Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:30, курсовая работа
Спрос и предложение в экономической теории представляют две основные категории, на которых базируется ныне существующая мировая система хозяйствования. Залогом успешного развития любого цивилизованного общества является разумное соотношение уровня спроса величине предложения. В результате взаимодействия именно этих двух экономических элементов формируется то, от чего так сильно зависит благополучие каждого человека – цена на товары и услуги.
Введение
Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка
1. Спрос
1.1 Определение спроса
1.2 Факторы, влияющие на спрос
2. Предложение
2.1 Определение предложения
2.2 Факторы, влияющие на предложение
3. Разбор факторов, влияющих на спрос
3.1 Влияние на спрос цены
3.2 Влияние на спрос доходов населения и экономической политики государства
3.3 Влияние на спрос ожиданий потребителей
3.4 Влияние на спрос изменений потребительских предпочтений
3.4.1 Влияние на спрос изменений потребительских предпочтений под воздействием рекламы
3.4.2 Влияние на спрос изменений потребительских предпочтений под воздействием моды
4. Разбор факторов, влияющих на предложение
4.1 Влияние на предложение цены ресурсов
4.2 Влияние на предложение цены других товаров
4.3 Влияние на предложение уровня технологий
4.4 Влияние на предложение деятельности государства
4.5 Влияние на предложение изменения количества производителей
4.6 Влияние на предложение степени монополизации рынка
4.7 Влияние на предложение ожидания производителей
Статистика динамики спроса, предложения и цен на потребительском рыке России
5. Статистика динамики цен
6. Статистика динамики спроса и предложения
Заключение
Список литературы
Как мы увидели, на спрос влияет огромное количество факторов, такие как: денежные доходы населения, экономическая политика правительства, изменение в структуре населения и количестве покупателей, ожидания потребителей, изменение потребительских предпочтений, вкусов и другие, но, несомненно, самым главным фактором является цена. Именно ее изменение наиболее резко сказывается на величине спроса. Спрос в свою очередь неразрывно связан с предложением, так как и факторы, влияющие на него, которые более подробно будут рассмотрены в следующей части.
4. Разбор факторов, влияющих на предложение
4.1 Влияние на предложение цены ресурсов
Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары. Таким образом, цена на ресурсы находится в обратной зависимости от величины предложения товара.
Влияние этого фактора очевидно, но не так просто, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что величина затрат на ресурсы в экономическом смысле вовсе не тождественна сумме денежных затрат производителя.
А) Почти все ресурсы имеют несколько возможных сфер применения, поэтому экономист стремится учесть все альтернативные способы применения ресурсов. Представим себе фермера, который арендует участок земли и сталкивается с простым вопросом: что на этой земле выращивать? Пусть у него имеются всего два варианта выбора: яблоки или пшеница, и известно, что 1Га земли, отведенный под яблоки, приносит доход в два раза больший, чем тот же гектар, отведенный под пшеницу. Нетрудно догадаться, какой выбор сделает фермер. Но если он все же выбрал пшеницу, следовало бы включить в его затраты всю сумму упущенного им дохода от возможного использования земли под яблоки. Таким образом, экономисты должны рассматривать в качестве затрат на ресурс денежную выручку от наиболее выгодного из альтернативных способов использования ресурса.
Б) Экономист в отличие от бухгалтера пытается учесть не только стоимость ресурсов, оплаченных в явном виде производителем собственнику ресурсов, но и неявно оплаченные ресурсы. Например, для владельца магазина к таким ресурсам относится собственный труд и вложенный капитал. Очевидно, что рост процентной ставки или предложение работы по найму с высокой оплатой могут вынудить предпринимателя закрыть дело, хотя никакого изменения стоимости явно оплаченных ресурсов и не произойдет. Экономист при анализе цен ресурсов должен учитывать абсолютно все факторы, участвующие в производстве товаров, включая географическое положение и даже, в широком смысле, человеческие контакты и многое другое.
4.2 Влияние на предложение цены других товаров
Товары могут находиться между собой в отношении взаимодополняемости и взаимозаменяемости как в производстве, так и в потреблении. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость в производстве определяются характером потребляемых ресурсов и видом технологического процесса, а в потреблении - функциональным назначением товаров. В связи с сегодняшней кризисной обстановкой товарами заменителями будет являться продукция более дешевого сегмента. Так, везде кризис и упадок, а Пятерочка и Макдоналдс не справляются с объемами. За первый квартал 2009г. у них рост продаж около 30%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Они и сами такого спроса не ожидали, в 2008г. так не росли, как сейчас.
Таким образом, на предложение также влияют цены сопутствующих благ, и в особенности благ, которые могут быстро заменить друг друга как продукты одного производственного процесса. Если цена одного сопутствующего товара возрастет, то повышается цена и второго. Например, автомобильные компании на одном и том же заводе обычно выпускают несколько различных моделей одного автомобиля. Если спрос на какую-то модель возрастает, и ее цена растет, то они переведут сборочные конвейеры на производство этой модели, и предложение других моделей снизится.
В качестве примера влияния двух вышеперечисленных факторов рассмотрим российский рынок цемента. Финансовый кризис оказал на производство цемента негативное влияние: если до начала 2008 г. имелась нехватка производственных мощностей, то к концу 2008 г. наблюдался избыток предложения российского цемента. После весьма успешного 2007 г., когда производство цемента достигло почти 60 млн. т, в 2008 г. произошел спад — выпуск цемента сократился более чем на 10%. Данная ситуация связана как со снижением объемов спроса на внутреннем рынке в конце 2008 г., так и увеличением импорта цемента по более низким ценам, который начал вытеснять российскую продукцию с рынка. Причем, по оценкам специалистов, по итогам 2008 г. спада в потреблении не было, оно даже выросло (хотя и незначительно). Снижение объемов производства объяснялось как раз импортозамещением.1
4.3 Влияние на предложение уровня технологий
С одной стороны, развитие технологий характеризует рост эффективности производства и снижения затрат, с другой - единовременный рост издержек на внедрение более современного оборудования, программного обеспечения и т.д. Рассмотрим два случая:
А) Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции. Например, внедрение поточной линии приводит к тому, что выпуск продукции в расчете на одного рабочего возрастает. Таким образом, с ростом уровня технологии растет производство товаров, а значит, и их предложение. Этот фактор, однако, мало влияет на те товары, при использовании которых необходим ручной труд и использование традиционных технологий. Также технологический прогресс приводит к снижению затрат на производство и последующему увеличению объема предложения.
4.4 Влияние на предложение деятельности государства
Государство осуществляет законодательную деятельность, устанавливая правила поведения экономических агентов; взимает налоги с производителей, причем налоговая политика разрабатывается не только исходя из интересов формирования государственного бюджета, но и с целью оказать то или иное
_______________
1 «Российский рынок цемента в условиях кризиса», автор: по материалам редакции. Журнал «CтройПРОФИль», №3 – 2009, стр. 18
влияние на производство товаров, а в некоторых случаях выплачивает дотации; занимается регулированием цен и стандартизацией товаров. Иногда государство осуществляет прямое вмешательство в процессы производства и обмена. Например, в связи с кризисом в ряде регионов РФ правительства увеличили квоты на добычу золота золотодобывающим предприятиям, следовательно, их доходы возрастут. Также недавно нефтедобывающим компаниям значительно облегчили условия по уплате НДПИ с целью их поддержания. Малому предпринимательству в последнее время уделяется много внимания, сокращается частость налоговых проверок, уровень бюрократизма и пр. Во многих случаях весьма формально, но тем не менее.
Что касается поправок нынешнего налогового законодательства, то это практически не отражается на изменении объема выпуска продукции. В ближайшее время изменение НДС не планируется, несмотря на значительные обсуждения этого вопроса, налог на прибыль в январе 2009 был снижен с 24% до 20%; налог на имущество и на транспорт представляют собой незначительную часть налогообложения (порядка 2%) и существенно ни на что не влияют.
4.5 Влияние на предложение изменения количества производителей
В связи с 30-ти процентным ростом потребительского рынка в Россию до кризиса и после так же будут стремиться западные компании. При этом они приходят на рынок быстро, по-европейски качественно, с рекламой, с демпингом и пр. В качестве примера можно взять гипермаркет «АШАН», различные йогурты и такие примеры можно приводить бесконечно. Достаточно зайти в любой супермаркет и посмотреть на ассортимент продукции, большинство из которой является импортной.
4.6 Влияние на предложение степени монополизации рынка
Монополия – это ситуация на рынке, когда продавец может существенно влиять на объем предложения и цену товара и во многом их определять, т.е. абсолютный монополист не выступает в роли «ценополучателя», он – «ценоустановитель». Производя значительную долю продукции, монополист занимает на рынке крупную нишу, является ведущим продавцом и не просто активно влияет на объем и структуру предложения и, соответственно, на величину рыночной цены. Также фирмы-монополии, являясь постоянными крупными поставщиками пользующейся рыночным спросом продукции, активно влияют и на величину рыночного спроса. Таким образом, чем больше степень монополизации рынка, тем больше она влияет на предложение или в случае абсолютной монополии полностью контролирует предложение товара. К примеру, ГАЗПРОМ держит под контролем не только российский рынок газа, но и ближнее зарубежье и часть Европы. Нелишним в связи с этим будет вспомнить январский газовый кризис. Аналогичная ситуация с Ростелекомом, особенно в российской глубинке. Других операторов стационарной связи там фактически нет, выбирать не из чего. «Би Лайн», «МТС», «Мегафон» постоянно снижают цены на услуги связи, а Ростелеком в отсутствии конкуренции их повышает.
4.7 Влияние на предложение ожидания производителей
Предложение может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, сырье, изменения налоговых ставок и др. Например, если в определенной ситуации производители зерна не хотят продавать его ни государству, ни населению, так как ожидают, что в дальнейшем цены на зерно повысятся, и они более выгодно его реализуют. Кривая предложения зерна в данный момент сместится влево и вверх. Однако возможен и обратный эффект, когда производители ожидают падение цен на зерно. Тогда они будут стараться быстрее его реализовать, и на какое-то время предложение этого товара на рынке увеличится, что сдвинет кривую предложения вправо и вниз. Для оценки данного фактора попробуем ответить на следующие вопросы: «Как производители ведут себя в условиях кризиса в России? Что происходит с предложением, если они ожидают дальнейшего снижения цены на свою продукцию? Что происходит с предложением, если прогнозируется повсеместное ухудшение макроэкономической ситуации?» Вопросы тяжелые и ответа однозначного быть не может. Однозначно одно: после любого спада – будет подъем и значительный. Вопрос только насколько существенный будет спад. Народ России привык, и давно, ко всяким потрясениям. За последние 20 лет – уже третий кризис. 90-е, 98 г., теперь 2008. Сегодня на фоне кризиса мы можем наблюдать рост спроса на семена. В связи с этим будет увеличиваться его предложение.
В данной части я постаралась наиболее полно раскрыть влияние тех или иных факторов на спрос и предложение в условиях российского рынка, действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена – спрос и предложение, величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика это в своем большинстве динамика цен и объема сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса, т.е. дохода потребителей и величину предложения, т.е. прибыль производителей. Непосредственно методы анализа рассмотрим в следующей части, посвященной статистике динамики спроса, предложения и цен на потребительском рыке России.
Статистика динамики спроса, предложения и цен на потребительском рыке России
Чтобы успешно функционировать, участники рынка (продавцы и покупатели) стремятся иметь наиболее точное представление о его конъюнктуре. Конъюнктура потребительского рынка - это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент условии, при которых происходит процесс продажи и покупки товаров. Чем точнее знание и понимание этих условий функционирования рынка, тем меньше хозяйственный риск его участников.
Однако при всем различии показателей, характеризующих внешние условия (от политических до социально-бытовых, психологических, климатических и т.д.) конъюнктура рынка в конечном итоге определяется взаимодействием трех внешних ее составляющих - спросом, предложением и ценой.
Анализ конъюнктуры потребительского рынка страны и ее прогноз включает изучение макроэкономических показателей определяющих формирование спроса населения, предложения потребительских товаров и, соответственно, их цены, которая является результатом представленного на рынке спроса и предложения.
Прогноз предложения должен учитывать политику правительства в области структурных изменений и развития реальной экономики в целом; производства конечных (потребительских) товаров; инвестиционную политику и динамику и структуру отдельных видов инвестиций в прогнозируемом периоде. Информационной основой является бюджет страны.
Динамика и объем спроса населения на товары определяется динамикой и размерами денежных доходов населения, структурой доходов и расходов населения (уровнем нетоварных расходов), дифференциацией доходов, а также объемом задолженности населению по выплате заработной платы и социальных трансфертов, рядом других социальных показателей. Однако абсолютное большинство населения Р.Ф. работает в коммерческих организациях, именно оно и формирует основной спрос. Динамика цен - основной индикатор конъюнктуры. Ее прогноз - база для прогноза всех других экономических процессов, характеризующих конъюнктуру потребительского рынка.
5. Статистика динамики цен
В экономике применяются оптовые, розничные, закупочные, средние цены и др.Одним из направлений анализа цен является изучение уровней цен в динамике. Для этого применяются индивидуальные и общие индексы цен Паше и Ласпейреса и др. Индивидуальные индекс цен () характеризует изменение цены на один товар (услуга).
Общие индексы цен дают обобщающую характеристику части или совокупности цен.
Индексы цен рассчитываются по формуле Паше
Индексы цен, рассчитанные по формуле Паше, охватывают широкий круг товаров и услуг и используются при измерении динамики розничных цен, закупочных цен в сельском хозяйстве, сметных цен в строительстве, цен компонентов ВВП и др.
Индексы цен Ласпейреса рассчитываются по формуле
и применяются при вычислении индексов потребительских цен. Индекс потребительских цен, рассчитанный по формуле Ласпейреса, показывает, как изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы уровень и структура потребления остались без изменений.