Коньюктура рынка и факторы,влияющие на неё

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 21:20, контрольная работа

Краткое описание

Настоящий бизнесмен, как правило, всегда старается воздействовать на рынок в собственных интересах. Управлять рынком он не может в силу действия объективных экономических законов, но формировать потребности и спрос он в состоянии, и такую возможность ему предоставляет маркетинг, в арсенале которого имеется совокупность методов, средств и приемов по активному целенаправленному формированию спроса. Это и реклама, и ценовая политика, и целая система стимулирования сбыта.

Оглавление

Введение
1 Понятие конъюнктуры рынка и факторов, влияющих на нее
2 Объекты конъюнктурных исследований
3 Оценка конъюнктуры рынка
4 Прогнозирование рынка
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

МАРКЕТИНГ.docx

— 34.76 Кб (Скачать)

     Общая информация включает данные, характеризующие  рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного  производства. Источниками ее получения  являются данные государственной и  отраслевой статистики, официальные  формы учета и отчетности.

     Коммерческая  информация – это данные, извлекаемые  из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции  и получаемые от партнеров в порядке  информационного обмена. К ним  относятся:

     – заявки и заказы торговых организаций;

     – материалы служб изучения рынка  предприятий, организаций и учреждений торговли (материалы о движении товаров  в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения  по текущей замене ассортимента и  т.п.).

     Специальная информация представляет данные, полученные в результате специальных мероприятий  по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и  промышленности, экспертов, выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также  материалы научно-исследовательских  организаций.

     Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые  нельзя получить другим путем. Поэтому  при изучении конъюнктуры рынка  особое внимание надо уделять получению  обширной специальной информации. 

     3 ОЦЕНКА КОНЪЮНКТУРЫ  РЫНКА 

     Количественное  состояние конъюнктуры может  быть оценено с помощью следующих  групп показателей:

     – Измеряется объём и динамика производства в целом, размер инвестиций, уровень  занятости, размеры заработной платы, данные о заказах. Это так называемые показатели сферы производства.

     – Платёжеспособный спрос, размеры реализации товаров в кредит, данные о розничной  и оптовой торговле – относятся  к показателям внутререгиональной торговли.

     – Объёмы, динамика, географическое распределение  межрегиональных связей, объёмы импорта  и экспорта, объемы грузоперевозок. Данная группа показателей относится  к группе межрегиональных и внешнеэкономических  связей.

     – Кредитно-денежное обращение. К этой группе оценки относятся курсы акций  и других ценных бумаг, процентные ставки, размеры банковских депозитов, валютные курсы.

     Основной  характеристикой конъюнктуры рынка  является степень сбалансированности спроса и предложения. Она проявляется  в поведении цен, скорости оборачиваемости  товаров. Эта оценка позволяет определять тип конъюнктуры. Типы конъюнктуры  разделяют на благоприятный или неблагоприятный.

     При благоприятной конъюнктуре достигается  сбалансированность спроса и предложения, цены удерживаются на стабильном уровне.

     При неблагоприятной конъюнктуре спрос  отстает от предложения, что приводит к росту товарных запасов, замедлению оборачиваемости товаров, наблюдаются  затруднение в сбыте товаров.

     Успех конъюнктурных исследований зависит  от скорости получения объективной  и полной информации о причинах, характере и размере колебаний  соответствия спроса и предложения  на различных рынках.

     Главные требования к информации – оперативность  и достоверность. Информация состоит  из трёх этапов:

     – Определение круга показателей;

     – разработка схемы передачи информации во времени и пространстве;

     – Объём и форма представления  информации.

     При изучении конъюнктуры рынка ведутся  систематические наблюдения за всеми  экономическими показателями, изменение  которых показывает сдвиги в соотношении  спроса и предложения, а также  позволяет анализировать причины  этих изменений. После переработки  информации составляется аналитический документ, который называется конъюнктурный обзор. 

     4 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  РЫНКА 

     Общая цель рыночных исследований состоит  в определении условий, при которых  обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного  вида и создаются предпосылки  для эффективного сбыта произведенной  продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка  является анализ текущего соотношения  спроса и предложения, т.е. конъюнктуры  рынка.5

     При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения состояния  рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера  дальнейшего его развития, по крайней  мере, на один – два квартала, но не более чем на полтора года, то есть прогнозирование.6

     Прогноз рынка – это научное предвидение  перспектив развития спроса, товарного  предложения и цен, выполненное  в рамках определенной методики, на основе достоверной информации, с  оценкой его возможной ошибки.

     Прогноз рынка базируется на учете закономерностей  и тенденций его развития, основных факторов, определяющих это развитие, соблюдении строгой объективности  и научной добросовестности при  оценке данных и результатов прогнозирования.

     В общем виде разработка прогноза рынка  имеет четыре этапа:

     – установление объекта прогнозирования;

     – выбор метода прогнозирования;

     – процесс разработки прогноза;

     – оценка точности прогноза;

     Установление  объекта прогнозирования – важнейший  этап научного предвидения. Например, на практике часто идентифицируют понятия  продажи и спроса, поставок и товарного  предложения, рыночных цен и цен  реализации.7

     Сводный обзор, или доклад. Основной документ с обобщающими показателями рынка, товаров народного потребления. Анализируется динамика общеэкономических  и отраслевых показателей, особые условия  конъюнктуры. Проводится ретроспектива  и дается прогноз показателей  конъюнктуры, освещается наиболее характерные  тенденции, выявляются взаимосвязи  конъюнктуры отдельных рынков.

     Результаты  анализа прогнозируемых показателей  конъюнктуры рынка в сочетании  с отчетными и плановыми данными  дают возможность заблаговременно  выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся  и предотвращение возможных диспропорций и могут быть предоставлены в  виде различных аналитических документов.

     Тематический (проблемный или товарный) обзор  конъюнктуры. Документы, отражающие специфику  конкретной ситуации или отдельно какого-либо рынка. Выявляются наиболее актуальные проблемы, типичные для ряда товаров, либо проблема конкретного товарного  рынка.

     Оперативная (сигнальная) конъюнктурная информация. Документ, содержащий оперативную информацию, которая является своего рода “сигналом”, об отдельных процессах конъюнктуры  рынка. Основными источниками оперативной  информации являются данные торговых корреспондентов, опросов населения, экспертные оценки специалистов.

     В определенных условиях такие замены возможны, но с соответствующими оговорками и последующей корректировкой результатов  прогнозных расчетов.

     Выбор метода прогнозирования зависит  от цели прогноза, периода его упреждения, уровня детализации и наличия  исходной (базисной) информации. Если прогноз  возможной продажи товара делается для определения перспектив развития розничной торговой сети, то могут  применяться более грубые, оценочные  методы прогнозирования. Если же он выполняется  для обоснования закупки конкретных товаров на ближайший месяц, то должны использоваться более точные методы.

     Процесс разработки прогноза заключается в  проведении расчетов, выполняемых либо в ручную, либо с использованием ЭВМ с последующей корректировкой их результатов на качественном, профессиональном уровне.

     Оценка  точности прогноза выполняется путем  расчета его возможных ошибок. Поэтому результаты прогноза практически  всегда приводятся в интервальном виде.8

     Различают несколько видов прогнозирования: конъюнктурное (3–6 месяцев), краткосрочное (1–2 года), среднесрочное (3–5 лет), долгосрочное (5–10 лет), перспективное (более 10 лет).

     Прогнозы  рынка классифицируются по нескольким признакам.

     По  времени упреждения выделяются: краткосрочные  прогнозы (от нескольких дней до 2 лет); среднесрочные прогнозы (от 2 до 7 лет); долгосрочные прогнозы (более 7 лет). Естественно, что они различаются не только периодом упреждения, но и уровнем  детализации и применяемыми методами прогнозирования. По товарному признаку различают прогнозы рынка: конкретного  товара, виды товара, товарной группы, комплекса товаров, всех товаров. По региональному признаку делают прогнозы рынка для: конкретных потребителей, административных районов, крупных регионов, страны, всего мира. По сущности применяемых методов выделяют группы прогнозов, основой которых являются: экстраполяция ряда динамики (Емкость рынка), интерполяция ряда динамики – нахождение недостающих членов динамического ряда внутри его; коэффициенты эластичности спроса.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Маркетинг – это система управления рыночной деятельностью. Это планирование, претворение  в жизнь и контроль мероприятий  по наилучшей разработке, изготовлению, продаже продукции фирмы в  соответствии с требованиями рынка.

     Задача  конъюнктурных исследований состоит  в определении степени воздействия  отдельных факторов на формирование конъюнктуры в определённый момент времени. Решить такую задачу возможно, если вести исследование конъюнктуры  с учетом новых явлений, возникающих  в сфере производства. Для того, что бы представлять ситуацию, происходящую на рынке, недостаточно знать изменения  цен, биржевых индексов, движение запасов  и колебания других показателей. Исследование рыночной конъюнктуры  требует знаний закономерностей  развития экономики, взаимодействий рынков в воспроизводственном процессе.

     Методы  исследования конъюнктуры любого товарного  рынка, хозяйства или отрасли  разрабатываются на основе показателей, которые могут помочь в определении  направления развития производства, торговли и финансов в будущем. При  этих исследованиях проводится оценка соотношения предложения и спроса за необходимый отрезок времени, изучение колебаний цен, продажи  товаров и услуг, товарных запасов, оценка устойчивости развития рынка.

     Изучив  проблему исследования емкости рынка  настолько, насколько позволяют  рамки данной работы можно сделать  следующие выводы.

     Вопросы исследования рынка актуальны для  любого предприятия в России. У  каждого предприятия есть покупатели его продукции, следовательно, оно  должно знать их нужды. Любое предприятие  работает в конкретных экономических  условиях и должно знать эти условия. Каким бы опытным ни был бы руководитель, как бы хорошо он ни знал свою сферу  деятельности, тем не менее во вкусах покупателей и положении конкурентов постоянно происходят изменения, а это требует систематического обновления и изучения информации. Нередко весьма полезное исследование можно провести и при очень ограниченных средствах.

     Результатом работы по оценке конъюнктуры рынка  должен явиться комплексный аналитический  обзор состояния рынка и формулирующих  его факторов, а также прогноз  развития рынка с учетом тенденций  изменения влияющих на него внутренних и внешних факторов.

     Специфика исследований емкости рынка может  меняться в зависимости от того, к какой отрасли относится  предприятие: для одних будет  проще собрать необходимую информацию, для других сложнее. Те предприятия, которым удается собрать наиболее полезную информацию, имеют больше шансов на успех. Рыночные исследования емкости рынка отвечают на вопрос, существует ли рынок, маркетинговые  исследования дают ответы на более  практические вопросы: существует ли рынок  данного товара, как на него выйти  и закрепиться, посредством сбора  информации. 

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Голубков  Е.П. Основы маркетинга. Учебник. 2-е  издание. – М., 2003.
  2. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М., 2002.
  3. Левшин М.Ф., Пономарёв В.В. Конъюнктура мировых товарных рынков. – М., 2000.
  4. Маркетинг для профессионалов: Маркетинговые исследования: Г.А. Черчилль. – СПб: Питер, 2001.
  5. Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ: 1995.
  6. Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, С.А. Красильников под ред. А.Н. Романова. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.
  7. Настольная книга руководителя: Семь нот менеджмента: – М., 1998.
  8. Основы маркетинга: Котлер Ф: пер. с англ. – М., 1995.

Информация о работе Коньюктура рынка и факторы,влияющие на неё