Факторы конкурентоспособности на олигополистическом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование факторов конкурентоспособности фирмы на рынке олигополистической конкуренции. Для достижения цели поставлены следующие задачи: рассмотрение ценовых и неценовых факторов конкурентоспособности фирмы в условиях олигополистического рынка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 5
1.1. Конкуренция против сговора: дилемма заключенных. Применение дилеммы заключенных к процессу олигополистического ценообразования 5
1.2. Ценовые сигналы и ценовое лидерство 9
1.3. Картели. Анализ ценообразования в картеле 14
1.4. Антимонопольное законодательство 16
2. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 23
2.1. Реклама – как первостепенный фактор конкурентоспособности фирмы 23
2.2. Инвестиции как вложение средств с целью получения доходов 26
2.3. Производство двух товаров – экономия от совмещения производств 31
2.4. Обеспечение высокого качества продукта. Развитие до- и послепродажного обслуживания 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Курсовая оЛИГОПОЛИИ.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

     

Рис. 6. Максимизация прибыли при тайном сговоре

     Однако  тайный сговор не может быть прочным  длительное время. Высокий уровень прибыли и монопольная цена привлекают в эту отрасль новых производителей, что обостряет конкуренцию. Чем больше участников, тем труднее им договориться между собой.

     В современной России практика разовых  ценовых сговоров распространена довольно широко. Например, на потребительском рынке периодически возникает дефицит то сливочного масла, то бензина, то сахарного песка. А через определенное время эти товары вновь появляются с сильно повышенными ценами одновременно у всех продавцов. 

     1.4. Антимонопольное законодательство 

     Как уже упоминалось выше в России, как и в большинстве стран, для обеспечения надежной, безотказной реакции экономической системы на изменение спроса, условий рынка на государственном уровне проводится регулирование конкуренции и ограничивается монополизм на рынке. Вслед за рынком монополии рынок олигополистической конкуренции подлежит тщательному рассмотрению.

     Государственное регулирование конкурентных отношений  основывается на антимонопольной политике государства, включающей разработку антимонопольного законодательства и контроль за его осуществлением.

     «Антимонопольное законодательство представляет собой комплексное образование в системе норм коммерческого и хозяйственного права и направлено на сохранение и поддержание конкуренции» [20. С. 96].

     Существующие  в разных странах антимонопольные  законодательства чрезвычайно разнообразны. Однако каждое из них в большей  или меньшей степени принадлежит  к одной из двух основных систем: запретительной или регулятивной.

     Запретительная система антимонопольного законодательства предполагает полный запрет монополий. Наиболее типичным представителем этой системы являются США, антитрестовское законодательство которых исходит из принципа несовместимости монополии и конкуренции. К запретительной системе можно также отнести и антимонопольное законодательство Японии, при разработке которого широко использован опыт США.

     Вторая  известная в мировой практике система - регулятивная. К ней тяготеет антимонопольное законодательство большинства европейских стран, в том числе стран Восточной Европы. Эта система направлена не против монополии как таковой, а против злоупотребления ею.

     В целом, основной принцип антимонопольного законодательства, которому следуют зарубежные законодательства, - это не большая величина контролируемого монополией рынка, а наличие у компании монополистических намерений и достаточной рыночной власти для их осуществления.

     «Основным законодательным актом, регулирующим конкурентные отношения в РФ, является закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынка”, целью которого является определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и тем самым обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков» [20. С. 99]. В законе определены задачи, функции и полномочия Государственного комитета РФ по антимонопольной политике (ГКАП) и поддержке новых экономических структур как органа, на который возлагается осуществление государственного антимонопольного регулирования, предусмотрены меры ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства.

     Одним из центральных понятий, рассматриваемых  в законе, является определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке. «Под доминирующим положением понимается их исключительное положение на рынке определенного товара или услуги, дающее им возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Обладание доминирующим положением - решающий признак, по которому устанавливается противоправность действий или соглашений на рынке» [7. С. 268]. Определение доминирующего положения на рынке предполагает три возможные ситуации:

     1.      доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара не превышает 35%. При такой доле положение хозяйствующих субъектов не может быть признано доминирующим;

     2.      доля хозяйствующих субъектов превышает 65%. В таком случае положение хозяйствующих субъектов признается доминирующим.

     3.      доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара превышает 35%, но меньше 65%. Положение такого хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим на основании других критериев, таких как: возможность субъекта оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок других хозяйствующих субъектов либо иным способом ограничивать их деятельность.

     Вместе с тем, само по себе признание положения хозяйствующих субъектов доминирующим не является достаточным для определения его действий противоправными с точки зрения антимонопольного законодательства. Таковыми они могут быть признаны лишь в случае злоупотребления доминирующим положением на рынке, что может привести к существенному ограничению конкуренции.

     В законе определен примерный перечень действий, в которых может выражаться злоупотребление доминирующим положением на рынке. Приведенные в нем действия могут быть сведены к трем видам:

     1.      действия, связанные с изъятием товара из обращения, образованием дефицита или искусственным повышением цены, а также с созданием препятствий: доступу на рынок других хозяйствующих субъектов;

     2.      включения в договора так называемых ограничительных условий, не относящихся к предмету договора, невыгодных контрагенту, дискриминирующих его;

     3.      нарушение установленного порядка ценообразования.

     Признавая злоупотребление доминирующим положением противоправным, Закон одновременно указывает, что в исключительных случаях действия хозяйствующих субъектов, в которых имеются признаки злоупотребления доминирующим положением, могут быть признаны правомерными. Для этого хозяйствующий субъект должен доказать, что его действия способствовали или будут способствовать насыщению товарных рынков, улучшению потребительских свойств товаров и повышению их конкурентоспособности, в частности на внешнем рынке. Наличие такого положения придает определенную гибкость антимонопольному законодательству России.

     Законом запрещаются также антиконкурентные соглашения

  • конкурирующих (в т. ч. потенциальных конкурентов) хозяйствующих субъектов, занимающих в совокупности доминирующее положение на рынке (горизонтальные или картельные соглашения);
  • не конкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем, заказчиком (вертикальные соглашения).

     Подобные  антиконкурентные соглашения могут  быть связаны с установлением (поддержанием) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, уменьшением или поддержанием цен на аукционах и торгах; разделом рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков); отказом от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

     В антимонопольном законодательстве РФ предусматривается недопустимость недобросовестной конкуренции, приведены  основные формы недобросовестной конкуренции, к которым относятся:

  • распространение ложных, неточных и искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товаров;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • самовольное использование товарного знака фирменного имени и маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующих субъектов;
  • получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в т. ч. коммерческой тайны без согласия ее владельца.

     В целях предупреждения образования  новых монополистических структур вводится предварительный контроль со стороны ГКАП за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов.

     ГКАП  вправе также принять решение  о принудительном разделении хозяйствующих  субъектов. Для принятия такого решения  необходимо наличие одного или нескольких условий:

  • возможность организационного или территориального обособления предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;
  • отсутствие тесной технологической взаимосвязи предприятий, структурных подразделений или структурных единиц (в частности, если доля внутреннего оборота в общем объеме валовой продукции хозяйствующих субъектов составляет менее 30%);
  • разграничение сфер деятельности предприятий, структурных подразделений и структурных единиц в рамках узкой предметной специализации на определенном товаре.

     В регулировании конкурентных отношений в РФ необходимо принимать во внимание характер отраслевой структуры экономики России, отличающийся высоким уровнем концентрации производства. В ряде отраслей, таких как авиационная, космическая, судостроительная, электротехническая и других отраслях высокотехнологического машиностроения, большинство предприятий представляет собой крупные целостные образования, в рамках которых обеспечивается воспроизводство и кооперация составляющих их производственных единиц, поэтому необходимо отнесение этих предприятий к сфере разрешенной монополии и олигополии с соответствующей системой регулирования и контроля за деятельностью этих предприятий.

     Таким образом, положения российского  законодательства могут повлиять на рынок, а, следовательно, должны учитываться при разработке маркетинговых стратегий как самим лидером на рынке, так и всеми фирмами-конкурентами.

     В заключение первой главы обобщим основные ценовые факторы конкурентоспособности фирмы на олигополистическом рынке: во-первых, это так называемая дилемма заключенных; во-вторых, ценовое лидерство и, наконец, третий фактор – это картелеобразная модель. Варьирование ценами –более распространенный и простой вариант поведения фирм-конкурентов. Главное – спрогнозировать поведение конкурентов и вовремя на него среагировать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. НЕЦЕНОВЫЕ  ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 

2.1 Реклама – как первостепенный фактор конкурентоспособности фирмы 

     В предыдущем разделе мы видели, как  фирмы используют свою рыночную власть при ценообразовании. Вопросы ценообразования очень важны для фирмы, однако большинство фирм, обладающих рыночной властью, должны принять еще одно важное решение: какую сумму потратить на рекламу. В этом разделе мы увидим, как фирмы, обладающие рыночной властью, выбирают объем рекламы, обеспечивающий им максимум прибыли, и как их выбор зависит от особенностей спроса на продукцию фирмы.

     Предположим для простоты, что фирма устанавливает  единую цену на свою продукцию. Предположим  также, что, проведя хорошее исследование рынка, фирма знает, как спрос на ее продукцию зависит от цены P и от расходов на рекламу (в $) A, т.е. фирме известна функция Q(P, A). На рис. 7 представлены кривые спроса на продукцию фирмы и кривые издержек с учетом и без учета издержек на рекламу. AR и MR – кривые среднего и предельного доходов в случае, когда фирма не занимается рекламой, а AC и MC – кривые средних и предельных издержек. Фирма производит продукцию в объеме Q0, так что при этом MR=MC, и продает ее по цене P0. Прибыль фирмы на единицу продукции есть разница между P0 и средними издержками, и, значит, совокупная прибыль фирмы П0 соответствует площади нижнего затененного серым прямоугольника.

     Теперь  предположим, что фирма занимается рекламой. Это приводит к тому, что  кривая спроса на ее продукцию смещается вправо; новые кривые среднего и предельного доходов представлены кривыми AR’ и MR’. Затраты на рекламу – это фиксированные издержки, и, следовательно, средние издержки фирмы возросли (до уровня AC’). Предельные издержки, однако, не меняются. В случае, когда фирма занимается рекламой, она производит количество товара Q1 (так что MR’=MC) и получает цену P1. Совокупная прибыль фирмы в этом случае существенно увеличилась (до П1) и представлена теперь верхним прямоугольником. 

Информация о работе Факторы конкурентоспособности на олигополистическом рынке