Коньюктура рынка и факторы,влияющие на неё

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 21:20, контрольная работа

Краткое описание

Настоящий бизнесмен, как правило, всегда старается воздействовать на рынок в собственных интересах. Управлять рынком он не может в силу действия объективных экономических законов, но формировать потребности и спрос он в состоянии, и такую возможность ему предоставляет маркетинг, в арсенале которого имеется совокупность методов, средств и приемов по активному целенаправленному формированию спроса. Это и реклама, и ценовая политика, и целая система стимулирования сбыта.

Оглавление

Введение
1 Понятие конъюнктуры рынка и факторов, влияющих на нее
2 Объекты конъюнктурных исследований
3 Оценка конъюнктуры рынка
4 Прогнозирование рынка
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

МАРКЕТИНГ.docx

— 34.76 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

1 Понятие конъюнктуры  рынка и факторов, влияющих на нее

2 Объекты конъюнктурных исследований

3 Оценка конъюнктуры рынка

4 Прогнозирование рынка

Заключение

Список используемой литературы 

 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Настоящий бизнесмен, как правило, всегда старается  воздействовать на рынок в собственных  интересах. Управлять рынком он не может  в силу действия объективных экономических  законов, но формировать потребности  и спрос он в состоянии, и такую  возможность ему предоставляет  маркетинг, в арсенале которого имеется  совокупность методов, средств и  приемов по активному целенаправленному  формированию спроса. Это и реклама, и ценовая политика, и целая  система стимулирования сбыта.

     В настоящее время ни один предприниматель  не может обойтись без информации о конкурентах, клиентах, потребителях, поставщиках. Развитие рыночных отношений  порождает спрос на информацию. Источником этой информации являются маркетинговые  исследования, которые проводят коммерческие и некоммерческие организации.

     Управляющие, прибегающие к маркетинговым  исследованиям, должны быть хорошо знакомы  с их спецификой, чтобы уметь получать нужную информацию по приемлемой цене. В противном случае они могут  допустить сбор ненужной информации или нужной информации, но с непомерно  высокими издержками или неправильно  истолковать полученные результаты. Управляющие могут привлекать высококвалифицированных  исследователей, ибо в их собственных  интересах получать информацию, которая  позволяет принимать правильные решения. Столь же важно, чтобы управляющие  достаточно хорошо знали технологию проведения и могли легко участвовать  в его планировании и последующей  интерпретации полученной информации.

     Конкретным  результатом исследований маркетинга являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии  и тактики маркетинговой деятельности предприятия.

     Одним из важнейших рыночных исследований является исследование конъюнктуры  рынка, под которой понимается совокупный платежеспособный спрос покупателей; возможный годовой объем продаж определенного вида товара при сложившемся среднем уровне цен. 

 

      1 ПОНЯТИЕ КОНЪЮНКТУРЫ  РЫНКА И ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА НЕЕ 

     Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

     Изучение  конъюнктуры рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор  системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических  характеристик производства.

     Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на:

     – постоянные

     – временные;

     – циклические;

     – нециклические.

     К постоянно действующим факторам относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

     Факторы воздействующие на конъюнктуру периодически – называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

     В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.1

     Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

     Под видами конъюнктуры я понимаю цену, спрос, предложение, наличие ресурсов. Цена, спрос, предложение способствуют установления равновесия на рынке.

     Спрос – это отношение между ценой  товара и его количеством, которое  покупатели хотят и в состоянии  приобрести

     Закон спроса – чем ниже цена товара, тем  большее его количество покупатели хотят и в состоянии приобрести.

     Факторы спроса и предложения

     1) Изменение объема спроса (предложения)

     2) Изменение функции спроса (предложения)

     Определенные  условия, при которых приобретаются  товары:

     1. Располагаемый доход

     2. Цены товаров, которые обслуживают  сходную потребность так называемых  товарозаменителей.

     3. Цены товаров, увеличивающих удовлетворение  или выгоду от потребления  данного товара.

     4. Условие ожидания изменения цен  в будущем

     5. Численность населения

     6. Вкусы и предпочтения потребителей

     Согласуется с предпосылкой о поведении индивидуума, что означает, что потребители  стремятся максимизировать чистый доход или выигрыш от потребления  товаров.

     Зависимость спроса от его факторов называется функцией спроса.

     Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:

     1. Изменение в полезности вещи

     2. Изменение доходов (больше купить  за такую же цену)

     3. Изменение цены на товарозаменители (при снижении цен спрос переключается)

     Конфигурации  кривой спроса и закономерности потребительского поведения.

     Эффект  дохода – показывает, как изменяется реальный доход потребителя при  изменении цен, данный доход показывает за счет какого понижения цены на товар  человек стал богаче.

     Эффект  замещения – демонстрирует взаимосвязь  между относительными ценами товаров  и зависимостью спроса потребителей.

     Взаимодействие  эффекта дохода с эффектом замещения  возникает в ситуации с нормальными  товарами, теми товарами, спрос на которые  увеличивается при увеличении доходов  потребителя.

     Эффект  дохода и эффект замещения действуют  в противоположных направлениях, с одной стороны изменение  цен на низкокачественные товары будет вести к увеличению спроса на них (эффект замещения), с другой стороны из-за эффекта дохода потребитель  станет богаче, а богатый человек  не будет приобретать низкокачественные  товары.2

     Если  низкокачественные товары занимают незначительное место в общем  объеме потребительского дохода, то эффект замещения больше эффекта дохода и потребитель покупает большее  количество низших товаров. Но в экономической  теории может возникнуть ситуация, когда понижение цены на товар  приводит к понижению спроса на него и наоборот.

     Такой эффект называется эффектом Гиффена. «Парадокс Гифена» заключается в том, что с ростом цены на какой либо товар первой необходимости, лица с низким уровнем доходов увеличивают его закупки, отказываясь от других видов потребления и сводя свое потребление в основном к потреблению данного товара. «Эффект Веблена» предполагает понижение спроса на престижные товары в силу падения цен на них.

     В нормальных условиях существует зависимость  между ценой и величиной спроса, которая приводит к отрицательному наклону кривой спроса. Предложение – это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по каждой возможной цене в единицу времени. Объем предложения – это максимальное количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке в единицу времени, при определенных условиях:

     1. Цена данного товара.

     2. Цены на исходные ресурсы.

     3. Цены на другие товары.

     4. Наличие необходимых ресурсов.

     5. Характер применяемой технологии.

     6. Инфляционные ожидания.

     7. Налоги и дотации.

     8. Природно-климатические условия.

     9. Количество продавцов. 

     2 ОБЪЕКТЫ КОНЪЮНКТУРНЫХ  ИССЛЕДОВАНИЙ 

     Выделяются  три уровня исследования конъюнктуры:

     – Общехозяйственный уровень – показывает состояние мирового хозяйства или хозяйства отдельной страны, группы стран, складывающихся под воздействием конъюнктурообразующих факторов.

     Включает  следующие аспекты:

  • экономический потенциал хозяйства и его элементы (природные, производственные, трудовые, финансовые ресурсы);
  • научно-образовательный и инфраструктурный потенциал (институциональная структура хозяйства);
  • фирменную структуру (масштабы концентрации, специализации производства и сбыта, организационные формы государственного регулирования экономики);
  • систему региональных рынков и ее структуру (характеристики реализуемых товаров, факторы, влияющие на формирование региональных рынков, уровень экономического развития, распределение доходов между хозяйствующими субъектами и населением, соотношение цен на конкурирующие товары, накопление товарных запасов и др.);
  • соотношение спроса и предложения с учётом степени использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов;
  • коммерческие и финансовые условия реализации товаров.

     – Отраслевой уровень – показывает положение в отрасли национального или мирового хозяйства

     – Уровень отдельного товара – показывает положение отдельного товара в масштабе мирового, национального или регионального рынка.

     Одним из главных понятий исследования конъюнктуры является изучение изменений  в динамике и соотношении цен. Необходимо установить причины, вызвавшие  сдвиг в уровне или структуре  цены. Так же необходим анализ изменений  технологии производства, условий потребления  товаров, учет изменений в оптовой  и розничной торговле. Исследования этих изменений помогают лучше понять направления движения цен. На цены и  издержки производства товаров воздействует ряд различных факторов.3

     Оценка  этого воздействия, т.е. учет происходящих изменений в уровне цен, производится путём анализа соответствующих  показателей, определяющих динамику и  уровень цен различных товаров. После того как получено представление о направлении развития экономики в целом, следует переходить к исследованию развития тех отраслей экономики, которые являются главными потребителями на данном рынке. В результате исследований изменений в объёме и структуре потребления составляется оценка развития производства товара, конъюнктура рынка которого изучается. Анализ развития потребления и производства позволяет сделать вывод об изменении в соотношении между спросом и предложением, определить возможную емкость рынка и будущий уровень цен.

     При изучении конъюнктуры рынков необходимо рассматривать показатели, которые  могут дать количественную оценку различным  изменениям, которые происходят в  экономике исследуемой отрасли.4

     Рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры  рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.

     Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка  предполагает:

     – использование различных, взаимодополняющих  источников информации;

     – сочетание ретроспективного анализа  с прогнозом покупателей, характеризующих  конъюнктуру рынка;

     – применение совокупности различных  методов анализа и прогнозирования.

     Сбор  информации – важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого  источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.

Информация о работе Коньюктура рынка и факторы,влияющие на неё