Фирма как субъект рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой: объяснить существование фирмы и найти причины, предопределяющие масштабы её деятельности в условиях рыночных отношений.
Задачи :
определить место фирмы в рыночной экономике, её цели.
определение организационной структуры предпринимательства в России и роли фирм в экономике;
определение сущности, видов и основных форм организации предпринимательства.

Файлы: 1 файл

курсовая мизана.docx

— 51.71 Кб (Скачать)

     Группа фирм, осуществляющих раздел отраслевого рынка и совместно принимающих решения о ценах и объеме производства, называется картелем.

Чтобы картельное соглашение работало, необходимо, чтобы, во-первых, спрос на продукт  картеля был неэластичным по цене, а у самого продукта не было близких  заменителей. Во-вторых, картель действует, если все его участники соблюдают  установленные правила игры. Фирма-отступник получает несомненные конкурентные преимущества, но рискует серьезно испортить отношения с бывшими партнерами. Препятствиями для такого тайного сговора обычно становятся различия в спросе на товар и в издержках его производства и обращения. Когда издержки и спрос на продукцию различаются, то трудно договориться о цене, поэтому судьба сговора зависит от числа фирм.

     Олигополистические признаки чаще  всего отмечаются в автомобильной,  фармацевтической, электронной, химической  промышленности.

    Олигополистический рынок отличается от совершенного конкурентного рынка особенностями изменения цен. При совершенной конкуренции цены постоянно изменяются в зависимости от колебаний спроса и предложения. При олигополии же цены изменяются не так часто, а как правило, через большие промежутки времени и значительно. Олигополия часто проводит политику «лидерства в ценах», что подразумевает отказ от открытой ценовой конкуренции, когда входящие в олигополистическую отрасль фирмы, учитывая интересы всех, ориентируются на цены фирмы-лидера.

    Существование олигополии обусловлено  тенденцией слияния нескольких  небольших фирм, выпускающих однородную  продукцию, приводящей к уменьшению  количества фирм.

2.3 Фирма в условиях  чистой монополии

     Монополия характеризуется наличием одного единственного продавца конкретного товара или вида услуг на рынке. Как с точки зрения количества товаров на рынке, так и с учётом других важных аспектов монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции.

    Существуют два подхода к понятию "монополия". Во-первых, монополию можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупное объединение, занимающее ведущее положение в определенной отрасли хозяйства (или в нескольких отраслях) в какой-либо стране или в мире в целом. Обычно монополия ассоциируется с крупными и известными всему миру компаниями, хотя они могут держать незначительную часть рынка.

    Но может существовать и другая трактовка понятия "монополия" - это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться сравнительно небольшое по размерам предприятие  и напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.

     Обращаясь к монополии как виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.

     Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, газоснабжение, водоснабжение и электроснабжение.

     Так как фирма-монополист обычно имеет боле высокую прибыль, то, естественно, это привлекает в отрасль и других производителей. Однако попасть в монополизированную отрасль практически невозможно, ибо барьеры для вступления в нее достаточно велики. Такими барьерами могут быть как легальные (или естественные) препятствия, так и любые действия, которые искусственно препятствуют проникновению в отрасль новых фирм.

К реальным барьерам, препятствующим вступлению в монополизированную отрасль экономики, можно отнести следующие: 

  1. Эффект  масштаба производства.

   В условиях крупного производства при  монополизации рынка объем производства фирмы растет быстрее, чем применяемые  ресурсы. Следовательно, издержки на единицу  продукции у такой фирмы значительно  ниже, что позволяет с общественной точки зрения значительно экономить  производственные ресурсы. Такая монополия, при которой долгосрочные средние  издержки являются минимальными, получила называние «естественной монополии». Говоря иначе, эта отрасль, в которой  продукт может быть произведен одной фирмой при более низких затратах, чем если бы его производством занималась бы не одна, а несколько фирм. Поэтому экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что выпуск данной продукции целесообразно сосредоточить в одной фирме.

   К естественной монополии можно отнести  предоставление различных коммунальных услуг (водопровод, канализация, газоснабжение и энергосбережение и т.д.), телефонные компании кабельного телевидения и т.д. В этих условиях монополия может быть оправдана экономически целесообразной.

   В целом, рассматривая монополию, как  определенный тип экономической  структуры, позволяющий диктовать  свои условия на рынке определенного  товара или услуг, необходимо иметь  в виду, что, независимо от вида монополии («естественная» она или нет), новым  конкурентам пробиться в такую  отрасль чрезвычайно трудно, так  как при прочих условиях это требует  огромных капиталовложений. К тому же доминирующая в отрасли фирма  может определенное время снизить  цену на свою продукцию (так как имеет  более низкие издержки производства), чтобы уничтожить потенциального конкурента.

   Организационная монополия - выступает как объединение  одинаковых по профилю видов деятельности предприятий и организаций (отраслевые министерства, концерны, ассоциации)

  1. Исключительные права монополий.

   Такие права обусловлены тем, что правительства  ряда стран официально предоставляют  некоторым фирмам статус единственного (монопольного) продавца услуг или  товара (транспортные услуги, связь, газоснабжение  и тт.д.), сохраняя, как правило, за собой право регулирование их действий с целью исключении (или  сведения к минимуму) злоупотребляя  монопольной властью. В этой ситуации «войти» в такую отрасль сторонней  фирме практически невозможно.

  1. Патентная и лицензионная защита монополий.

   Правительство гарантирует патентную защиту новым  продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные  позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует  их исключительное право на владение рынком данного товара.

  1. Собственность монополий на важнейшие виды сырья.

   Некоторые копании могут быть монополистами  в силу того, что их безраздельном  владении находятся производственные ресурсы, необходимые для изготовления монополизированного продукта. Так, американская алюминиевая компания является владельцем всех основных источников бокситов (алюминиевых руд).

   Таким образом, возникновению монополий  способствует естественные и юридические  барьеры для вступления в отрасль, которые предотвращают конкуренцию  со стороны новых продавцов.

   В образовании монополий обнаруживаются две основные тенденции:

  1. появление крупных предприятий или фирм на основе концентрации производства и их доминирующего положения в отрасли;
  2. образование союзов или достижение соглашений ряда крупных и средних фирм.

   Возможность таких союзов возрастает на определенном этапе вслед за уменьшением числа  хозяйствующих субъектов отрасли. Необходимость монополистического союза вытекает из идеи координации  деятельности и стремление уменьшить  издержки конкурентной борьбы.

   Картель - объединение (союз) ряда предприятий  одной отрасли национальной экономики, которые не ограничивает их самостоятельность, предполагает установление единых цен, раздел рынка, определение квоты  на производство и реализацию продукции.

   Синдикат - объединение ряда предприятий одной  отрасли производства при ликвидации их коммерческой самостоятельности. В  этом случае обеспечиваются совместные реализация продукции, закупка исходного сырья и так далее.

   Трест - объединение собственности и  управления ряда предприятий одной  или нескольких отраслей национальной экономики при полной ликвидации их самостоятельности. В этом случае формируется корпоративная собственность; возникают акционерные общества, объединения по типу комбинатов, что  позволяет монополизировать источники сырья, перевозку и другое.

   Концерн - объединение предприятий ряда отраслей национальной экономики, включая банки, транспорт, торговые компании. 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В развитой рыночной экономике фирмы многообразны, они занимаются

производством товаров, их реализацией, оказанием  самых различных услуг –

финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-

исследовательских.

     В условиях рыночной экономики через фирмы граждане осуществляют

предпринимательскую деятельность "исходя из того, что  предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".

     Гражданское законодательство России придало разным видам отечественной предпринимательской деятельности правовую форму. Это означает, что государство защищает равенство участников предпринимательской деятельности, неприкосновенность собственности, свободу договора, гражданские права. Вместе с тем отечественное гражданское законодательство построено в соответствии с нормами международного права. Все это способствует развитию предпринимательства в России в цивилизованной форме.

     Организационно-правовая форма предпринимательства делает бизнес благородным, соответствующим требованиям цивилизованной экономики.

Фирма имеет свою организационно-правовую форму и цель деятельности, в

соответствии  с которыми создает свою внутреннюю структуру.

     Приоритет целей определяется в зависимости от прибыльности фирмы, которая может соответствовать уровню выживания, умеренному или высокому уровню.

     Сущность экономической эффективности фирмы трактуется большинством экономистов как достижение максимальных результатов в интересах общества при минимально возможных затратах.

     Монополия характеризуется наличием  одного- единственного продавца  конкретного товара или вида услуг на рынке. Как с точки зрения количества товаров на рынке, так и с учётом других важных аспектов монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Фирма как субъект рыночных отношений