Фирма в системе социально-экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я хочу рассмотреть такие вопросы, как: сущность и типы фирм; их место и роль в системе социально-экономических отношений; поведение фирм в условиях совершенной и различных типах несовершенной конкуренции; отношения государства и фирмы (тенденция развития); масштабы и цели деятельности фирм; важнейшие показатели эффективности деятельности фирмы.

Оглавление

1. Введение ………………………………………………… стр. 3
2. Сущность и типы фирм ………………………………… стр. 5
3. Место и роль фирмы в системе социально-экономических отношений ......………………………………………….. стр. 7
4. Поведение фирмы в условиях совершенной и различных типах несовершенной конкуренции ……………………….. стр. 12
5. Государство и фирма. Тенденция развития ………… стр. 14
6. Масштабы и цели деятельности фирм ……………… стр. 16
7. Важнейшие показатели эффективности деятельности фирмы ………………………………………………………….. стр. 19
8. Эффективно функционирующая фирма, - какая она? ............ ………………………………………………………….. стр. 21
9. Заключение …………………………………………… стр. 23
10. Список использованной литературы ………………. стр. 25

Файлы: 1 файл

Курсовая эк. теория.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

 

              Существует несколько подходов к объяснению возникновения и развития фирм:

              Во-первых, фирма представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг.

              Во-вторых, в социально-экономическом отношении фирма – это общность людей, объединенных едиными мотивами действия.

              В-третьих, фирма – совокупность взаимовыгодных контрактов. Последнее определение интересно потому, что фирма представляется не как объединение людей, машин и технологий, а как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат хозяйственные сделки - трансакции.

              Р. Коуз, лауреат Нобелевской премии по экономике (1991 г.) «За открытие и прояснения значения издержек трансакций и прав собственности для институциональной структуры и функционирования экономики», показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, а требует определенных затрат, называемых «трансакционными».

              Такой подход позволяет анализировать как рыночные, так и внутрифирменные экономические связи. Можно выделить следующие виды трансакционных затрат: поиск информации о состоянии рынка – о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и  услуг; заключение сложных контрактов, включающих оговорки на случай непредвиденных обстоятельств; долгосрочные отношения по отдельным вопросам; периодически повторяющиеся сделки по продаже различных товаров; соблюдение условий контрактов; юридическое сопровождения выполнения контрактов. Предприятия (фирмы) возникают и в связи с большими затратами на осуществление бесчисленного количества сделок.

              Внутрифирменные экономические связи (внутрифирменные трансакции) охватывают многогранную деятельность фирмы по организации производства, рациональному использованию факторов производства.

              Рыночные (внешние) и внутрифирменные трансакции тесным образом связаны между собой. Их соотношение детерминирует оптимальный размер фирмы, иначе можно было бы рассматривать национальную экономику как одну гигантскую фирму. 

              В этом аспекте Р. Коуз выделяет следующие существенные моменты:

              1.  По мере того как фирма становится крупнее, доходы от предпринимательской деятельности могут снижаться, т.е. издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы могут возрастать. Действительно, должна быть достигнута некая точка, в которой издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы равняются издержкам, связанным с осуществлением трансакций на открытом рынке, или издержкам организации их другим предпринимателем.

              2.  Может случится так, что в результате роста числа организуемых трансакций предпринимателю не удастся разместить факторы производства так, чтобы они создавали наибольшую стоимость, иначе говоря, ему не удастся извлечь максимальную пользу из факторов производства. Значит, должна быть достигнута такая точка, в которой потери от неэффективного использования ресурсов равняются издержкам трансакций обмена на открытом рынке или потерям, имеющим место в случае организации этой трансакции другим предпринимателем.

              3.  Цена реализации одного или более факторов производства может расти, так как «другие преимущества» мелкой фирмы выше, чем преимущества крупной фирмы.

Конечно, действительная точка, в которой прекращается экспансия фирмы, определяется на основе комбинации отмеченных выше факторов.

Следовательно, абстрагируясь от других обстоятельств, можно заключить, что стремление фирм к увеличению размеров будет тем сильнее, чем:

а) ниже издержки организации и медленнее рост этих издержек по мере увеличения числа организуемых трансакций;

б) предприниматель менее склонен делать ошибки, и рост числа ошибок уменьшается по мере увеличения числа организуемых трансакций;

в) больше снижение (или чем меньше рост) цены поставок факторов производства более крупным фирмам.

Объяснение необходимости существования фирмы как общественного института только в связи с тем, что снижаются издержки трансакций, недостаточно. Следует иметь в виду, что производство характеризуется свойствами "организованного процесса". Оно носит коллективный характер при всё усложняющейся организации. В производство вовлечено множество самых разнообразных факторов, деятельность которых должна координироваться. На фирме осуществляется непрерывный процесс управления, складывающийся в разветвленную систему принятия и исполнения решений, связи между которыми не описываются как взаимодействие спроса и предложения, т.е. их нельзя описать на основе представлений о трансакциях.

              Внутри фирмы осуществляется сложная управленческая деятельность, построенная по иерархическому принципу. В процессе управления соблюдаются соподчиненность и сбалансированность определенных задач и функций, что предполагает строгое следование некоторым правилам (ограничениям) со стороны участников производственного процесса, т.е. осуществление административных функций, которые становятся одним из отличительных признаков фирмы.

              Здесь уместно дать еще одно определение фирмы (предприятия) - хозяйственная единица коллективного характера, обладающая всей полнотой прав для заключения контрактов, обеспечивающих все стороны ее деятельности.

Поведение фирм в условиях совершенной и различных типах несовершенной конкуренции.

Поведение фирм в условиях совершенной и различных типах несовершенной конкуренции различается.

Совершенная (чистая) конкуренция характеризуется существованием множества продавцов, оперирующих однородными, стандартными продуктами. Число фирм-продавцов так велико, а доля каждой на рынке столь ничтожна, что ни одна из них не способна влиять на цены путем изменения объема производства. Цена навязана фирме-производителю рынком. Понижать цену ниже рыночной производителю невыгодно, так как он может свободно продать товар дороже; повышать цену выше рыночной также не имеет смысла, ибо покупатели станут приобретать продукцию у конкурентов по меньшей цене. Доступ в отрасль новым фирмам широко открыт. «Экономикс» обычно в характеристику чистой конкуренции включает идеальное знание рынка. Однако вряд ли последнее можно считать обоснованным. Когда продавцов множество и объемы продаж незначительны, знать состояние рынка невозможно. В такой ситуации фирмы ничего не знают друг о друге и работают на неизвестный рынок.

В условиях совершенной конкуренции размеры доли фирмы в объеме выпуска и продажах товаров не превышают 1%.

Рыночная ситуация, когда не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является несовершенной конкуренцией. В условиях несовершенной конкуренции продавец в состоянии манипулировать ценой и объемом производства с целью получения максимальной прибыли. Существуют следующие основные модели несовершенной конкуренции: монополия, монопсония, монополистическая конкуренция, олигополия.

Когда на рынке имеется только один продавец, то этот продавец обладает монополией (греческое слово «монополия» означает «один продавец»). На таком рынке продавец может влиять на цену, контролируя объем производимого товара. На решения монополии воздействуют спрос на ее продукт, эластичность этого спроса по цене, предельный доход и предельные издержки производства товара. Монополия характеризуется концентрацией предложения в руках владельцев одной-единственной фирмы. Везде предполагается, что владельцы монополии стремятся максимизировать прибыль, а потому потери общества от монополизации рынка выражаются в повышении цены и уменьшении количества товаров на рынке.

Модель монополии основана на ряде допущений:

1.      Продукция монополии не имеет совершенных товаров-заменителей;

2.      Отсутствует свободный вход на рынок;

3.      Совершенная информированность монополиста о состоянии рынка.

Степень, до которой отдельный монополист может использовать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке. Монополист в состоянии увеличить прибыль при помощи так называемой «ценовой дискриминации» - продажи одного и того же товара разным потребителям по разной цене. Продавцу в данном случае важно знать, эластичен или нет спрос покупателя на данный товар. Если спрос потребителя неэластичен, монополист может поднять цену товара – спрос уменьшится на небольшую величину. Соответственно, в случае эластичного спроса на товар цену следует уменьшить.

Монополия ограничивает выход на рынок других фирм при помощи так называемых «легальных барьеров». К их числу относятся: исключительные права, полученные от правительства; патенты, лицензии и авторские права; собственность на все предложения какого-либо производственного ресурса; экономия, обусловленная ростом масштабов производства; высокие расходы на транспортировку данного вида продукции.

Чистый монопсонист – это единственная на рынке фирма, которая является покупателем ресурса или его услуг, предлагаемых на этом рынке, причем возможностей альтернативного сбыта достаточно мало или нет совсем. Монопсонист обладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупает (путем изменения приобретаемого количества).

Несмотря на редкость существования рынка единственного работодателя, часто бывает, что фирма закупает весьма значительную часть всего доступного рыночного предложения определенного ресурса.

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов. Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар конкурирующим фирмам.

На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой  и ее соперниками. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10% продаж на рынке в течение года.

Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои товары, или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж. На рынке есть условия для достаточно свободного входа и выхода. При монополистической конкуренции легко основать новую фирму или покинуть рынок.

Олигополия – это рыночная структура, при которой реализацией какого-либо товара занимается не очень много продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Обычно на олигополистических рынках действует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирму могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом количестве товара. Продавцы на олигополистических рынках знают, что когда они, либо их соперники изменят цены или выпускаемое количество продукта, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке.

Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые устанавливаются монопольными фирмами.

Единой модели олигополии не существует. Разработан ряд моделей, объясняющих поведение фирм в различных ситуациях, основываясь на том, какие строят фирмы предположения фирмы относительно реакции своих соперников. При олигополии проявляется тенденция к уменьшению прибылей из-за конкуренции. Действие олигополистического соперничества на цены толкает фирмы к сговору, чтобы уменьшить конкуренцию и увеличить прибыли.

На олигополистических рынках отдельные фирмы учитывают возможную реакцию конкурентов до того, как начинают рекламу и предпринимают другие расходы по продвижению товара на рынок. Олигополистическая фирма может существенно увеличить свою долю рынка при помощи рекламы только в том случае, если соперничающие фирмы не нанесут ответного удара, начав свои собственные рекламные компании.

Следует отметить, что структуры совершенной конкуренции и монополии достаточно условны и односторонни. В реальной жизни эти механизмы переплетаются, взаимодействуют друг с другом. Реальные рыночные структуры находятся где-то между этими двумя крайностями. 

Государство и фирма. Тенденции развития.

Ни одна национальная экономика с развитой системой рыночных отношений не обходится без участия в большей или меньшей степени государства в регулировании экономических процессов.

Государство влияет на экономическую деятельность фирм через систему общегосударственных (общеэкономических) рычагов. Главный способ – обеспечение стабильности инфраструктуры, т.е. банков, денежной системы, коммуникаций, транспорта и др. Без хорошо отлаженной инфраструктуры экономическая деятельность фирм неэффективна, а средства, которые на нее затрачиваются, становятся неоправданно большими.

Другой рычаг – создание и совершенствование правовой основы, регулирующей экономические отношения между частными юридическими лицами.

В зависимости от того, как развивается экономика, государство использует прямые и косвенные субсидии – то косвенно поддерживая предпринимательскую деятельность, то прямо субсидируя предприятия или целые отрасли.

Для интенсификации экономической деятельности государство использует также законы, защищающие право интеллектуальной собственности, и в особенности патенты, которые обеспечивают существенный стимул для помещения средств в НИОКР.

Государственное регулирование также включает: антимонопольное законодательство; определение ограниченных сфер деятельности и выдачу лицензий на нее; регламентирование организационно-правовых форм предпринимательской деятельности; амортизационную политику, систему налогообложения; льготы по инвестициям. К этим же факторам относятся доступность капитала, определяемая фактическим его наличием на рынке финансовых ресурсов и величиной процентных ставок на его использование; максимально возможный масштаб выбранной деятельности.

Информация о работе Фирма в системе социально-экономических отношений