Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка. Статистика динамики спроса, предложения и цен на потребительском ры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Спрос и предложение в экономической теории представляют две основные категории, на которых базируется ныне существующая мировая система хозяйствования. Залогом успешного развития любого цивилизованного общества является разумное соотношение уровня спроса величине предложения. В результате взаимодействия именно этих двух экономических элементов формируется то, от чего так сильно зависит благополучие каждого человека – цена на товары и услуги.

Оглавление

Введение
Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка
1. Спрос
1.1 Определение спроса
1.2 Факторы, влияющие на спрос
2. Предложение
2.1 Определение предложения
2.2 Факторы, влияющие на предложение
3. Разбор факторов, влияющих на спрос
3.1 Влияние на спрос цены
3.2 Влияние на спрос доходов населения и экономической политики государства
3.3 Влияние на спрос ожиданий потребителей
3.4 Влияние на спрос изменений потребительских предпочтений
3.4.1 Влияние на спрос изменений потребительских предпочтений под воздействием рекламы
3.4.2 Влияние на спрос изменений потребительских предпочтений под воздействием моды
4. Разбор факторов, влияющих на предложение
4.1 Влияние на предложение цены ресурсов
4.2 Влияние на предложение цены других товаров
4.3 Влияние на предложение уровня технологий
4.4 Влияние на предложение деятельности государства
4.5 Влияние на предложение изменения количества производителей
4.6 Влияние на предложение степени монополизации рынка
4.7 Влияние на предложение ожидания производителей
Статистика динамики спроса, предложения и цен на потребительском рыке России
5. Статистика динамики цен
6. Статистика динамики спроса и предложения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая - экономика.doc

— 636.50 Кб (Скачать)

Индексы цен Паше и Ласпейреса могут быть рассчитаны по формулам средних из индивидуальных индексов.

 

Индекс цен Паше:

– средняя гармоническая.

Индекс цен Ласпейреса:

– средняя арифметическая.

Сводный индекс потребительских цен рассчитывается по формуле

где              -  индексы потребительских цен по отдельным группам товаров и

услуг;

                    - доля каждой группы товаров в общем объеме потребительских 

расходов населения в базисном периоде.

 

Доля каждой группы товаров в общем объеме потребительских расходов:

Если данные об указанных весах неизвестны, то в качестве весов могут использоваться другие показатели: численность населения или число домохозяйств, проживающих на данной территории, обслуживаемых определенным субрынком.

В статистике наряду с изучением уровня цен на отдельные товары возникает необходимость расчета динамики средних цен. Для характеристики динамики средних цен и факторов, влияющих на них, используется система индексов: индексы цен переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов.

Индекс цен переменного состава:

Или

Индекс цен постоянного состава:

Или

Индекс цен структурных сдвигов:

Или

Индексы взаимосвязаны между собой:

Абсолютное изменение средней цены определяется:

 

 

В том числе за счет изменения:

      цен

      структуры

      двух факторов:

Для расчета индексов цен помимо традиционных методов используются и другие методы. Например, для однородных товаров (услуг) могут быть вычислены простейшие агрегатные индексы (субиндексы) по различным методикам:

Дюто

Карли

По формуле средней гармонической

Для разн6оименных товаров (услуг) помимо общеизвестных, также вычисляются индексы по следующим методикам:

Эджворта-Маршала

Фишера («идеальная» формула)

        В качестве примера рассмотрим динамику цен на бензин автомобильный и ресурсах нефтепродуктов в апреле 2009 года. Смотри приложение.

 

6. Статистика динамики спроса и предложения

 

       Эластичность потребления и спроса - термин, которым в экономической литературе принято обозначать способность спроса или потребления изменяться в определённых границах под влиянием ряда экономических факторов, т.е. его динамику. К. Маркс, отмечая, что на стороне спроса имеется определённая общественная потребность данной величины, указывал на её чрезвычайную эластичность: «она только кажется фиксированной. Если бы жизненные средства были дешевле или денежная заработная плата была бы выше, то рабочие покупали бы их больше, и обнаружилась бы более значительная «общественная потребность» в данных видах товаров...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 206).

         Родоначальником создания инструментария для определения эластичности потребления и спроса в буржуазной экономической науке считают английского экономиста А. Маршалла, который в конце 19 в. разработал математический аппарат для анализа зависимости спроса от цен и доходов, а также предложения товаров от цен. В дальнейшем эти идеи были развиты Дж. Р. Хиксом, П. Сэмюэлсоном и др.

         Учёт эластичности потребления и спроса имеет важное значение в практике социалистического планирования. По мере развития общественного производства и роста народного благосостояния под влиянием различных социально-экономических факторов в уровне и структуре личного потребления, розничном товарообороте происходят постоянные изменения, которые должны учитываться при планировании производства и потребления товаров. В процессе разработки планов возникает необходимость количественного измерения и выражения в определённых показателях зависимости спроса и потребления от ряда экономических факторов. Эта зависимость выражается коэффициентом эластичности потребления и спроса.

         В экономической литературе наибольшее распространение получило исчисление коэффициентов эластичности потребления и спроса от дохода и цены, показывающих, на сколько процентов изменится спрос (потребление) при изменении этих факторов на 1%. Если, например, коэффициент эластичности спроса на хлеб от дохода составляет 0,6, то увеличение среднедушевого дохода на 10% приведёт к росту спроса населения на хлеб на 6%. Коэффициент эластичности спроса от дохода определяется по формуле:

        где Э — коэффициент эластичности; Δy — прирост спроса на душу населения; Δx — прирост дохода на душу населения; х — среднедушевой доход в базисном году; у — среднедушевой спрос в базисном году. Как правило, коэффициенты эластичности спроса определяются по данным торговой статистики, коэффициенты эластичности потребления — бюджетной статистики.

         Другим методом является исчисление коэффициента эластичности на основе подбора функции, описывающей графически линию развития спроса на исследуемый товар. В этом случае исчислению коэффициента эластичности предшествует подбор и анализ уравнений простой или множественной регрессии. По наиболее часто применяющимся уравнениям простой регрессии выведены специальные формулы для расчёта коэффициентов эластичности. Так, формулой для расчёта коэффициента эластичности потребления и спроса в уравнении прямой у = а + bx будет и т. д. Однако при простой регрессии отражается влияние только одного фактора. В действительности, на спрос (потребление) одновременное воздействие оказывают несколько факторов. В этих случаях используются методы расчёта частных коэффициентов эластичности (иногда их называют чистыми коэффициентами) по уравнениям множественной регрессии. Если, например, развитие спроса на какой-либо товар находится в линейной зависимости от дохода, цены и размера семьи, то производится поочерёдный расчёт частного коэффициента эластичности потребления и спроса от каждого отдельного фактора при элиминировании двух других.


Заключение

          Мы изучили факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка, и сделали краткий анализ этих факторов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что изменение уровня спроса и предложения в нашей стране, как и в других странах с переходной рыночной экономикой, происходит по очень сложной системе. Это происходит в виду значительного количества этих факторов и их совокупного воздействия. Ры­нок — кос­вен­ная, опо­сре­до­ван­ная взаи­мо­связь ме­ж­ду про­из­во­ди­те­ля­ми и по­тре­би­те­ля­ми про­дук­ции в фор­ме ку­п­ли-про­да­жи то­ва­ров,  сфе­ра реа­ли­за­ции и то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний, ос­но­ва ры­ноч­ной эко­но­ми­ки.   Спрос и пред­ло­же­ние —  взаи­мо­за­ви­си­мые эле­мен­ты ры­ноч­но­го ме­ха­низ­ма, где спрос оп­ре­де­ля­ет­ся пла­те­же­спо­соб­ной по­треб­но­стью по­тре­би­те­лей, а пред­ло­же­ние — со­во­куп­но­стью то­ва­ров, пред­ло­жен­ных про­из­во­ди­те­ля­ми; со­от­но­ше­ние ме­ж­ду ни­ми скла­ды­ва­ет­ся в об­рат­но про­пор­цио­наль­ную за­ви­си­мость, оп­ре­де­ляя со­от­вет­ст­вую­щие из­ме­не­ния в уров­не цен на то­ва­ры.   Це­на слу­жит са­мой важ­ной де­тер­ми­нан­той ко­ли­че­ст­ва лю­бо­го по­ку­пае­мо­го про­дук­та, именно она в большей степени определяет благосостояние населения. Но су­ще­ст­ву­ют и дру­гие фак­то­ры, ко­то­рые влия­ют на по­куп­ки, они на­зы­ва­ют­ся не­це­но­вы­ми де­тер­ми­нан­та­ми. Из­ме­не­ние од­ной из де­тер­ми­нант из­ме­ня­ет по­ло­же­ние кри­вой спро­са, по­это­му их так­же на­зы­ва­ют фак­то­ра­ми из­ме­не­ния спро­са. Статистические данные способствуют прогнозированию уровня спроса и предложения, это одни из основных величин, опираясь на которые можно сделать точный прогноз. Для изучения изменения спроса и предложения  используются коэффициенты эластичности, для изучения динамики цен – индивидуальные и общие индексы цен Паше, Ласпейреса и др. Они наглядно показывают, когда, и под влиянием каких факторов, произошли изменения уровня цен и других факторов, влияющих на спрос и предложение, а так же определить степень эластичности спроса и предложения.

 

 


Список литературы:

1.       Автономов В.С., «Введение в экономику. Учебник для 10, 11 классов», Изд.: «Вита-Пресс», 2004г.;

2.      Багат А.В., Статистика – учебное пособие, М.: Финансы и статистика, 2005г.;

3.       Видяпина В.И., Бакалавр экономики - Хрестоматия, Т2, Изд.: Питер, 2004г.;

4.       Журнал "СтройПРОФИль", № 3 - 2009;

5.       Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Экономикс: принципы, проблемы и политика, М.: Инфра-М, 2004 г.;

6.       Максимова В., Шишов А."Рыночная экономика. Учебник", М.: Соминтек, 2001г.;

7.       Савченко П.В. и. Кокина Ю.П., Политика доходов и заработной платы – Учебник, М.: Юристъ, 2000г.;

8.      Яковлева Е.Б., Микроэкономика - учебник для вузов, Санкт-Петербург, 2003г.;

9.       http://econombook.ru/ - экономическая теория и экономика;

10.   http://prognoz.org/ - прогнозы и прогнозирование;

11.   http://www.gks.ru/ - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

 


Приложение

О динамике цен на бензин автомобильный
и ресурсах нефтепродуктов
в апреле 2009 года

1. В апреле индекс потребительских цен на бензин автомобильный составил 98,6% (за период с начала года - 90,6%), индекс цен производителей - 104,0% (115,2%).

Динамика потребительских цен и цен производителей на бензин и дизельное топливо:

на конец периода, в процентах

 

К предыдущему месяцу

Апрель 2009г. к

январь

март

апрель

апрелю
2008г.

декабрю
2008г.

Индекс потребительских цен

 

 

 

 

 

на бензин автомобильный

95,8

97,5

98,6

85,2

90,6

в том числе:

 

 

 

 

 

марки А-76 (АИ-80 и т.п.)

95,9

97,7

98,9

86,0

91,4

марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.)

95,6

97,6

98,4

83,1

90,3

марки АИ-95 и выше

96,2

97,2

98,6

88,6

90,2

на дизельное топливо

96,3

96,8

97,0

87,4

89,2

Индекс цен производителей

 

 

 

 

 

на бензин автомобильный

92,9

93,5

104,0

79,8

115,2

в том числе:

 

 

 

 

 

марки А-76 (АИ-80 и т.п.)

94,0

99,1

98,9

81,1

107,3

марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.)

93,6

91,0

106,8

78,9

126,0

марки АИ-95 и выше

90,2

93,5

103,2

80,5

102,6

на дизельное топливо

105,0

95,0

101,0

71,0

113,7

Справочно
Индекс потребительских цен на товары и услуги

102,4

101,3

100,7

113,2

106,2

Индекс цен производителей промышленных товаров

96,6

102,9

102,4

95,9

107,0


В апреле снижение потребительских цен на бензин автомобильный было отмечено в 65 субъектах Российской Федерации. Самым значительным оно было в Амурской области - на 6,5%. По сравнению с предыдущим месяцем цены на бензин остались без изменения в 10 субъектах Российской Федерации. Увеличение цен на бензин наблюдалось в 8 субъектах, в том числе в Новосибирской области - на 4,5%.

В Москве потребительские цены на бензин автомобильный за прошедший месяц в среднем стали ниже на 1,8%, Санкт-Петербурге - на 1,5%.

В апреле цены производителей на бензин автомобильный выросли на 4,0%. Он стал дороже в 16 субъектах Российской Федерации (от 0,2% в Тюменской области до 23,0% в Астраханской области). На уровне марта сохранились цены производителей на автомобильный бензин в Республике Саха (Якутия), в 3 субъектах отмечено его удешевление (от 18,8% в Новосибирской области до 4,8% в Иркутской области).

В апреле цены производителей на нефть1) увеличились на 21,0% (за период с начала года - на 51,4%), а тарифы на ее перекачку трубопроводным транспортом выросли на 0,2% (за период с начала года - на 16,3%).

_________________
1) На внутреннем рынке наблюдаются цены на нефть, включая газовый конденсат.

2. В таблице представлены средние потребительские цены и цены производителей на бензин автомобильный, дизельное топливо и нефть по отдельным субъектам Российской Федерации в 2009 году:

на конец периода, рублей за литр

 

Январь1)

Март

Апрель

Справочно
декабрь 2008г.

Потребительские цены
на бензин автомобильный

 

 

 

 

марки А-76 (АИ-80 и т.п.)

16,66

16,06

15,88

17,41

в том числе:

 

 

 

 

г.Москва

17,18

16,59

16,43

17,98

г.Санкт-Петербург

16,49

15,94

15,64

17,45

Астраханская область

15,65

15,25

14,89

16,66

Саратовская область

15,39

14,81

14,81

15,55

Омская область

16,00

15,00

15,00

16,00

марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.)

19,19

18,42

18,13

20,11

в том числе:

 

 

 

 

г.Москва

19,55

18,75

18,32

20,42

г.Санкт-Петербург

18,56

17,80

17,55

20,26

Астраханская область

20,27

18,99

17,98

20,44

Саратовская область

18,67

17,90

17,90

18,86

Омская область

18,00

17,00

17,00

18,00

марки АИ-95 и выше

21,93

20,85

20,55

22,84

в том числе:

 

 

 

 

г.Москва

21,37

20,61

20,19

22,19

г.Санкт-Петербург

20,86

20,02

19,77

22,30

Астраханская область

22,50

20,22

19,80

22,96

Саратовская область

20,59

19,42

19,26

20,80

Омская область

23,12

21,12

21,12

24,12

дизельное топливо

20,17

19,27

18,68

21,03

в том числе:

 

 

 

 

г.Москва

20,74

19,94

19,41

21,56

г.Санкт-Петербург

19,57

18,93

18,89

20,86

Астраханская область

20,52

19,16

17,82

20,94

Саратовская область

18,58

17,70

17,14

18,46

Омская область

20,00

19,00

18,00

20,13

Цены производителей
на бензин автомобильный

 

 

 

 

марки А-76 (АИ-80 и т.п.)

6,88

8,20

8,18

7,16

в том числе:

 

 

 

 

г.Москва

8,84

8,60

8,68

9,21

Ленинградская область

11,17

10,60

9,90

11,76

Астраханская область

3,93

6,74

7,49

3,59

Саратовская область

7,06

6,66

7,57

8,56

Омская область

4,87

7,10

7,03

4,17

марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.)

5,86

7,87

8,49

5,95

в том числе:

 

 

 

 

г.Москва

9,39

9,13

9,19

9,99

Ленинградская область

11,70

11,27

10,56

12,32

Астраханская область

3,35

6,20

8,27

2,87

Саратовская область

7,80

8,49

9,14

10,15

Омская область

4,59

6,62

7,45

3,57

марки АИ-95 и выше

8,37

9,14

9,46

9,06

в том числе:

 

 

 

 

г.Москва

10,10

9,81

9,91

11,39

Ленинградская область

13,25

11,81

11,11

13,95

Астраханская область

7,44

8,452)

8,792)

7,44

Саратовская область

7,80

10,24

10,03

9,53

Омская область

6,95

8,21

8,74

6,94

дизельное топливо

9,03

9,68

9,34

8,45

в том числе:

 

 

 

 

г.Москва

12,24

10,73

10,65

12,27

Ленинградская область

14,03

13,11

12,56

14,63

Астраханская область

6,45

8,23

10,27

5,74

Саратовская область

8,27

8,19

9,12

8,27

Омская область

8,12

8,44

8,56

6,69

на нефть, за тонну

2201

4181

5021

3377

в том числе:

 

 

 

 

Республика Коми

1836

3999

5280

2882

Республика Татарстан

2101

5514

5557

4388

Республика Башкортостан

1678

4148

5084

2093

Тюменская область

2274

3988

4865

3570

Самарская область

2101

4292

5466

2716

Информация о работе Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка. Статистика динамики спроса, предложения и цен на потребительском ры