Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка. Статистика динамики спроса, предложения и цен на потребительском ры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Спрос и предложение в экономической теории представляют две основные категории, на которых базируется ныне существующая мировая система хозяйствования. Залогом успешного развития любого цивилизованного общества является разумное соотношение уровня спроса величине предложения. В результате взаимодействия именно этих двух экономических элементов формируется то, от чего так сильно зависит благополучие каждого человека – цена на товары и услуги.

Оглавление

Введение
Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка
1. Спрос
1.1 Определение спроса
1.2 Факторы, влияющие на спрос
2. Предложение
2.1 Определение предложения
2.2 Факторы, влияющие на предложение
3. Разбор факторов, влияющих на спрос
3.1 Влияние на спрос цены
3.2 Влияние на спрос доходов населения и экономической политики государства
3.3 Влияние на спрос ожиданий потребителей
3.4 Влияние на спрос изменений потребительских предпочтений
3.4.1 Влияние на спрос изменений потребительских предпочтений под воздействием рекламы
3.4.2 Влияние на спрос изменений потребительских предпочтений под воздействием моды
4. Разбор факторов, влияющих на предложение
4.1 Влияние на предложение цены ресурсов
4.2 Влияние на предложение цены других товаров
4.3 Влияние на предложение уровня технологий
4.4 Влияние на предложение деятельности государства
4.5 Влияние на предложение изменения количества производителей
4.6 Влияние на предложение степени монополизации рынка
4.7 Влияние на предложение ожидания производителей
Статистика динамики спроса, предложения и цен на потребительском рыке России
5. Статистика динамики цен
6. Статистика динамики спроса и предложения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая - экономика.doc

— 636.50 Кб (Скачать)


 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова»

 

Кафедра экономической теории

Кафедра статистики

 

 

 

 

Комплексная междисциплинарная курсовая работа

на тему: "Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка. Статистика динамики спроса, предложения и цен на потребительском рыке России"

 

 

Выполнила

студентка группы

очной формы обучения

Общеэкономического факультета

 

Научные руководители:

2

 



 

Кафедра экономической теории             

Кафедра статистики             

             

 

 

Москва 2009

2

 



 

Оглавление:

 

Введение

Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка

1. Спрос

1.1 Определение спроса

1.2 Факторы, влияющие на спрос

2. Предложение

2.1 Определение предложения

2.2 Факторы, влияющие на предложение

3. Разбор факторов, влияющих на спрос

3.1 Влияние на спрос цены

3.2 Влияние на спрос  доходов населения и экономической политики  государства

3.3 Влияние на спрос ожиданий потребителей

3.4 Влияние на спрос изменений потребительских предпочтений

3.4.1 Влияние на спрос изменений потребительских предпочтений под воздействием рекламы

3.4.2 Влияние на спрос изменений потребительских предпочтений под воздействием моды

4. Разбор факторов, влияющих на предложение

4.1 Влияние на предложение цены ресурсов

4.2 Влияние на предложение цены других товаров

4.3 Влияние на предложение уровня технологий

4.4 Влияние на предложение деятельности государства

4.5 Влияние на предложение изменения количества производителей

4.6 Влияние на предложение степени монополизации рынка

4.7 Влияние на предложение ожидания производителей

Статистика динамики спроса, предложения и цен на потребительском рыке России

5. Статистика динамики цен

6. Статистика динамики спроса и предложения

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

Спрос и предложение в экономической теории представляют две основные категории, на которых базируется ныне существующая мировая система хозяйствования. Залогом успешного развития любого цивилизованного общества является разумное соотношение уровня спроса величине предложения. В результате взаимодействия именно этих двух экономических элементов формируется то, от чего так сильно зависит благополучие каждого человека – цена на товары и услуги.

Актуальность выбранной темы «Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка. Статистика динамики спроса, предложения и цен на потребительском рынке России» обусловлена главным образом крайней необходимостью глубокого изучения, и как следствие, понимания обоснования любой экономической деятельности. Процесс производства и потребления различных экономических благ непосредственно зависит от уровня их спроса и предложения. Таким образом, факторы, влияющие на спрос и предложение, представляют собой основу существования любой системы хозяйствования. Именно это и послужило основным мотивом выбора указанной темы, так как, по моему мнению, только разобравшись в основополагающих моментах экономической теории, можно продолжать дальнейшее, более глубокое изучение экономики.

              Целью данной работы, в связи с изложенным, является изучение факторов, влияющих на спрос и предложение в условиях российского рынка.

Источником информации для создания междисциплинарной курсовой работы послужили в первую очередь труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам исследования спроса и предложения, а также влияющих на них факторов, статистические учебные материалы, материалы периодической печати, интернет источники, а так же иные актуальные источники информации.


Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка

 

Процессу обмена товаров на рынке присущи свои законы. Одним из важнейших законов рыночной экономики, управляющих процессом товарообмена и ценообразования, является закон спроса. Покупатель, испытывая определенную потребность, желает приобрести товар, однако для того чтобы это желание реализовалось необходимо выполнение нескольких условий: доступность товара, покупательная способность и соответствующая окружающая социальная среда. Таким образом, на рынке встречаются два встречных потока: покупатели, испытывающие определенные потребности и намеревающиеся приобрести конкретный товар, и производители, готовые его предоставить по определенной цене. Далеко не всегда эти встречные потоки вступают в состояние равновесия. Ввиду следования нашей страны принципам рыночной экономики на российском рынке действуют те же законы, что и в развитых капиталистических странах, различия могут быть лишь в проявлении того или иного фактора. Следовательно, чтобы понять, как это происходит, какие факторы влияют на спрос и предложение товаров и услуг на рынке, рассмотрим общие положения по данной теме.

Во многих странах существует тост за совпадение желаний и возможностей. Тем не менее, обыденная практика не всегда и не всем делает такие подарки. Часто в повседневной жизни приходится сталкиваться с примерами, когда поиски нужного товара оказываются безуспешными в силу разных причин, и далеко не каждый желающий приобрести нужный товар находит на рынке нужные ему предметы, продукты или услуги, далеко не каждый в состоянии позволить себе даже полностью удовлетворяющее его требованиям приобретение. Наиболее наглядно это представлено на рисунке.1.

       Ощущают желание     Испытывают потребность       Могут позволить        Осуществляют спрос

Рис. 1. Осуществляющие спрос

Перед непосредственным изучением факторов, влияющих на спрос и предложение, необходимо понять, по какому принципу это происходит, каким законам подчиняется. Для этого рассмотрим основные элементы базовой теории о спросе и предложении.

1. Спрос

1.1 Определение спроса

Спрос - это количество товаров и услуг, которые способны приобрести потребители при определенных условиях в определенный период времени.

Взаимосвязь между спросом и ценой выражается функцией зависимости спроса от цены. Эта функция определяет величину спроса в зависимости от цены, когда все остальные факторы считаются постоянными: D = f(P). График, изображающий эту функцию, показан на рис. 2.

где  P 1 и P 2 - цена

Q 1 и Q 2 - величина спроса

D – спрос

 

Рис. 2. График спроса

Закон спроса:

спрос, при прочих равных условиях, изменяется обратной зависимостью от изменения цены. Если цена на какой-либо товар увеличивается, при неизменных всех остальных условиях рынка, то спрос уменьшается.

Это происходит, во-первых, за счет эффекта дохода, когда при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара. Во-вторых, за счет эффекта замещения, когда товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее.

Однако закон спроса не распространяется:

      при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

      для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.), являющихся средством тезаврации денег;

      при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него).

Эффект дохода:

эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цены на какой-либо продукт в 3 раза потребитель на свой постоянный доход сможет купить в 3 раза больше данного продукта. Если же потребитель хочет сохранить свое потребление на прежнем уровне, то на "высвобожденные" деньги можно приобрести дополнительное количество других продуктов или услуг.

 

Эффект замещения:

эффект замещения показывает взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса на них. Снижение цен на данный продукт при неизменном уровне цен на другие товары означает его относительное удешевление по сравнению с другими продуктами данной категории. Или же наоборот – относительное подорожание. Тогда потребитель начинает замещать более дорогой продукт более дешевым, или уменьшать количество потребления данного продукта.

При приобретении товаров среднего качества эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Вместе с тем существуют товары, чьи потребительские качества невысоки. Например: маргарин, «собачья» колбаса, низкокачественные сигареты. При изменении цен на такие товары, эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях.

Снижение цен, на низкокачественные сигареты, за счет эффекта замещения,  приведет к росту спроса на них. С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель становится немного богаче, а богатый человек сокращает или исключает из своего потребления низкокачественные товары.

Если товары низкого качества занимают незначительное место в общем объеме потребительских расходов, то эффект замещения «перевешивает» эффект дохода и потребитель приобретает большее количество таких сигарет. Кривая спроса на указанный товар, как и в случае с нормальными товарами, будет иметь отрицательный наклон.

Если спрос изменился под воздействием неценовых факторов, то при такой же цене это будет уже новый спрос, и на графике он отражается другой кривой.

 

1.2 Факторы, влияющие на спрос

Разобравшись в основополагающих положениях относительно спроса, а также их зависимости от цены на товары и услуги, выделим основные факторы, которые на него влияют.

На изменение спроса влияют такие факторы как:

      цена товара, которая в большинстве случаев является наиболее важным фактором, влияющим на выбор потребителя;

      изменение в денежных доходах населения;

      экономическая политика правительства – денежные пособия, субсидии, льготы и налоги, что, впрочем, частично можно отнести к изменению денежных доходов населения;

      изменение в структуре населения и количестве покупателей. Например, старение населения: рост количества пенсионеров увеличивает спрос на диетическое питание, лекарства, медицинское обслуживание;

      изменение цен на другие товары, особенно на товары-субституты и товары-комплементы;

      ожидания потребителей;

      изменение потребительских предпочтений и вкусов под воздействием рекламы, моды, а также временного фактора и др;

      международная обстановка. Возможно, этот фактор не слишком сильно влияет на спрос населения на обычные товары и услуги, однако это влияет на спрос на такие специфический товары, как военная техника. Это не значит, что население стремится покупать боевые вертолеты «К-50 Черная акула», комплексы «Aкация», истребители «МиГ»,– это означает, что население предъявляет спрос на эти «товары» к государству;

      ментальность.  Так, например, в России многие предпочитают брать еду домашнего приготовления на работу и таким образом обедать, в Европе же больше распространены бизнес-ланчи.

 


2. Предложение

2.1 Определение предложения

Предложение – это количество товаров и услуг, которые готовы продать продавцы при определенных условиях в определенный период времени.

Закон предложения:

предложение, при прочих равных условиях, изменяется прямой зависимостью от изменения цены.

Взаимосвязь между ценой и предложением выражается функцией зависимости предложения от цены. Эта функция определяет величину предложения в зависимости от цены, когда все остальные факторы считаются постоянными: S = f(P). График, изображающий эту функцию, показан на рис. 3.

где,   P 1 и P 2 - цена

Q 1 и Q 2 - величина спроса

S - предложение

 

 

Рис. 3. График предложения

На графике видно, что с ростом цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их снижения - меньшие.

Такая реакция предложения на цену связана с тем, что, во-первых, предприятия, работающие в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводят новые мощности, что приводит к росту предложения. Во-вторых, в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в отрасль приходят новые производители, что также будет способствовать росту производства и, как следствие, предложения.

 

2.2 Факторы, влияющие на предложение

Разобравшись в основополагающих положениях относительно предложения, выделим основные факторы, влияющие на него.

На изменение предложения влияют такие факторы как:

      цены товаров и ресурсов, необходимых для производства данного вида продукции;

      изменение издержек производства в результате появления новых технологий;

      налоговая политика государства;

      количество продавцов и выход на рынок новых предприятий, что непременно увеличит предложение вне зависимости от цен, уход предприятий из отрасли уменьшит предложение;

      другие источники получения фирмой прибыли;

      степень монополизации рынка;

      ожидания производителей;

      природные катастрофы, политические действия, войны, кризисы.


3. Разбор факторов, влияющих на спрос

3.1 Влияние на спрос цены

 

Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в  бедных странах среди неимущих групп населения применительно к товарам широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее  стали сказываться неценовые факторы, такие как стимулирование сбыта, организация распределения товаров и услуг для клиентов.

Информация о работе Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка. Статистика динамики спроса, предложения и цен на потребительском ры