Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:46, курсовая работа
Задачи данной курсовой работы таковы:
1. дать определение понятиям инвестиции и инвестиционной политики;
2. исследовать роль инвестиций в РБ
3. изучить опыт зарубежных стран по привлечению инвестиций
Целью данной работы является выявление путей улучшения инвестиционного климата в РБ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1. Теоритические аспекты инвестиций и инвестиционной политики
1.1. Сущность, формы и виды инвестиций………………………………6
1.2. Инвестиционная политика: цели, задачи, инструменты……….....11
2. Инвестиции в экономике Республики Беларусь…………………………..17
3. Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран……………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….....
Важное значение для эффективности инвестиций в экономике имеет структура инвестиций по источникам финансирования и формам собственности.
Под структурой инвестиций по формам собственности понимаются их распределение и соотношение по формам собственности в общей их сумме, т. е. кому они принадлежат: государству, муниципальным органам, частным юридическим или физическим лицам, или к смешанной форме собственности. Существует мнение, что повышение доли частных инвестиций в общей их сумме положительно влияет на уровень их использования, а следовательно, и на экономику республики.
Под структурой
инвестиций по источникам финансирования
соответственно понимаются их распределение
и соотношение в разрезе
Эффективность использования инвестиций на предприятии, его финансовое положение также в значительной мере зависят от их структуры на предприятии. Под общей структурой инвестиций на предприятии понимается соотношение между реальными и портфельными инвестициями в их общей сумме. Ее совершенствование заключается в том, чтобы получить максимум отдачи как от портфельных, так и реальных инвестиций. Это означает, что доля инвестиций в наиболее эффективные проекты должна стремиться к максимуму. В современных условиях важное значение для предприятий имеет как структура реальных, так и структура портфельных инвестиций. Под структурой портфельных инвестиций понимаются их распределение и соотношение по видам ценных бумаг, приобретаемых предприятием, а также по вложениям в активы других предприятий.
В данный момент, когда доля государственных инвестиций резко снижается, а доля инвестиций предприятий в общей их величине увеличивается, общая эффективность инвестиций все в большей мере зависит от эффективности их использования непосредственно на предприятии, а, по сути, от общей структуры инвестиций на предприятии[4, с. 163].
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод – анализ структуры инвестиций по различным направлениям имеет научное и практическое значение. Практическая значимость данного анализа заключается в том, что он позволяет определить тенденцию изменения структуры инвестиций и на этой основе разработать более действенную и эффективную инвестиционную политику. Теоретическая значимость анализа структуры инвестиций заключается в том, что на основе этого анализа выявляются новые факторы, ранее не известные, влияющие на инвестиционную деятельность и эффективность использования инвестиций, что также очень важно для разработки инвестиционной политики.
1.2 Инвестиционная политика: цели, задачи, инструменты
Важное
место в изучении инвестиций занимает
понятие «инвестиционная
Инвестиционная
политика – комплекс целенаправленных
мероприятий, проводимых государством
по созданию благоприятных условий
для всех субъектов хозяйствования
с целью оживления
Это
главная функция государства
по мобилизации инвестиционных
средств на организацию
Кроме государственной инвестиционной политики выделяют также отраслевую и региональную. Отраслевая инвестиционная политика играет важную роль в повышении эффективности роста производства и осуществляется на межотраслевом и отраслевом уровнях. Региональная – мобилизует инвестиционные ресурсы и определяет направления их наиболее эффективного использования [6,C.12-28].
Независимо от уровня реализации и типа инвестиционной политики к ее общим компонентам можно отнести субъекты, объекты, методы и инструменты.
Под субъектами инвестиционной политики понимаются участники инвестиционной деятельности: хозяйствующие субъекты, финансовые институты, консалтинговые фирмы, физические лица.
К объектам инвестиционной политики относятся те направления и объекты, в которые происходят вложения экономических ресурсов.
Так объектами инвестиционной политики в Республике Беларусь являются:
- недвижимое имущество, в т.ч. предприятие как имущественный комплекс;
- ценные бумаги;
- интеллектуальная собственность и др.
Существует
несколько групп методов
- методы оценки и отбора инвестиционных проектов, программ и направлений;
- методы продвижения проектов;
- методы привлечения и стимулирования инвестиций.
При помощи
инвестиционной политики государство
может воздействовать на темпы роста
объема производства, на ускорение
НТП, на изменение структуры
В общем случае полноценная государственная инвестиционная политика включает в себя:
- направления государственных инвестиций;
- способы привлечения инвестиций:
- политика содействия сбережениям;
- политика стимулирования инвестиций через создание благоприятного инвестиционного климата;
- национальная отраслевая политика [5, C.14-23].
Государственная инвестиционная политика должна способствовать созданию условий, при которых инвестиционные цели общества могут быть обеспечены через реализацию индивидуальных инвестиционных целей его членов. Ее цель – реализация стратегического плана экономического и социального развития страны.
К главным целям инвестиционной политики можно отнести: содействие выходу экономики на траекторию устойчивого роста за счет приоритетного развития секторов и отраслей, а также повышение конкурентоспособности отраслей путем эффективного использования инвестиционных ресурсов.
Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране. Основными из них являются: расширение финансового потенциала инвестиций, обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей экономики, разработка и внедрение механизма защиты национальных отраслей, обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции, защита экологии, поддержка развития малого и среднего бизнеса и др.
Достижение
ключевой цели и реализация определенных
задач требует изменения
Стратегия инвестиционной политики – это проведение активных действий и мероприятий, направленных на эффективное размещение инвестиционных ресурсов и социально-экономическое развитие страны. Она осуществляется во взаимодействии с другими видами политики государства [5,C.14-23].
Государственная инвестиционная политика строится из различных блоков, каждый из которых выполняет свою собственную роль в процессе достижения ее целей. Отраслевая, региональная и государственная инвестиционная политики тесно взаимосвязаны и занимают определенное место в экономической политике государства.
Инструменты
государственной инвестиционной политики
– это процедуры и механизмы,
оказывающих прямое воздействие
на значения переменных, характеризующих
параметры инвестиционной деятельности
в экономической системе. А эти
переменные, в свою очередь, влияют
на значения ключевых переменных инвестиционной
политики, которые представляют собой
параметры инвестиционного
По своей
природе инструменты
- операционные (безрисковая форма доходности, процентная ставка по государственным облигациям и др.);
- режимные (большинство институциональных переменных; например, закон о банкротстве).
Основное отличие операционных инструментов от режимных в том, что они количественно варьируются в широких пределах.
Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма ее реализации. Здесь важны выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций, определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики, создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций и др. [5,C.14-23].
Государство регулирует инвестиционную деятельность при помощи прямого и косвенного (непрямого) воздействия. Методы прямого воздействия реализуются через инструменты правового, или законодательного, регулирования (принятие актов и государственных программ, заключение договоров), административного (лицензирование, квотирование, введение санкций и ограничений, управление государственной собственностью) и экономического влияния; косвенного – только экономическими средствами.
В блок экономических регуляторов входят:
-административно-структурные, которые включают в себя: государственную поддержку, которая может осуществляться в прямой (финансы, активы, государственные гарантии) и косвенной (квоты, тарифы, таможенные пошлины, различные льготы) формах; государственное финансирование инвестиций через предоставление бюджетных и налоговых кредитов на возвратной основе, управление внешним «активным» и «пассивным» долгом;
-фискально-структурные (инструменты бюджетно-налоговой политики);
-монетарные (инструменты денежно-кредитной политики).
Для реализации системы инструментов государственного управления инвестиционной деятельностью необходимо организационно-управленческое воздействие, или система имплементарных и институциональных мероприятий. Такими мероприятиями могут быть, например, информационно-аналитическое и технологическое обеспечение; система продвижения структурных реформ и конкретных проектов; повышение инвестиционного имиджа страны [6, C.12-28].
Важнейшим направлением инвестиционной политики государства является привлечение иностранных инвестиций, которые необходимы в любом обществе с рыночной экономикой.
Инвестиционная политика должна удовлетворять следующим требованиям:
- должна базироваться на непреходящих человеческих ценностях и принципах;
- главной ее целью должен быть человек (субъект и объект инвестирования);
- она должна быть политикой реализации разумных интересов всех или большинства членов общества.
Для формирования эффективной инвестиционной политики необходимо изучение мирового опыта реализации инвестиционной политики, соответствующим современным условиям хозяйствования [5, C.14-23].
Привлеченные
зарубежные инвестиции позитивно влияют
на экономическое развитие принимающего
государства, содействуя росту эффективности
составляющих факторов экономического
развития. Государство осуществляет
регулирование притока
Государство
как институт власти выполняет активную
роль в разработке и реализации политики
привлечения зарубежных инвестиций
для содействия экономическому росту
страны и обеспечения получения
максимально возможных
Государственная политика принимающей страны в отношении иностранного капитала включает в себя:
- политику регулирования инвестиций с целью получения максимума прибыли на единицу вложенного капитала;
- политику стимулирования для привлечения максимально возможного объема капитала; здесь важнее обеспечить потенциально наибольший приток инвестиций, а не их эффективность.
Как правило, государство проводит эти политики одновременно.
Существуют как меры стимулирования привлечения иностранных инвестиций (например, налоговые льготы, льготы в таможенно-тарифной области, полная отмена ограничений на выход на местный рынок производителей услуг, финансовая помощь иностранным инвесторам для развития инфраструктуры, подготовки кадров и др.), так и ограничительные меры в отношении иностранных инвестиций (например, установление процентных ограничений зарубежной собственности в уставном капитале местных компаний, ограничения на перевод капитала и прибыли за рубеж (ограничивают финансовые переводы за границу), ограничения объема производства, требования в отношении передачи технологии, требования замещения импорта товаров и др.) [7, C. 13-17].