Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:39, курсовая работа
Цель курсовой: объяснить существование фирмы и найти причины, предопределяющие масштабы её деятельности в условиях рыночных отношений.
Задачи :
определить место фирмы в рыночной экономике, её цели.
определение организационной структуры предпринимательства в России и роли фирм в экономике;
определение сущности, видов и основных форм организации предпринимательства.
Итак, предпринимательством могут заниматься и отдельные граждане, и коллектив людей (предприятие), и государство. Отсюда два основных вида
предпринимательства: индивидуальное и коллективное.
Индивидуальный предприниматель несет полную и неограниченную ответственность за результаты своей деятельности всем своим имуществом, а в критических ситуациях оно может быть даже конфисковано. [4]
Индивидуальный предприниматель имеет право создавать предприятия;
самостоятельно определять профиль своей деятельности и производственную
программу;
приобретать имущество или
имущество других лиц по договору аренды; нанимать или увольнять работников; получать кредит и открывать счет в банке; самостоятельно распределять прибыль от предпринимательской деятельности, оставшуюся после уплаты подоходного налога; осуществлять операции с валютой.
Таким образом, индивидуальный предприниматель единолично принимает все решения по производственно-хозяйственной деятельности. Преимуществами индивидуального предпринимательства являются минимальный контроль со стороны государства (это позволяет самостоятельно распределять прибыль), мобильность действий предпринимателя (это дает возможность менять виды деятельности), приемлемые налоговые условия (индивидуальный предприниматель платит только подоходный налог).
В коллективном предпринимательстве хозяйственные операции осуществляются коллективным субъектом. Для этого образуется предприятие (общество).
Предпринимательская деятельность в любой сфере регулируется государством через механизм финансовой системы (через налоги, кредиты, страхование и т. п.). В то же время она опирается на правовую базу независимо от видов предпринимательской деятельности и от форм собственности.
В современных условиях предпринимательская деятельность – это средство не только дохода, заработка, но и самовыражения. Отсюда огромное стремление многих людей начать свое дело. Конечно, не любое деловое предприятие приносит успех. Более 50% новых фирм закрываются в первый же год своей деятельности из-за низкой рентабельности. Но есть и другая статистика: 90% всех американских миллионеров (их около 2 млн. человек) обязаны своим состоянием созданию собственной фирмы. [10]
Функционирование современного предпринимательства невозможно без
благоприятного социально-экономического климата, который формируется в
результате целенаправленных усилий государства. Он характеризуется:
направленной на поддержку предпринимательства;
предпринимательскую сферу финансовых средств;
внедренческих центров; специальных фирм, оказывающих помощь начинающим
предпринимателям; консультационных центров по вопросам управления,
маркетинга, рекламы; курсов и школ подготовки предпринимателей;
собственности,
формированием позитивного
предпринимательской деятельности.
В условиях благоприятного социально-экономического
климата, поддерживаемого государством,
предприниматель не рассматривает в качестве
первоочередной задачи мгновенное увеличение
прибыли, а намечает путь к будущим структурным
сдвигам и дальнейшему расширению производства.
Предпринимательские инициативы деловых
людей при поддержке государства способствуют
эффективному функционированию современной
рыночной экономики.
2. Теории поведения фирм в различных моделях рыночных структур
2.1 Фирма в условиях совершенной конкуренции
В экономической теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все силы соперничества как между продавцами, так и между покупателями.
В чем же проявляется соперничество? Среди производителей оно проявляется в предложении новых товаров, улучшении качества уже выпускаемых, мерах по продвижению их на рынок и т.п. Среди потребителей соперничество может выражаться в стремлении получить новые скидки, в поисках более выгодных поставщиков и т.д.
Совершенная
конкуренция - такая организация
рынка, при которой каждое предприятие
может продавать по данной рыночной
цене столько продукции, сколько
оно пожелает. А на уровень цен
не может повлиять ни отдельный продавец,
ни отдельный покупатель. Рынок совершенной
конкуренции - это рынок, где удовлетворяются
условия совершенной
Модель
совершенной конкуренции
Рынок состоит из многих конкурирующих продавцов, каждый из которых продает стандартизированную продукцию многим покупателям. Стандартизированность или однородность продукции означает, что все ее единицы абсолютно одинаковы в представлении покупателей. Продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы и их кривая безразличия имеет для каждого покупателя форму прямой. Малое повышение цены одной фирмой сверх ее рыночного уровня ведет к полному переключению спроса на данную продукцию других фирм.
Малость и множественность. Доля каждой фирмы на рынке отрасли незначительна, так что ни одна из
них не способна сколько-нибудь существенно влиять на цену продукта.
В случае увеличения объема производства отдельной фирмой, выступающей на рынке, общий отраслевой выпуск изменяется незначительно и влияния на рыночную цену товара не оказывает. Общая выручка предприятия TR изменяется пропорционально изменению выпуска продукции, средняя и предельная выручка от ее реализации равны и совпадают с ценой (P = AR = MR). Малость субъектов рынка предполагает и их множественность, т.е. наличие на рынке большого числа мелких продавцов и покупателей. Малость и множественность субъектов рынка предполагают отсутствие (формальных и неформальных) соглашений (сговора) между ними с целью обретения монопольных преимуществ на рынке.
Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из отрасли. Свободный вход и выход помогают гарантировать то, что существующие в отрасли фирмы не могут повышать цену посредством соглашения о сокращении выпуска, поскольку любое повышение цены может, как правило, способствовать вхождению новых фирм, которые увеличат объем предложения. Вход в отрасль не требует сколько-нибудь существенных затрат, существует совершенная мобильность покупателей и продавцов внутри рынка. Свобода входа и выхода обеспечивается мобильностью производственных ресурсов, их свободным переливом в отрасли, где их альтернативная ценность выше.
Полная информированность всех участников рынка. Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли является общедоступной и распространяется среди субъектов рынка мгновенно и ничего им не стоит. На данном допущении основан так называемый закон единой цены. Данное допущение является наименее реалистичным, так как на практике информация дефицитна, ее получение и использование требует значительных затрат. В конкретных же условиях наблюдается дисперсия цен, то есть множественность рыночных цен на однородный товар на каждом рынке.
Субъекты рынка действуют независимо друг от друга, преследуя собственные интересы. Фирмы не интересуются производственными решениями своих конкурентов, ни одна из фирм не рассматривает конкурентов как угрозу ее рыночной доли продаж.
Итак, совершенная конкуренция представляет собой такую рыночную структуру, при которой неограниченное количество фирм производят и продают однородную продукцию; вход и выход субъектов хозяйствования из отрасли ничем не ограничен, число субъектов рынка (покупателей и продавцов) весьма велико; все покупатели и продавцы обладают полной информацией о ценах продаваемых товаров.
В условиях совершенной конкуренции предприятие является ценополучателем. Оно может максимизировать свою прибыль лишь приспособив объем выпуска к условиям товарного рынка, с одной стороны, или к обусловленным технологией собственным затратам - с другой, но оно не может оказать влияние на цену продукции.
В экономике совершенной конкуренции достигается эффективность распределения ограниченных ресурсов между фирмами и отраслями в целях максимального удовлетворения потребностей. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность.
Совершенная конкуренция как структура рыночной экономики имеет ряд недостатков:
2.2 Фирма в условиях олигополии. Модель сговора
Олигополия представляет собой одну из форм несовершенной конкуренции и по многим показателям напоминает чистую монополию. Отличительными признаками олигополии являются следующие: 1) в отрасли доминирует несколько очень крупных фирм (обычно от двух до пяти); 2) эти фирмы настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение. Тем самым фирма может оказывать влияние и на рыночную цену, т.е. осуществлять рыночную власть: 3) продукт олигополии может быть как гомогенным (однородным), так и дифференцированным; 4) вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами, прежде всего им является величина фирмы, то есть для проникновения на такой рынок фирма должна быть достаточно крупной, выпускать значительное количество товара, иметь возможность снижения издержек. Кроме того, в качестве барьеров выступают требования наличия патента, контроль над стратегическим сырьем, огромные затраты на рекламу.
Двумя ключевыми характеристиками олигополии являются наличие барьеров на вхождение в отрасль и взаимозависимость фирм, действующих в отрасли. Ввиду малочисленности фирм поведение одной из них может вызвать самую различную реакцию (в том числе и непредсказуемую) у фирм-конкурентов. Более того, такая реакция самым непосредственным образом скажется на рыночной позиции данной фирмы. Поэтому олигополист должен строить свое поведение на рынке, опираясь не только на собственные цели, но и на результаты прогноза ответного поведения конкурентов.
Можно выделить три возможных направления поведения фирмы на рынке олигополии:
1. Нескоординированная
олигополия, при которой фирмы
не вступают ни в какие
2. «Игра по правилам», при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия в отрасли.
3. Модель сговора. Множество фирм в условиях совершенной или монополистической конкуренции не могут прийти к соглашению и ведут между собой острую борьбу преимущественно в области цен. В отличие от них 2-4 фирмы – олигополиста могут напрямую договориться о совместной стратегии и тактике, установить выгодные каждому партнеру цены и поделить рынок между собой, определив оптимальный размер отраслевого предложения и долю каждого участника в отраслевом производстве.