Стоимость товара и факторы, влияющие на её величину

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:14, контрольная работа

Краткое описание

Стоимость - важнейшая экономическая категория. Определение стоимости можно сформулировать следующим образом. Стоимость - это элемент экономических отношений в кооперации труда при товарно-денежной системе взаимосвязей производителей. Она образует количественные значения этих взаимосвязей в производстве, распределении, обмене и потреблении продуктов как товаров. Также можно считать, что стоимость - это овеществленный в товаре труд.

Файлы: 1 файл

Эк.теория.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

Стоимость товара и факторы, влияющие на её величину 

     Стоимость - важнейшая экономическая категория. Определение стоимости можно  сформулировать следующим образом. Стоимость - это элемент экономических отношений в кооперации труда при товарно-денежной системе взаимосвязей производителей. Она образует количественные значения этих взаимосвязей в производстве, распределении, обмене и потреблении продуктов как товаров. Также можно считать, что стоимость - это овеществленный в товаре труд. Величина стоимости определяется трудом, затраченным на изготовление единицы каждого товара.

     Стоимость товара можно представить в виде формулы:

                                   W=C+V+m, где

          W  - стоимость товара;

          C - затраты на постоянный капитал;

          V - затраты на переменный капитал;

          m - добавочная стоимость, или прибавочная стоимость.

    Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары.

      Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость. Один товар имеет множество меновых стоимостей или форм стоимости.

     Факторы ценообразования - движущие силы, существенные обстоятельства, основные причины, оказывающие определяющее воздействие на формирование цен. Прежде чем разработать стратегию формирования цены, предприятие должно проанализировать все факторы, влияющие на принятие решения по ценам.

      Дж. Б. Эванс, В. Берман выделили пять основных факторов, оказывающих наибольшее влияние  на процесс ценообразования: потребители, правительство, участники каналов сбыта, конкуренты, издержки производства. Все эти факторы можно условно разделить на две основные категории - внутренние и внешние.

      К основным внутренним факторам, определяющим уровень цен товаропроизводителей, относятся:

  • уровень издержек производства;
  • особенности производственного процесса (мелкосерийное, индивидуальное или массовое);
  • специфика производимой продукции (степень ее обработки, уникальность, качество);
  • доступность необходимых для производства ресурсов (трудовых, материальных, финансовых);
  • организационный уровень, степень использования прогрессивных методов производства;
  • рыночная стратегия и тактика производителя.

      Основные  внешние факторы, влияющие на процесс  ценообразования на товар конкретного производителя:

  • потребительские предпочтения относительно данного товара (благоприятные или неблагоприятные);
  • уровень доходов покупателей;
  • потребительские ожидания относительно будущего изменения цен и собственных доходов производителя;
  • цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые, взаимодополняющие);
  • цены и неценовые предложения конкурентов.

      Факторы внешнего порядка практически не подвластны контролю со стороны товаропроизводителей, но обязательно учитываются при  формировании цены на выпускаемую продукцию.

     Величина  стоимости товара также определяется следующими факторами:

  1. Уровнем производительности труда. Производительность труда - главный показатель экономической эффективности материального производства в целом и его отдельных отраслей, предприятий и объединений. Она выражает эффективность, плодотворное и рациональное использование живого труда. Производительность труда выражается в количестве потребительных стоимостей, созданных в единицу времени. Поэтому величина стоимости единицы товара обратно пропорциональна уровню производительности труда.

     По  сфере действия факторы роста  производительности обычно подразделяются на 4 группы:

  • народнохозяйственные, оказывающие действие на все отрасли экономики;
  • межотраслевые, связанные со взаимоотношениями отраслей;
  • отраслевые, например, интенсификация, химизация и мелиорация, постепенный перевод отрасли на промышленную технологию;
  • внутрихозяйственные, связанные с механизацией и автоматизацией труда, совершенствованием технологии производства, изучением и распространением передового опыта, повышением квалификации рабочих кадров, формированием внутрихозяйственных экономических отношений.
  1. Уровнем интенсивности труда. Она измеряется затратами труда в единицу времени. При возрастании интенсивности труда в равные промежутки времени создается различная (большая) величина стоимости. Более интенсивный труд создает в единицу времени большее количество продукции и большую стоимость, чем менее интенсивный.

     Так, например, если мы увеличиваем интенсивность  труда на 10%, то это значит, что в единицу времени мы вкладываем на 1/10 труда больше, чем ранее. Далее получаем, что при той же продолжительности рабочего времени мы создаем стоимость на 10% большую.

          3. Уровнем сложности труда. Стоимость товаров создается общественным трудом производителей. Следовательно, стоимость - это общественный труд, воплощенный  в товаре. Если стоимость различных товаров одинакова, то это значит, что на их производство затрачено одинаковое количество труда. Труд, образующий стоимость различается по его сложности и качеству.      

     Выделяют:

  • простой труд (не требующий какой-либо подготовки);
  • сложный труд (квалифицированный).

     Простой труд - это труд неквалифицированный, который в состоянии выполнить любой здоровый человек без предварительного получения какой-либо специальности.

     Сложный труд - это труд квалифицированный, для выполнения которого требуется получение какой-либо специальности. Товары, произведенные сложным трудом, имеют более высокую стоимость, чем товары, содержащие в себе такое же количество простого труда.

     В рыночном обмене товаров 1 час сложного труда может соответствовать  нескольким часам простого, неквалифицированного труда. Сложный труд представляет собой  умноженный или возведенный  в  степень простой труд. Сам труд принято измерять с помощью рабочего времени. Если труд является одинаковым по качеству (например, сложный), то количественно он измеряется в часах.

    Сегодня можно выделить три основных подхода к определению стоимости.

    Первый  подход основан на использовании теории трудовой стоимости К. Маркса. В соответствии с этим направлением производство и обмен товаров совершаются на базе их стоимости, которая определяется общественно необходимыми затратами труда. В основе стоимости товара лежит общественный труд, затраченный на его производство. Отсюда стоимость определяется как воплощенный в товаре общественный труд товаропроизводителей.

     Разные  работники на изготовление одного и  того же вида товара затрачивают различное  по величине время. Такое время называется индивидуальным рабочим временем. Работники располагают различными условиями труда, обладают разным уровнем подготовки. Поэтому товары одного и того же качества могут иметь разную индивидуальную стоимость. Индивидуальная стоимость товара образуется из затрат труда каждого отдельного производителя на выпуск того или иного товара. У лучших, более оснащенных предприятий индивидуальная стоимость будет ниже, а у худших - выше.

     Однако  на рынке товары не могут продаваться  по индивидуальной стоимости их владельцев. Поэтому на рынке на одинаковые товары устанавливается общественная стоимость. В основе рыночной цены будет лежать та стоимость или те затраты труда, которые будут признаны покупателями как необходимые для общества, т.е. признанные обществом посредством акта купли-продажи. Такие затраты труда называются общественно необходимыми затратами труда. Для того, чтобы определить, какие затраты труда будут признаны общественно необходимыми затратами труда, рассмотрим следующий пример.

     Предположим, что он и тот же товар поставляется на рынок тремя группами производителей. Первая группа производит товар в худших условиях и следовательно, с большими затратами, вторая группа – в средних условиях, третья - в наилучших условиях и с минимальными затратами. Общественно необходимые затраты труда будут приближаться к индивидуальным затратам тех производителей, кто поставляет на рынок наибольшую часть данного товара. Как правило, общественная стоимость соответствует средним условиям производства при данном уровне развития техники или технологии, производительности и интенсивности труда. Общественная стоимость проявляется на рынке и складывается стихийно, под воздействием стремления каждого участника обмена к максимальному удовлетворению своих потребностей.

     Индивидуальная  и общественная стоимость не совпадает по величине.

     То  время, в течение которого работник создает стоимость равную стоимости  своей рабочей силы, называется необходимым рабочим временем. Эта часть рабочего дня необходима для существования самого рабочего, для воспроизводства его рабочей силы. А то время, в течение которого наемный рабочий создает прибавочную стоимость, называется прибавочным рабочим временем.

     Единицей общественно необходимого рабочего времени является час труда, совершаемого при типичных производственных условиях. Следовательно, величина стоимости определяется временем, общественно необходимым для производства данного товара.

    Норма прибавочной стоимости, может быть записана в виде формулы:

                                       m¢=m/V·100%, где

          m¢ - норма прибавочной стоимости;

          m - прибавочная стоимость;

          V - переменный капитал.

     Таким образом, если рабочий день равен 8 часам, а необходимое рабочее время - 6 часам и прибавочное рабочее  время составляет 2 часа, то получаем, что норма прибавочной стоимости  равна:

    m¢=2 часа/6 часов·100%=33%

    По  К. Марксу стоимость товаров определяется не индивидуальным, а общественно  необходимым рабочим временем, которое  требуется для изготовления товара при наличии общественно-нормальных условий производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

    Второй  подход основан на использовании теории предельной полезности. Эта теория нашла широкое применение у маржиналистов. Они выводят стоимость и цену из предельной полезности товаров и их редкости. Полезность единицы запаса, или предельная полезность блага, определяет величину стоимости данного товара.

    При этом теоретики маржинализма, в частности  представители австрийской школы, выделяют два вида ценности материальных благ —-субъективную и объективную. Под субъективной ценностью понимают ценность материальных благ для данного субъекта, под объективной ценностью - рыночную цену товара. Определяющую роль представители австрийской школы отводят субъективной ценности, которая была заложена ими в теорию цен.

      Третий подход был сформулирован А. Маршаллом (неоклассик). Его позиция определения стоимости сводится к выяснению взаимодействий рыночных сил, лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности, и предложения в виде издержек производства.

    Отсюда  А. Маршалл делает вывод: полезность определяет предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержки производства определяют ценности. Он считал, что цена, которую согласен уплатить за товар покупатель, определяется полезностью товара, при этом полезность рассматривал, как максимальную стоимость, которую может уплатить за товар покупатель. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Баликоев В.З. “Общая экономическая теория: учеб. пособие” – Новосибирск: «Модус», изд. 3-е, 1997
  2. Борисов Е. Ф. “Экономическая теория” - М.: Юрайт, 2001
  3. Ермишин П.Г. “Основы экономической теории”, 1999
  4. Маконнел К., Брю С. “Экономикс: Принципы, проблемы и политика” – М.: Республика, Том 1, 1992  
  5. Маркс К. “Капитал” - Пер. с нем., 1978
  6. Маркс К. и Энгельс Ф. “Теории прибавочной стоимости. Сочинения”, 2-е изд. Т. 26. Ч. I, II, III
  7. Николаева М.П. “Основы экономической теории” – М.: ЮНИТИ, 2001
  8. Салимжанова И.К. “Цены и ценообразование: Учебник для вузов” – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001
  9. Слепнева Т.А., Яркин Е.В.Цены и ценообразование: Учебное пособие” - М.: ИНФРА-М, 2001
  10. Тур А.Н., Плотницкий М.И., Лобкович З.И. “Курс экономической теории: учеб. пособие для вузов” - М.: «Миссанта», 1997

Информация о работе Стоимость товара и факторы, влияющие на её величину