Иностранные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Задачи данной курсовой работы таковы:
1. дать определение понятиям инвестиции и инвестиционной политики;
2. исследовать роль инвестиций в РБ
3. изучить опыт зарубежных стран по привлечению инвестиций
Целью данной работы является выявление путей улучшения инвестиционного климата в РБ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1. Теоритические аспекты инвестиций и инвестиционной политики
1.1. Сущность, формы и виды инвестиций………………………………6
1.2. Инвестиционная политика: цели, задачи, инструменты……….....11
2. Инвестиции в экономике Республики Беларусь…………………………..17
3. Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран……………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….....

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 79.86 Кб (Скачать)

Из России в 2011 году поступило прямых инвестиций на сумму 2804,8 млн. долларов США (70,4% всего  притока ПИИ нетто), а без учёта  сделки с ОАО «Белтрансгаз» - 20,5%. Кроме Росси основными прямыми инвесторами в белорусскую экономику являются резиденты Великобритании, Кипра, Италии, Германии, США, Литвы. Наибольшие суммы ПИИ были напрвлены в промышленную отрасль, транспорт и торговлю. Поступали также прямые инвестиции в банковский сектор, прежде всего эти инвестиции направлялись из Ирана, Швейцарии, Кипра, Нидерландов и Росии.

В 2011 году увеличились также прямые инвестиции белорусских резидентов за границей (на 57,4 млн. долларов США в отношении 2010 года). Наиболее крупные суммы  прямых инвестиций за границу были направлены организациями с промышленной отрасли, торговли и транспорта.[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран

 

            В соответствии с разработками  профессора Даннинга  потоки иностранных инвестиций формируются под воздействием трех категорий факторов:

1) Преимуществ права собственности;

2) Преимуществ  местных условий;

3) Преимуществ  интернационализации [11, с. 44].

Преимущества  местных условий включают такие, благодаря которым производство в данной местности становится более выгодным с точки зрения инвестора, чем импорт данной продукции из-за границы на данный рынок, или же размещение новых производственных мощностей в какой-то третьей стране. На сравнительные местные преимущества может оказывать влияние экономическая политика принимающей инвестиции страны. Если в стране есть иностранные фирмы, они так или иначе оказывают влияние на экономику этой страны в отношении доступа к сырьевым ресурсам, развития конкуренции, отношений собственности и экономического регулирования.

Местные особенности выступают в качестве общих и специфических для  иностранных инвестиций условий. Общие  условия подразумевают наличие  стабильности и определенного уровня развития экономики, уровня образования  рабочей силы, а также общепринятой структуры регулирования в виде налоговой системы. По-своему уникальным и весьма существенным для стран  с переходной экономикой является процесс  приватизации как специфический  вид льготирования иностранных  инвестиций в странах Центрально-Восточной  Европы (ЦВЕ).

Государственное регулирование может сказаться  на содействии проведению научно-практических исследований, привлечении управленческих   функций   и   поддержке   образования   и   обучения.  Те или иные меры государственного регулирования влияют даже на выбор  для филиала вида деятельности: например, производство либо технологического, либо сборочного характера. В частности  последний вид получил наибольшее распространение в странах ЦВЕ.

В странах  с переходной экономикой региона  ЦВЕ законодательство руководствуется основным правилом предоставления национального режима и практического отсутствия льгот в отношении иностранных инвестиций (таблица 1.1).

Все вышеуказанные  государства входят в ЕС. Международные  соглашения ограничивают дискриминационную политику и требуют от их участников установления равных прав для внутренних и иностранных инвесторов. Причем, даже в условиях равного льготирования и налогообложения внутренних или иностранных инвесторов, возможности в плане предоставленных льгот могут использоваться фирмами по-разному, в зависимости от объемов, эффективности, доступности финансирования и т.д.

Таблица 1.1 – Система мер стимулирования и льготирования иностранных инвестиций в странах ЦВЕ

 

 

Венгрия

Чехия

Польша

Словения

Налоги

18% на прибыль; 20%   на   дивиденды

31% на прибыль

32% на прибыль

25% на прибыль 1% подоходный

Льготы

Освобождение на 10 лет и более  от налога на прибыль для инвестиций не менее $ 40 млн. и более 500 занятых. Освобождение от 5  до   10 лет от налога   на   прибыль для инвестиций в производство,  гостиничное строительство

Освобождение до 10 лет от налога на прибыль инвестиций    более $ 10 млн., из которых     минимум 50% -в производство, 40% -на новое оборудование.

Налоговая скидка до 30% объема инвестиции от налоговой базы, при условии: доход от экспорта более 50%; покупка патента; ISO 9000; инвестиции в фармацевтическое производство.

Система       поддержки создания рабочих мест; Возможности обсуждения    условий   финансовой поддержки    правительства.

Специальные стимулы

Для      регионов, где  безработные  составляют 15%; Освобождение на 5 лет  от налога   на   прибыль для инвестиций в производство; Соз-дание   инновацион-ных центров - до 30% и промышленных парков - до 50% установленных рас-ходов; Инвестиции, связанные с развитием местного бизнеса - до 40% установленных расходов

Размещение       в беспошлинной зоне; Гранты   на   создание     рабочих мест (до $ 3 тыс. за каждое); Гранты   на  обучение (до 50% от стоимости); Выделение      земельных угодий, зданий и инфраструктуры по дешевым    расценкам   (Гос.    поддержка  до   60% стоимости    подготовки   земельного   участка   и инфраструктуры)

Полная

налоговая льгота в отдельных регионах   для   инвестиционных проектов на сумму         минимум 1 млн.евро

10%-ный    налог на    прибыль    в СЭЗ,    и    другие преимущества, включая:   дополнительное  понижение уровня базы    налогообложения на инвестиции, для создания рабочих мест или обучения.

Таможенный режим

Статус           беспошлинной зоны для       экспорто-ориентированных компаний.

Беспошлинный импорт     нового оборудования, связанный с проектами на сумму более    ЧЗК    10 млн. Система  отсрочки таможенной очистки.

Беспошлинный импорт     оборудо-вания   по   перечню   84   и   85 ОЭСР; Беспошлинный им-порт основных средств    в уставной     капитал; беспошлинные зоны.

Беспошлинный импорт     нового оборудования по перечню 84 и 85 ОЭСР; Зоны       беспошлинной торговли.


 

Примечание – Источник [11, с. 44]

 

Местные предприятия малого и среднего бизнеса  не в состоянии достичь минимального уровня инвестиций и занятости, обеспечивающих получение налогового послабления  или льгот для прямого инвестирования. В выигрыше остаются главным образом  крупные иностранные инвесторы. Весьма показательны в этом плане  результаты, достигнутые в производственной сфере Венгрии, где филиалы иностранных фирм создают 86 % прибыли до уплаты налогов, однако уплачивают только 59 % корпоративного налога на прибыль. Отчасти это является результатом преференциальной политики в отношении крупных инвесторов, отчасти - налоговых каникул для иностранных инвесторов, установленных до 1996 года. Разрыв между внутренними и иностранными компаниями может увеличиться из-за неравного доступа к льготам. Большинство стран отличаются друг от друга как по отношению их правительства к иностранным инвесторам, уровню корпоративного налога на доходы, системе налогообложения и таможенных платежей, так и по уровню содействия прямым инвестициям. Регулирование рынка труда и региональная политика служат как бы дополнительной льготой для инвестирования. В последнее время экономическая политика в ряде стран ЦВЕ сместилась от задачи стабилизации в сторону стимулирования роста, в том числе льготирования иностранных инвестиций. Основным стимулом для понижения уровня налогов и льготирования инвестиций служит международная конкуренция за иностранные инвестиции.

Несмотря  на широкое разнообразие систем стимулирования и льготирования иностранных  инвестиций в разных странах, до сих  пор эффективность этих инструментов регулирования должным образом  не исследована. Однако не вызывает никакого сомнения, что они неотделимы от других местных факторов. Наиболее сложная схема льготирования  иностранных инвестиций сложилась  в Венгрии. Поэтому в работе предлагается рассмотреть механизм привлечения  иностранных инвестиций в экономику  Венгрии. Отметим, что около 70% национального  экспорта обеспечивают предприятия, частично или полностью находящиеся в  иностранной собственности. Если в 1989 году в Венгрию было инвестировано $550 млн, то к началу 2005-го общая сумма иностранных инвестиций превысила $31 млрд. В настоящее время в стране действуют более 30 тыс. находящихся в иностранной собственности предприятий, которые обеспечивают около 80% валового объема экспорта промышленной продукции. Почти половина всех иностранных инвестиций приходится на Будапешт, хотя за последние 3 года иностранные инвестиции стали вкладываться в задунайский и северо-восточный регионы Венгрии. В списке иностранных инвесторов на первых местах находятся немецкие и американские фирмы, за ними следуют компании Австрии и Франции. Иностранные инвестиции играют важную роль в создании таких новых отраслей промышленности в Венгрии, как сборка автомобилей, изготовление деталей для машиностроительной промышленности, высокотехнологичная электроника и т.п. [11, с. 47].

Вложение  капиталов в венгерскую экономику  регулируется законом, согласно которому иностранным инвестициям обеспечивается полная защита и безопасность. Любой  ущерб, нанесенный собственности иностранного инвестора в результате национализации или экспроприации, должен быть немедленно возмещен в размере, соответствующем  стоимости ущерба. Сумма возмещения должна быть выплачена в той валюте, в которой были осуществлены инвестиции.

В свою очередь  инвесторы обязаны платить налог  с прибыли предприятия. При этом НДС, уплаченный в результате капиталовложений, возвращается предприятию в размере 100%. Компании могут приобретать недвижимость и имущество, проводить свою ценовую  политику в соответствии с действующим  законодательством, заниматься внешней  и оптовой розничной торговлей. Бухгалтерский отчет должен вестись так же, как и на венгерских предприятиях, - в евро. Должность управляющих не возбраняется занимать иностранным гражданам. А правовые вопросы решаются посредством обращения в венгерский, иностранный или арбитражный суд [11, с. 54].

Для привлечения  иностранных инвестиций венгерское правительство разработало пакет  льготных программ. Фирмы, инвестирующие  не менее $1 млрд форинтов в расширение производства и создание новых гостиничных мест, в течение первых 5 лет своей деятельности получают налоговую скидку в размере 50%. Эта льгота распространяется на капиталовложения, вложенные после 31.12.95. Фирмы, осуществляющие капиталовложения после 31.12.95 на сумму не менее 10 млрд форинтов, в течение 10 лет пользуются налоговой скидкой в размере 100%. Эта льгота действует до 2011 года. Фирмы, зарегистрированные в зонах предпринимательства в менее промышленно развитых регионах Венгрии, на 10 лет освобождаются от уплаты налогов на прибыль корпорации (скидка 100%) [11, с. 54].

Правительственная помощь включает такие элементы, как  возвратные и безвозмездные субсидии, доплаты по процентам и т.п. Приветствуются инвестиции в различные научные  исследования, сельское хозяйство и  охрану окружающей среды. Правительственные  субсидии могут быть получены и путем  участия в конкурсах.

Полученная  в Венгрии прибыль облагается налогом (налог на прибыль). Предприятия  с местным юридическим адресом  должны платить налог на прибыль  со всех доходов, а иностранные предприятия  платят налог на прибыль только с  доходов, полученных в Венгрии.

В соответствии с законодательством, «зоной предпринимательства» является созданная в интересах  региона ограниченная по размерам территория, где обеспечиваются особые льготы для  финансирования осуществляемой там  деятельности по производству продукции.

Для дальнейшего  стимулирования притока иностранного капитала в Венгрии с 2000 года действуют  промышленные таможенные зоны. В связи  с предстоящим вступлением страны в ЕС существующее правовое регулирование, как ожидается, изменится. Однако пока все прежние льготы остаются в силе, не изменились и условия создания самих промышленных и свободных таможенных зон.

Фирмы, действующие  на территории промышленных зон и  производящие экспортные изделия из импортной продукции, считаются  нерезидентами. Ввезенное ими производственное оборудование не облагается пошлинами и НДС, они не должны платить пошлину также за использование импортных материалов и деталей при изготовлении экспортных изделий.

Инвесторы могут получить статус свободной  таможенной зоны при следующих условиях: претендент должен иметь венгерский юридический адрес, располагать  своей собственной территорией  площадью не менее 2000 м2, не находиться под процедурой банкротства, у него не должно быть задолженности по госплатежам. Кроме того, для осуществления своей деятельности такое предприятие обязано предъявить банковскую гарантию.

В Венгрии  в настоящее время насчитывается  около 120 действующих промышленных и свободных таможенных зон. Из них 58% находятся в западной части  страны, а 17% действуют в столице [12, с. 45].

С 01.01.94г. в Венгрии разрешается создавать  оффшорные фирмы. Специфика таких  фирм в стране заключается в том, что самовыражение «оффшор» в названии фирмы не фигурирует и поэтому в отношениях с деловыми партнерами такая фирма выступает как обычная компания. По форме собственности она может быть обществом с ограниченной ответственностью или акционерным обществом, но ей не разрешается иметь деловых партнеров внутри страны. Место исполнения деловых обязательств по контракту должно находиться за границей. Большинство руководящего состава и членов ревизионной комиссии такой компании должны составлять венгерские частные лица. Фирма должна иметь аудитора с венгерской лицензией, ее представляет только венгерский адвокат. Вести банковский счет фирмы разрешается только в зарегистрированном в Венгрии кредитном учреждении.

В целом  за период с 1995 по 2007 г. показатель количества накопленных прямых иностранных  инвестиций на душу населения составил в Венгрии 11650 долл. США, в Эстонии - 8875, в Чехии -6700, в Хорватии - 4525, в Словакии - 3965, в Словении - 3540, в Болгарии I 3660, в Польше - 3050, в Румынии - 2070 долл. США. Лидирующие позиции по привлечению ПИИ Венгрией во многом обусловлены активными мерами по улучшению инвестиционного климата и созданию привлекательных условий для иностранных инвесторов [13].

Информация о работе Иностранные инвестиции