Факторы, влияющие на стоимость бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 01:14, курсовая работа

Краткое описание

В основе определения стоимости любого бизнеса лежит детальный анализ его финансовой эффективности и привлекательности. Владельцы и менеджмент предприятия должны иметь ясное представление о стоимости своего бизнеса прежде, чем будет сделано предложение инвесторам. Стоимость бизнеса, а точнее потенциал ее роста, является определяющим фактором, влияющим на процесс принятия решения о финансировании.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….3
Определение стоимости бизнеса…………………………………………4
Факторы, влияющие на стоимость бизнеса………………………………7
Внешние факторы, влияющие на стоимость бизнеса…………….7
Внутренние факторы, влияющие на стоимость бизнеса………...10
Заключение…………………………………………………………………...12
Список литературы…………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

оценка.docx

— 37.53 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Тульский государственный  университет

 

Кафедра «Финансов и менеджмента»

 

 

 

 

 

 

Контрольно - курсовая работа на тему:

Факторы, влияющие на стоимость бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

              ст.гр.720102 Кондаурова А.С.

Руководитель:

              асс. каф. ФиМ Ковалева О.В.


 

 

 

 

 

 

Тула 2013г.

Содержание

 

     Введение ……………………………………………………………………….3

  1. Определение стоимости бизнеса…………………………………………4
  2. Факторы, влияющие на стоимость бизнеса………………………………7
    1. Внешние факторы, влияющие на стоимость бизнеса…………….7
    2. Внутренние факторы, влияющие на стоимость бизнеса………...10

Заключение…………………………………………………………………...12

     Список литературы…………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В основе определения стоимости  любого бизнеса лежит детальный  анализ его финансовой эффективности  и привлекательности. Владельцы и менеджмент предприятия должны иметь ясное представление о стоимости своего бизнеса прежде, чем будет сделано предложение инвесторам.  
Стоимость бизнеса, а точнее потенциал ее роста, является определяющим фактором, влияющим на процесс принятия решения о финансировании.  
Обеспечение роста стоимости инвестированного капитала - важнейшая цель управления предприятием, что, в принципе, соответствует современным тенденциям в корпоративном управлении. 

При определении стоимости  бизнеса оценщик анализирует  влияющие на нее различные микро- и макроэкономические факторы. Макроэкономические показатели характеризуют инвестиционный климат в стране, содержат информацию о том, повлияет ли и как именно на деятельность предприятия изменение  макроэкономической ситуации. Факторы  макроэкономического риска образуют систематический риск, возникающий  из внешних событий, и не могут  быть устранены диверсификацией  в рамках национальной экономики. Стоимость  предприятия, действующего в условиях высокого риска, ниже, чем стоимость  аналогичного предприятия, функционирование которого связано с меньшим риском. Обычно более высокий доход характеризуется  большей степенью риска.

 

 

 

  1. Определение стоимости бизнеса

 

На сегодняшний день в  условиях интенсификации всевозможных бизнес-процессов особую значимость приобретает объективная оценка стоимости бизнеса. В связи с  тем, что каждый бизнес индивидуален, его стоимость может существенно  варьироваться в зависимости  от сложившейся ситуации. Стоимость бизнеса является объективным показателем его функционирования. Соответственно, оценка стоимости бизнеса подразумевает организационный, финансовый и технологический анализ текущей деятельности, а также выявление перспектив оцениваемого объекта. Оценка стоимости бизнеса, в первую очередь, важна для тех, кто планирует приобрести или продать налаженный бизнес. Впрочем, определение стоимости бизнеса необходимо и для расчета залоговой стоимости акций компании, грамотного составления бизнес-плана, принятия решений об инвестировании, а также определения эффективности управленческих решений.

В процессе установления стоимости  бизнеса, в первую очередь, определяется стоимость материальных и нематериальных активов компании: недвижимости, складских  запасов, машин и оборудования, финансовых вложений и т.д. Далее проводится оценка эффективности деятельности компании, в том числе, прошлые, настоящие  и будущие доходы. Кроме того, составляются прогнозы относительно перспектив развития, а также анализируется  конкурентное окружение в данном сегменте рынка. После этого проводится обязательное сравнение оцениваемого объекта с компаниями-аналогами. В результате проведения комплексного анализа определяется реальная стоимость  бизнеса как объекта, который  может приносить прибыль.

Как правило, для проведения оценки бизнеса специалисты используют три основных подхода: затратный, доходный и сравнительный.

Первый подход подразумевает  оценку стоимости бизнеса исходя из суммы всех его активов по остаточной стоимости. Получается, что затратный  подход основывается на обычной мотивации  и мнении покупателя, который не станет платить за предприятие больше, чем стоят его материальные и  нематериальные активы.

Второй подход основывается на расчёте предполагаемого дохода, который может принести компания в будущем. Можно сказать, что  данный подход строится на прогнозах  величины будущих доходов фирмы.

Третий подход предусматривает  оценку стоимости готового бизнеса  «по аналогии». Данный подход основывается на установлении стоимости компании с учётом мнения рынка. Сравнительный  подход можно использовать лишь в  том случае, когда имеется доступ к разносторонней финансовой информации по оцениваемому объекту, а также  предприятиям-аналогам, которые анализируются  в процессе оценки. В нашей стране информация о стоимости проданных  фирм, которые перешли в собственность  частных инвесторов, как правило, является конфиденциальной. Из средств  массовой информации, периодических  изданий, Интернет-ресурсов можно узнать стоимость предприятий, которые  выставлены на продажу. Однако, следует учитывать тот факт, что владельцы бизнеса склонны устанавливать слишком завышенные цены на свои компании, порой они превышают реальную стоимость в два-три раза. Такие расхождения в оценках могут быть связаны с отсутствием достоверной информации о состоянии рынка, либо с необходимостью срочно продать бизнес и другие причины. Причин может быть множество. Всё это очень усложняет процесс оценки стоимости бизнеса с использованием сравнительного подхода. В том случае, если объекты для сравнения отсутствуют, то и стоимость таким путём определить не удастся.

Как правило, в процессе оценки стоимости готового бизнеса применяется  комбинация из всех трёх подходов. Дело в том, что для получения наиболее объективного результата следует провести комплексное разностороннее исследование компании, которое основывается на одновременном применении затратного, доходного и сравнительного подходов к оценке, благодаря чему удастся определить средневзвешенное значение результатов по каждому подходу. Следует отметить, что процедуры оценки и результаты оценки по каждому отдельному подходу могут существенно отличаться, в зависимости от целей и задач. К примеру, если оценивается стоимость компании-банкрота, вес оценки, установленный посредством доходного подхода будет минимален, а вот наибольший вес будет иметь затратный подход. В том случае, если речь идёт об оценке стоимости пакета акций компании, которое на протяжении длительного периода котируется на бирже, наибольший вес будет иметь сравнительный подход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Факторы, влияющие на стоимость  бизнеса

 

На стоимость объекта  оценки оказывает влияние многообразие факторов внешней и внутренней среды, которые оценщик учитывает при  определении стоимости объектов.

Анализируются экономические  характеристики отрасли и потенциал  рынка, структура и конкурентная среда, основные движущие силы, приводящие к изменениям в отрасли, ключевые факторы, обеспечивающие успех лидерам, оцениваются тенденции развития в будущем. Оцениваются возраст  и состояние активов, которыми располагает  предприятие. Также во внимание принимаются  показатели, характеризующие стратегическое положение предприятия в отрасли, его позицию в конкурентной борьбе.

    1. Внешние факторы, влияющие на стоимость бизнеса

 

К внешним факторам относятся:

  • Экономические
  • Социальные
  • Политические

 

      Экономические факторы:

  1. Спрос. 

Спрос определяется предпочтениями потребителей, которые зависят от того, какие доходы приносит данный бизнес собственнику, в какое время, с какими рисками это сопряжено, каковы возможности контроля и перепродажи  данного бизнеса.

  1. Доход (прибыль) объекта оценки от эксплуатации и перепродажи.

Доход, который может получить собственник объекта, зависит от характера операционной деятельности и возможности получить прибыль  от продажи объекта после  использования. Прибыль от операционной деятельности, в свою очередь, определяется соотношением потоков доходов и расходов.

  1. Продолжительность получения доходов.

Большое значение для формирования стоимости бизнеса (предприятия) имеет  время получения доходов. Одно дело, если собственник приобретает активы и быстро начинает получать прибыль  от их использования, и другое дело, если инвестирование и возврат капитала отделены значительным промежутком  времени.

  1. Риск, связанный с объектом.

 

 На величине стоимости  неизбежно сказывается и риск как вероятность получения ожидаемых  в будущем доходов.

  1. Степень контроля над объектом (наличие имущественных прав).
  2. Одним из важнейших факторов, влияющих на стоимость, является степень контроля, которую получает новый собственник.

 Если предприятие покупается в индивидуальную частную собственность или если приобретается контрольный пакет акций, то новый собственник получает такие существенные права, как право назначать управляющих, определять величину оплаты их труда, влиять на стратегию и тактику работы предприятия, продавать или покупать его активы; реструктурировать и даже ликвидировать данное предприятие; принимать решение о поглощении других предприятий; определять величину дивидендов и т.д. В силу того, что покупаются большие права, стоимость и цена, как правило, будут выше, чем в  случае покупки неконтрольного пакета акций.

  1. Степень ликвидности объекта оценки.

Одним из важнейших факторов, влияющих при оценке на стоимость  предприятия и его имущества, является степень ликвидности этой собственности. Рынок готов выплатить  премию за активы, которые могут  быть быстро обращены в деньги с  минимальным риском потери части  стоимости. Отсюда стоимость закрытых акционерных обществ должна быть ниже стоимости аналогичных открытых обществ.

  1. Ограничения, наложенные государством или другими лицами на объект. Стоимость предприятия реагирует на любые ограничения, которые имеет бизнес. Например, если государство ограничивает цены на продукцию предприятия, то стоимость такого бизнеса будет ниже, чем в случае отсутствия ограничений.
  2. Соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты.

 Спрос на предприятие  наряду с полезностью зависит  также от платежеспособности  потенциальных инвесторов, ценности  денег, возможности привлечь дополнительный  капитал на финансовый рынок.  Важным фактором, влияющим на  спрос и стоимость бизнеса,  является наличие альтернативных  возможностей для инвестиций. Спрос  зависит не только от экономических  факторов. Важны также социальные  и политические факторы, такие,  как отношение к бизнесу в  обществе и политическая стабильность. Цены предложения в первую  очередь определяются издержками  создания аналогичных предприятий  в обществе. Количество выставленных  на продажу объектов также влияет на доход.

Выбор решения и покупателя, и продавца зависит от перспективы развития данного бизнеса. Обычно стоимость  предприятия в предбанкротном состоянии  ниже стоимости предприятия с  аналогичными активами, но финансово  устойчивого. На оценочную стоимость любого объекта влияет соотношение спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, то покупатели готовы оплатить максимальную цену. Верхняя граница цены спроса определяется текущей стоимостью будущих прибылей, которые может получить собственник от владения этим предприятием. Особенно это характерно для отрасли, в которой предложение ограничено природными возможностями. Отсюда следует, что в случае превышения спроса над предложением наиболее близки к максимальной границе цены на сырьевые предприятия. В то же время при превышении спроса над предложением возможно появление в некоторых отраслях новых предприятий. В долгосрочном плане цены на эти предприятия могут несколько упасть. Если предложение превышает спрос, то цены диктует производитель. Минимальная цена, по которой он может продать свой бизнес, определяется затратами на его создание.      

Социальные  факторы:

  1. Наличие и развитость инфраструктуры;
  2. Демографическая ситуация и др.

 

      Политические  факторы:

  1. Состояние законодательства в области оценки, собственности, налогообложения и т.д.;
  2. Политико-правовая ситуация в стране.

 

 

      Опыт показал, что в современных условиях при определении стоимости компаний необходимо учитывать не только вышеперечисленные факторы, но и руководствоваться более новыми инструментами, учитывающими те факторы, которые оказывают воздействие на конечную стоимость бизнеса. Сегодня всё большая роль в управлении отводится оценке воздействия на стоимость качественных факторов, в первую очередь персонала, информационных технологий и системы управления. Данное воздействие не может быть оценено в рамках стандартных инструментов, а пренебрежение им в современных условиях грозит существенной потерей эффективности.

    1. Внутренние факторы, влияющие на стоимость бизнеса

 

К внутренним факторам можно отнести:

  • производственные, такие как производственные площади и производственная мощность, производительность труда, наличие квалифицированной рабочей силы, производственные потери и др.;
  • технологические факторы, т.е. внедрение и использование новых технологий и инноваций, поддержка НИОКР и использование их результатов и др.;
  • коммерческие — наличие рынка сбыта, конкуренции, конкурентные преимущества оцениваемой компании, платежеспособность потребителей и др.;
  • инвестиционные — кредитоспособность и платежеспособность оцениваемой компании, инвестиционные возможности и др.;
  • финансовые, т.е. финансовая устойчивость оцениваемой компании, оборачиваемость ее запасов, кредиторской и дебиторской задолженностей, ликвидность и рентабельность компании, наличие риска банкротства, а также платежеспособность компании, отмеченная и как инвестиционный фактор.

Информация о работе Факторы, влияющие на стоимость бизнеса