Фирма в системе социально-экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я хочу рассмотреть такие вопросы, как: сущность и типы фирм; их место и роль в системе социально-экономических отношений; поведение фирм в условиях совершенной и различных типах несовершенной конкуренции; отношения государства и фирмы (тенденция развития); масштабы и цели деятельности фирм; важнейшие показатели эффективности деятельности фирмы.

Оглавление

1. Введение ………………………………………………… стр. 3
2. Сущность и типы фирм ………………………………… стр. 5
3. Место и роль фирмы в системе социально-экономических отношений ......………………………………………….. стр. 7
4. Поведение фирмы в условиях совершенной и различных типах несовершенной конкуренции ……………………….. стр. 12
5. Государство и фирма. Тенденция развития ………… стр. 14
6. Масштабы и цели деятельности фирм ……………… стр. 16
7. Важнейшие показатели эффективности деятельности фирмы ………………………………………………………….. стр. 19
8. Эффективно функционирующая фирма, - какая она? ............ ………………………………………………………….. стр. 21
9. Заключение …………………………………………… стр. 23
10. Список использованной литературы ………………. стр. 25

Файлы: 1 файл

Курсовая эк. теория.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

Развитие фирмы будет зависеть от социально-общественного и экономического развития народного хозяйства. Возрастание роли фирмы как основы хозяйственной деятельности и растущее внимание государства к социальным проблемам приведут к более жесткому взаимодействию между фирмой и государством. Государство, с одной стороны, все больше будет учитывать интересы фирмы, а с другой – будет ставить больше задач и устанавливать приоритеты в распределении ресурсов. Нужды общества заставят государство из соображения общественной полезности включать фирму практически в каждое серьезное решение.

Прогресс науки и техники приведет ко все большей значимости информации и информационных технологий. Возрастающий удельный вес научных исследований и разработок в деятельности фирмы, все большая численность научного и инженерного персонала повысят роль управленческих решений.

Фирма будет человекоемкой и более чем когда-либо зависеть от человеческой фантазии, творчества и инициативы. Сокращение численности рабочих за счет автоматизации будет компенсировано творческим вкладом главных руководителей, ученых, теоретиков управления и экспертов в области технологии. На передний план управления выйдет стратегическое планирование как Метод обеспечения прибыльности фирмы, что диктуется сокращением жизненного цикла технологии, продуктов производства и спроса.

Можно сделать вывод, что фирма является частью государства и его экономической структуры. Государство в свою очередь накладывает определенные рамки на ее деятельность в соответствии с действующим законодательством. И естественно каждая фирма не должна выходить за установленные рамки, т.е. соблюдать законы, платить налоги и не скрывать их от государства.

 

Масштабы и цели деятельности фирм.

 

              Необходимо особо затронуть вопрос о размерах, или масштабах, деятельности предприятия (фирмы). Часто утверждают, что существуют определенные преимущества крупной фирмы, с точки зрения величины издержек. Это преимущество размера экономисты называют «эффектом масштаба» или «экономией от роста масштаба деятельности». По мере того, как увеличивается, например, объем выпуска продукции, сокращаются средние издержки производства на каждую единицу товара.

              Экономия от увеличения масштаба деятельности измеряется отношением процентного изменения величины издержек к процентному изменению объемов произведенного товара. Когда такое отношение меньше 1, проявляется эффект масштаба, так как средние издержки падают. Если отношение равно 1, эффект от увеличения масштабов деятельности не существует, поскольку средние издержки остаются неизменными. Когда же такое отношение больше 1, налицо отрицательный экономический эффект, так как средние издержки растут.

              На рис. 1 показаны возможные зависимости между средними издержками и объемами выпуска продукции. U-образная кривая средних издержек суммирует свойства, присущие трем остальным кривым затрат, изображенным на этом графике.

                                                                            Рис.1

При увеличении масштабов деятельности фирмы может также проявится эффект от расширения номенклатуры производства (эффект совместного производства), который состоит в том, что совокупные издержки на изготовление нескольких разных товаров в одной фирме меньше, чем сумма издержек на изготовление этих товаров по отдельности в разных фирмах.

Эффект совместного производства возникает в тех случаях, когда для изготовления различных видов товаров (или для оказания нескольких разных услуг) используют один и тот же капитал и (или) рабочую силу. Образующаяся экономия от расширения ассортимента продукции связана с сокращением затрат при совместном их изготовлении.

Так, если фирма добавляет к своему ассортименту новый товар (или услугу), разработав его самостоятельно или купив у создателя этого товара, то эффект от расширения номенклатуры фирмы проявится, если она сможет выпускать два товара дешевле, чем прежде, когда товары производились раздельно.

В отличии от однотоварной фирмы, для характеристики которой используется понятие средних издержек на единицу товара, многотоварные фирмы описываются таким показателем, как лучевые средние издержки (ЛСИ). Этот показатель основан на динамике общих издержек в случае, когда объемы выпуска всех товаров фирмы увеличиваются в равной мере.

Трехмерная кривая ЛСИ (Рис. 2) есть геометрическое место точек, соответствующих различным наборам товаров Т1 и Т2. Проекция кривой ЛСИ на горизонтальную плоскость является лучом OR, положение которого определяется выбранным соотношением между объемами выпуска товаров Т1 и Т2, т.е. N1(T1)/N2(T2) = tga = Const. Это фиксированное соотношение обычно называется «структурой выпуска товаров».                                                       

                                                 

 

                                                                      Рис. 2

 

Термин «луч» OR объясняет, почему издержки называются «лучевыми средними издержками». Любая точка луча OR соответствует определенному масштабу деятельности фирмы по товару Т1 и товару Т2, но при фиксированной структуре. Поскольку вдоль каждого такого луча динамика средних издержек будет вполне определенной, то точка N0, в которой достигается минимуму ЛСИ, соответствует наиболее эффективному масштабу деятельности фирмы при структуре выпуска товаров, определяемой лучом OR. Таким образом, для многотоварной фирмы также характерно наличие эффекта от роста масштаба деятельности и эффекта от расширения номенклатуры производства.

Переходя к целям фирмы, необходимо отметить, что всякая предпринимательская деятельность осуществляется для получения прибыли или, точнее, для максимизации прибыли. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Существуют два подхода к внутрифирменной эффективности:

1.            деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции;

2.            фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек.

Однако представление о том, что в современных условиях единственной целью деятельности фирмы является получение прибыли, было бы ошибочным.

Многообразием возможных положений отдельных фирм на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захвата нового рынка; повышение качества продукции и т.п.

Существуют подходы, при которых используется тезис максимизации тех или иных параметров (бихевиористские модели).

Предполагается, что фирма стремится функционировать на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает возможностями максимизации. При описании целевой нормы эффективности предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желаемого уровня. В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической.

Локальный поиск – реакция на невыполнение тех или иных целевых установок для внутрифирменных подразделений; исследовательский поиск ведется, когда обнаруживаются новые возможности в сфере взаимодействия фирмы с «окружающей средой»; стратегический связан с прилагаемыми фирмой усилиями наилучшим образом подготовиться к использованию новых стратегических возможностей.

              В самом общем плане цели деятельности фирмы представлены в таблице (таблица №3):

 

Таблица №3

Цели деятельности фирмы

Общественная группа

Ожидаемые результаты деятельности фирмы

Общество в целом

Экономический рост

Поступление от налогов

Уравнивание власти

Уравнивание доходов

Сохранение окружающей среды

Сохранение природных ресурсов

Местная община

Благосостояние общины

Держатели акций

Рост доходов

Кредиторы

Рост стоимости акций

Потребители

Стабильность доходов

Справедливые цены

Обеспечение выбора

Удовлетворение потребностей

Управляющие

Рост доходов

Профессиональный интерес

Работники наемного труда

Занятость

Уровень оплаты

Досуг

Условия труда

Удовлетворение от работы

 

Важнейшие показатели эффективности деятельности фирмы.

 

              Деятельность фирмы (предпринимательская деятельность) может быть представлена в виде потока финансовых ресурсов кредиторов и инвесторов, превращающихся в физические факторы производства, которые трансформируются в готовую физическую продукцию, а товары и услуги – через готовые сделки – превращаются в выходящие потоки финансовых ресурсов, распределяемых среди кредиторов и  инвесторов и затем вновь вводимых в производство.

              На этапах инвестирования производства и реализации продукции участников предпринимательской деятельности интересуют различные аспекты использования факторов производства, и поэтому система показателей эффективности их использования достаточно сложна и многообразна.

              Существует два основных пути к повышению доходности бизнеса: 1. Вложение капитала в наиболее выгодные сферы хозяйства; 2. Всемерное снижение издержек производства. Остановимся на производственных издержках.

              Производственные издержки представляют собой затраты фирмы на изготовление продукции. Существуют различные виды издержек производства. Общие издержки, необходимые для производства определенного количества продукции называются валовыми издержками. Они делятся на постоянные (не зависят от объемов производства и имеют место даже при остановке производства) и переменные (увеличиваются вместе с объемом производства) издержки. Отношение величины валовых издержек к объему выпуска продукции образует средние издержки (затраты фирмы на производство одной единицы продукции). Аналогично можно рассчитать среднепостоянные и среднепеременные издержки производства.

              Особо следует выделить предельные издержки производства – затраты связанные с производством дополнительной единицы продукции. Математически они получаются путем вычитания из последующего значения  валовых издержек предыдущего. Предельные издержки, начиная с определенного периода, обнаруживают тенденцию к росту. Иными словами, при росте объемов производства наступает момент, когда предельные издержки начинают увеличиваться, т.е. каждая последующая единица продукции обходится дороже, чем предыдущая.

              Обобщающие показатели эффективности деятельности фирмы в целом определяются сопоставлением объема всех средств фирмы и совокупного результата ее деятельности; полученной прибыли и издержек (или цены продукции)и др.

              К таким показателям относятся:

             

              -   рентабельность всего капитала (активов) фирмы:

Ра = П/А,

где П – прибыль; А – капитал (активы) фирмы – совокупность всех средств;

             

              -   оборачиваемость всего капитала (активов) фирмы:

R0 = Q/A,

где Q – объем реализованной продукции;

             

              -   издержки на единицу реализованной продукции:

S = И/Q,

где И – общие издержки;

 

              -   рентабельность производства:

Р = П/Ф,

где Ф – среднегодовая стоимость основных и оборотных фондов.

             

              Наиболее обобщающим показателем в этой группе является рентабельность всего капитала, которая отражает прибыль фирмы на один рубль средств (всех видов ресурсов предприятия в денежном выражении, независимо от источника привлечения этих средств). Этот показатель называют также «нормой прибыли» или «показателем окупаемости средств». Уровень и динамика рассматриваемого показателя являются главным объектом внимания администрации фирмы.

              Норма прибыли отражает достигнутый на предприятии определенный баланс экономических интересов всех участников бизнеса и «аутсайдеров». Конкретно интересы каждого представлены другими, частными по отношению к рассматриваемому показателями. Так, для собственников предприятий важен необходимый уровень рентабельности собственного капитала как отношение чистой прибыли (после уплаты налогов и процентов) к величине собственного капитала.

              Для более полного анализа деятельности фирмы по использованию факторов производства требуется дальнейшая дифференциация показателей и установление взаимосвязей между обобщающими и частными показателями.

Эффективно функционирующая фирма, -  какая она?

В 70–80-е годы считалось, что наиболее успешно на мировом рынке действуют японские фирмы. Но стоило японской экономике замедлить свое развитие во время рецессии 1991–1995 гг., как американские фирмы стали претендовать на эталон эффективности в западной мире. Обобщая мировой опыт, экономисты создали портрет эффективно функционирующей фирмы. Каковы ее характерные черты?

1. Фирма имеет листинг своих акций на одной из зарубежных фондовых бирж. Тем самым она расширяет возможности мобилизации капитала. Фирма ищет необходимый ей капитал не только на национальном рынке, но в глобальном масштабе. Путем заимствования капитала на Нью-Йоркской или Лондонской фондовых биржах крупные: фирмы существенно снижают свои издержки. Конкуренция фирм на мировом рынке капитала стала обычным явлением.

Информация о работе Фирма в системе социально-экономических отношений