Фирма как субъект рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой: объяснить существование фирмы и найти причины, предопределяющие масштабы её деятельности в условиях рыночных отношений.
Задачи :
определить место фирмы в рыночной экономике, её цели.
определение организационной структуры предпринимательства в России и роли фирм в экономике;
определение сущности, видов и основных форм организации предпринимательства.

Файлы: 1 файл

курсовая мизана.docx

— 51.71 Кб (Скачать)

Введение 

В условиях рыночных отношений центр экономической  деятельности перемещается к основному  звену всей экономики - ФИРМЕ.

Именно  на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые  услуги. На фирме сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь  решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологий. На фирме  добиваются снижения до минимума издержек производства. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент.

Все это  требует глубоких экономический  знаний. В условиях рыночных отношений  выживет лишь та фирма, которая наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующаяся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

Ключевой  фигурой рыночных отношений выступает  предприниматель. Статус предпринимателя  приобретается посредством государственной  регистрации фирмы. При этом субъектом  предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким  образом, фирма – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основная цель предпринимательства - получения прибыли, но нелюбой ценой. Цивилизованные рыночные отношения требуют разумного сочетания обеих целей.

Цель  курсовой: объяснить существование фирмы и найти причины, предопределяющие масштабы её деятельности в условиях рыночных отношений.

Задачи :

  1. определить место фирмы в рыночной экономике, её цели.
  2. определение организационной структуры предпринимательства в России и роли фирм в экономике;
  3. определение сущности, видов и основных форм организации предпринимательства.

  Актуальность  данной темы работы обосновывается тем, что предприятия являются основным звеном экономической рыночной системы, создают подавляющую часть национального  производства товаров и услуг, а  также являются главной экономической  ареной, посредством которой осуществляется сотрудничество людей.

Информационной  базой для написания работы послужила  экономическая специальная и  учебная литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Фирма как субъект рыночных отношений

    1. Цели и функции фирмы

                 

   На  всех этапах рыночных отношений основным звеном является фирма. Именно на фирме  осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь  работника со средствами производства. Под промышленной фирмой (предприятием) понимается производственная единица, обладающая производственно - техническим  единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью. Фирма самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой  продукцией, получаемой прибылью, оставшейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей.

   В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает предприниматель. Предприниматель создает в рыночной экономики фирмы, представляющие собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности.

   Статус  предпринимателя приобретается  посредством государственной регистрации  фирмы. При этом субъектом предпринимательской  деятельности может быть как отдельный  гражданин, так и объединение  граждан. Таким образом, фирма - это  самостоятельный хозяйствующий  субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях  удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

   Из  этого определения ясно, что цель деятельности фирмы получение прибыли, но при удовлетворении общественных потребностей. Цивилизованные рыночные отношения требуют разумного  сочетания обеих целей. Конечно, бизнес - это экономическая деятельность предпринимателей, их искусство и  способность получать все большую  прибыль, обеспечивать высокий уровень рентабельности. Вместе с тем развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно - технических достижений, повышению эффективности производства - все это и составляет удовлетворение общественных потребностей.

   Приступая к созданию фирмы, предприниматели  должны иметь перед собой четкую и ясную цель. Эта цель должна быть подкреплена системой постоянного  получения заказов на их продукцию  или услуги. Намечаемый выпуск продукции  или оказание услуг должны быть обеспечены всеми нужными материальными  ресурсами. Наконец, начиная новое  дело, следует продумать возможность  постоянного пополнения капитала.

   Важным  качеством любого предпринимателя, современной фирмы является способность  гибко реагировать на изменение  ситуации. Для этого надо быть компетентным в избранной сфере деятельности, обладать необходимыми чертами характера: целеустремленностью, упорством, готовностью  к неудачам, способностью учится, и  делать выводы из своих ошибок. Следует  подобрать надежных партнеров и  соратников. Надо быть готовым к  конкурентной борьбе. Необходимо четко  организовать маркетинг, уметь поддерживать неформальные связи, а на более поздних  этапах - официальные отношения как  с поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, так и  с потребителями продукции, с  заказчиками.

   Современная фирма - сложная организационная  структура и в условиях рыночных отношений возрастает значение трёх основных направлений:

  1. научной организации производства;
  2. научной организации труда;
  3. научной организации управления.

   Цель  научной организации производства - создание оптимальной технико-технологической  системы на предприятии. Это надежное и эффективное функционирующие производственное оборудование и технология, упорядоченные технико-организационные взаимосвязи работников.

   Задача  научной организации труда (НОТ) - построение здоровых нормальных отношений  в коллективе. НОТ включает систему  мер по созданию условий для высокопроизводственного, эффективного творческого труда. Но возможности НОТ ограничены технико-технологическим состоянием фирмы, его финансовыми и экономическими активами.

   Научная организация управления - это система  технических, экономических и гуманитарных средств, обеспечивающих целенаправленность воздействия на материальную и человеческую подсистемы предприятия. Она способствует их взаимодействию в целях достижения наилучшего морально-технологического и экономического эффекта.

   Любая предпринимательская акция - это  организация взаимосвязей между  людьми. И чем более основательно она воссоздана, тем больше надежд на получение экономической выгоды, на прибыльное возмещение понесенных затрат. 

    1. Конкурентоспособность фирмы

   Основной  целью любой фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке, рост или, по крайне мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение  высокой конкурентоспособности. В  результате конкурентной борьбы между  фирмами , выпускающими одинаковую продукцию  или оказывающие одинаковые услуги применительно к территории, в  пределах которой эти фирмы функционируют  выявляется конкурентное преимущество той или иной фирмы.

   Конкурентное  преимущество - это то, что выигрышно  отличает данное предприятие от его  конкурентов и обеспечивает его  превосходство на рынке.

   Оно базируется на конкурентоспособности  и обычно связано либо с более  высокими, чем у конкурентов, качеством  товаров, либо с более низкими  издержками их производства. Различают  два основных вида рыночной стратегии  фирмы. Для того чтобы успешно  осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, фирмы должны или выпускать на рынок сравнимые  товары с меньшими, чем у конкурентов, издержками и получать большую прибыль  как разницу примерно одинаковых цен и более низких затрат(стратегия  меньших издержек), или создавать  для покупателя большую ценность в виде нового качества товара, особых потребительских свойств, высокого уровня сервиса, что выражается в  более высокой цене и при сравнимых  с конкурентами издержках соответственно в более высокой прибыли(стратегия  дифференциации).

   Руководство фирмы должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать одну из двух стратегий  поведения на рынке. Как любой  экономический выбор, необходимость четкой ориентации в своей стратегии связана с ограниченностью экономических (производственных) ресурсов. Попытки совместить элементы разных стратегий ведут к падению эффективности. Из этого, однако, не следует, что фирма сделавшая ставку на более низкие издержки, не должна заботиться о приемлемом для потребителей качества своих товаров и услуг. В свою очередь, предприятие, выбравшее стратегию дифференциации, не должно несоразмерно завышать цены по сравнению с конкурентами.

   Выбирая оптимальную для своей фирмы  стратегию, её руководство также  должно решить, в какой сфере конкуренции  будет реализоваться конкурентное преимущество. Речь идет либо о конкуренции  во всех секторах экономики одновременно , либо о нацеленности на какой-то узкий  его сегмент. Причем, избрав узкий  целевой сегмент и работая  точно в соответствии с его  специфическими потребностями, фирма  может иметь выигрыш с точки зрения более низких издержек или более высокой дифференциации по сравнению с конкурентами, работающими на более широкий рынок.

   Насколько же конкурентоспособны малые фирмы? Могут ли они противостоять крупным  фирмам? По мнению ряда зарубежных экономистов, основанному на практическом опыте, малым фирмам присуще многие положительные  качества, которыми не обладают крупные  фирмы.

Какие же недостатки характерны для крупных  фирм? Прежде всего, они не в состоянии  уследить за всеми своими товарами и рынками и смотрят на любые  перемены как на риск. Крупные фирмы  не в состоянии ладить с людьми одержимыми, которые не редко являются инициаторами новых идей. Такой фирме  очень трудно принять решение  о финансирование проекта, который, возможно, начнет давать прибыль лишь через семь-десять лет. Ожидание скорой отдачи средств начисто их лишают их необходимой потенции. Наконец, на крупных фирмах не принято вознаграждать  за риск. Здесь управляющие фирмой одобряют и утверждают планы, а не товары.

      В противоположность крупным фирмам малые фирмы действуют по принципу ориентации на нужды. Им жизненно необходимо предлагать рынку что-то новое, реально действенное. В мелких фирмах инициатором всего нового выступает, как правило, один человек, обладающий знаниями и энергией. Следует отметить, что подавляющее большинство новых товаров рождается на мелких фирмах. Малые фирмы способны мыслить перспективно. У них относительно невысоки издержки производства на начальном этапе инновационного процесса, поскольку, как правило, длительность этого этапа может повлиять на основание и выпуск новой продукции. При неудаче в одной сфере деятельности они могут, быстро переключится на другую, более эффективную. Кроме того, малые фирмы, как правило, работают над несколькими идеями сразу, т.е. осуществляют множественный конкурентный подход.

      Мелкие фирмы «терпимы к хаосу», что совсем или почти невозможны для традиционной крупной фирмы. Вместе с тем надо иметь в виду, что инновации - это в основном процесс неорганизованный, проходящий, как правило, то вверх, то в стороны. Если крупные корпорации разрабатывают специальные меры для предотвращения такого положения, то мелкие фирмы принимают такое положение совершенно естественно.

Информация о работе Фирма как субъект рыночных отношений