включают три момента:

1) конфликт интересов;

2) осознание взаимозависимости этих конфликтных интересов;

3) разрешение конфликта путем установления соглашения, устраивающего всех участников сделки.

В качестве участников сделки все больше участвуют не индивиды, а профсоюзы и союзы пред­принимателей. Роль арбитра берут на себя правовые структуры государства. Но государство — это не только арбитр, но и сила, принуждающая к выполнению принятых по договору обяза­тельств. В итоге существующий порядок, антагонизм которого сменится не технократизмом, а административным капитализмом. Преодоление конфликтов посредством юридических норм ведет к социальному прогрессу.

По мнению Коммонса, производство не является пред­метом изучения его институциональной экономики. Про­изводство является предметом особой инженерно-политической экономии, лежащей за пределами институцио­нальной экономики.

Таким образом, предметом исследования Коммонса яв­ляется сфера обращения, но она рассматривается не как ре­альное движение товаров, а как перемещение титулов соб­ственности, т. е. как юридические сделки. В результате все развитие капиталистической экономики видится Коммонсом как ожидание будущих благоприятных сделок.

Марксистскому учению о классовой борьбе Дж. Коммонс про­тивопоставлял положение о проведении государством реформ в обла­сти законодательства и создании правительства, представленного лидерами различных «коллективных институтов». Рыночные отношения в современном капиталистическом обществе, по­лагал Коммонс, в силу различных причин могут быть нечестными и несправедливыми. Сделать отношения обмена честными возможно по­средством установления разумного законодательства и правильного при­менения законов. Он был убежден в необходимости создания такого правительства, которое было бы подконтрольно общественному мнению и осуществляло демонополи­зацию экономики.

Дж. Коммонс предложил свою периодизацию стадий капиталистического общества. Первоначальной стадией был торговый капитализм. Ему на смену приходит предприни­мательская стадия. Затем следует банковский (финансовый) капитализм и, наконец, административный капитализм. На стадии финансового капитализма возникают крупные объ­единения предпринимателей и профессиональные союзы. Каждые объединения добиваются привилегий для своих членов. В результате возникает гармония интересов, уси­ливающаяся на стадии административного капитализма. Специальные правительственные комиссии являются вер­ховным арбитром при заключении сделок между коллек­тивными институтами.

Свои взгляды на природу коллективных действий Коммонс пытался реализовать на практике, активно сотрудничая с Американской федерацией труда. Под его влиянием в 1935 г, был принят «Акт о социальной защищенности», заложивший основы пенсионно­го обеспечения в США.

Юридические (правовые) аспекты «коллективных действий» Дж. Коммонса, равно как анти­монопольные реформаторские идеи в трудах Т. Веблена, нашли реальное практическое применение уже в 30-е гг., в период так на­зываемого «нового курса» президента США Ф. Рузвельта.

 

 

 

2.5. Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла

 

Основателем эмпирического, или, как иногда его называют, конъюнк­турно-статистического институционализма, принято считать У. Митчелла (1874—1948), ученика Т. Веблена. Из уважения к заслугам и памяти своего учителя У. Митчелл подготовил посмертный сборник «Учение Веблена», включив в него избранные извлечения из его книг и статей.

Перу Митчелла принадлежат следующие работы: "Ис­тория зеленых билетов" (1903); "Золото, цены и заработная плата при долларовом стандарте" (1908); "Деловые циклы" (1913); "Измерение деловых циклов" (1946) в соавторстве с А. Бернсом, но основной его работой является «Лекции о типах эко­номической теории» (1935)

Следуя идеям Веблена, Митчелл настаивал на взаимосвязи экономических проблем с неэкономическими, в частности с проблемами социологии, культуры и другими, обусловливающими психологию, поведение и мотивы деятельности людей в обществе.

Личный вклад У. Митчелла в институциональную теорию состо­ит:

1)                 в выявлении влияния на экономические факторы (в категориях денежного обращения, кредита, финансов и др.) так на­зываемых неэкономических факторов (в том числе психологичес­ких, поведенческих и прочих) посредством конкурентного изучения цифровых показателей и установления закономерностей в колебаниях (конъюнктуре) этих показателей на базе широкого массива статис­тических данных по фактическому материалу и ее математической обработки;

2)                 в попытке обоснования концепции бескризисного цикла посредством различных вариантов государственного вмешательства в экономику.

В центре внимания Митчелла находится поведение людей в обществе. Он основывался на предположении, что главный фактор экономического развития заключается в психологии людей, в их традициях и обычаях. Характерно, что Митчелла интересовала, прежде всего, общественная пси­хологи я, а не психология индивида. Это объясняется тем, что для Уилсона суть развития человеческого общества сводилась к совершенствованию коллективных связей между его членами.

Особую известность в США У. Митчеллу принесло признание его основателем Национального бюро экономических исследова­ний и одним из первых исследователей циклических явлений в эко­номике. В центре исследований Митчелла находились циклические явления и процессы в экономике, в частности, проблема денежного обращения. На­чиная анализ, он пытался определить, какие факторы в наибольшей сте­пени влияют на экономику, а в ней — на финансы, деньги и кредит.

Митчелл полагал, что именно эти сферы являются важнейшими и их разумное регулирование может предотвратить кризисы. Установив, ка­кие факторы — психологические, социологические, культурные, религи­озные и пр., оказывают максимальное воздействие на ход хозяйственной эволюции общества, Митчелл пытался выразить их количественно, изучая закономерность в их колебаниях.

Митчеллу удалось выделить определенные колебания, циклы в измене­ниях экономической конъюнктуры, которые он представил как логичное следствие взаимодействия различных параметров, определяющих динамику производства. На первое место среди исследуемых факто­ров он выдвигал цены, курсы акций, инвестиции, денежное обращение, торговлю, сбере­жения и другие показатели сферы обра­щения. Вывод, сделанный Митчеллом, заключался в том, что экономиче­ский кризис по существу представляет собой лишь определенную – ни­зшую фазу делового цикла.

Циклическое развитие, по Митчеллу, не случайное яв­ление, а постоянная особенность капиталистической эко­номики. Он отбросил термин "кризис", заменив его термином "деловой цикл" и  дал следующее определение "деловому циклу".

"Деловые циклы представляют собой повторяющиеся подъ­емы и упадки, которые проявляются в большинстве эконо­мических процессов с достаточно развитой системой денеж­ного хозяйства, не разлагаются на какие-либо иные волны с амплитудой, приблизительно равной их собственной ампли­туде, и продолжаются в странах, стоящих на различных ста­диях экономического развития, от 3 до 7 лет".

Подъемы и упадки от 3 до 7 лет Митчелл называл ма­лыми циклами или малыми волнами. Кроме них, по Мит­челлу, существуют "большие деловые циклы", т. е. циклы векового (100-летнего) порядка - длинные волны. Оба вида этих циклов находятся во взаимодействии.

Информация о работе Институциональная экономика