Факторы конкурентоспособности на олигополистическом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование факторов конкурентоспособности фирмы на рынке олигополистической конкуренции. Для достижения цели поставлены следующие задачи: рассмотрение ценовых и неценовых факторов конкурентоспособности фирмы в условиях олигополистического рынка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 5
1.1. Конкуренция против сговора: дилемма заключенных. Применение дилеммы заключенных к процессу олигополистического ценообразования 5
1.2. Ценовые сигналы и ценовое лидерство 9
1.3. Картели. Анализ ценообразования в картеле 14
1.4. Антимонопольное законодательство 16
2. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 23
2.1. Реклама – как первостепенный фактор конкурентоспособности фирмы 23
2.2. Инвестиции как вложение средств с целью получения доходов 26
2.3. Производство двух товаров – экономия от совмещения производств 31
2.4. Обеспечение высокого качества продукта. Развитие до- и послепродажного обслуживания 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Курсовая оЛИГОПОЛИИ.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

     Преимущества  включают совместное использование  факторов производства. Единое руководство  часто бывает более эффективно в разработке производственных планов, организации производства, ведении бухгалтерского учета и решении финансовых проблем, чем два самостоятельных руководящих аппарата.

     Таким образом, экономия от совмещения производств  имеет место, когда комбинированный выпуск одной фирмы больше возможного выпуска двух фирм, производящих те же изделия по отдельности (при эквивалентных суммарных затратах ресурсов). Если комбинированный выпуск фирмы меньше возможного выпуска отдельных фирм, возникают потери от совмещения производств. Это может случиться, когда производство одного товара мешает выпуску другого. 
 

2.4. Обеспечение высокого качества продукта.

Развитие  до- и послепродажного обслуживания 
 

     Другой  формой неценовой конкуренции является совершенствование конкурентами выпускаемых продуктов и предлагаемых услуг. Улучшение качественных характеристик или потребительских свойств товара обеспечивает расширение рынка реализации продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся о совершенствовании своей продукции. Данная форма конкуренция имеет своим следствием два положительных момента, помимо лучшего удовлетворения потребностей покупателей. Первый заключается в том, что удачное улучшение продукта одной из фирм побуждает другие предприятия принимать необходимые меры с целью преодолеть временное преимущество этой фирмы. В целом это содействует развитию научно-технического прогресса не только в сфере потребительских товаров, но и непосредственно в области ресурсного и материально-технического обеспечения выпуска товаров непроизводственного назначения.

     Второй  момент сопряжен с появлением новых  источников финансирования процесса дальнейшего  совершенствования выпускаемого продукта или создание качественно нового товара. Успех в деле расширения продукта позволяет расширить производство, достигать оптимальных его масштабов и получать в значительных объемах экономическую прибыль, которая как раз и служит этим новым финансовым источником.

     Отмечая положительные стороны конкуренции  в форме совершенствования продукта, нельзя не обращать внимания на имитационную деятельность фирм в данной области. «У фирмы-имитатора активность на совершенствование продукта, как правило, ограничиваются незначительными поверхностными изменениями продукта, добиваясь внешнего эффекта, выдающего кажущиеся изменения в продукте за действительные, а также априори закладывают моральный износ в усовершенствованный продукт, что вызывает быстрое разочарование покупателя в обладании продуктом, на смену которого пришла уже его новая модель» [4. С.40]. Ясно, что подобное направление деятельности фирм объективно ведет к расхищению ограниченных ресурсов и вызывает рост потребительских расходов населения.

     К числу неценовых методов относят  также предоставление большого комплекса  услуг (в том числе обучение персонала), бесплатное сервисное обслуживание, зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.

     В настоящее время получили очень  большое развитие различного рода маркетинговые  исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

     Таким образом, мы установили, что основными  факторами неценовой конкурентоспособности  фирмы являются реклама, улучшение  качественных и потребительских  свойств продукта, его дифференциация, совмещение производств, а также вливание средств в отрасль.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     В данной курсовой работе была совершена  попытка выделения факторов конкурентоспособности  фирмы на рынке олигополистической конкуренции. Уровень ценовой конкурентоспособности предприятия рассматривался с помощью различных моделей олигополии, а именно дилеммы заключенных, ценового лидерства и картелеобразной модели. Можно сказать, что модель ценовой конкуренции достаточно реалистично представляет поведение олигополистов. Причиной тому может быть бóльшая легкость манипулирования ценами, чем, например, объемами выпуска. Для того чтобы варьировать объемы выпуска, могут понадобиться и дополнительные инвестиции в производственные мощности, и время. Однако, олигополисты чаще всего не склонны к «размашистому» варьированию ценами ввиду общей взаимозависимости предприятий. Относительная негибкость цен на продукты олигополистических отраслей по сравнению с товарами отраслей конкурентных является твердо установленным эмпирическим фактом, постоянно наблюдаемым в реальной экономике. Таким образом, одним из главных факторов конкурентоспособности фирмы в условиях данного рынка является умение предугадать, понять поведение конкурентов и своевременно на него среагировать.

     Часто на рынке олигополии присутствует лидер – доминирующее предприятие, которое обладает наибольшей конкурентоспособностью среди участников рынка. Доминирующим может стать предприятие с наименьшим уровнем затрат. Низкий уровень затрат может в свою очередь быть обусловлен лучшим управлением или использованием лучшей технологии; наиболее длительным пребыванием в данной отрасли и обусловленным этим делом, что способствует нахождению наиболее экономичных производственных процессов, высокой квалификации работников; наиболее ранним по сравнению с другими предприятиями отрасли достижением эффективного масштаба производства, что позволяет раньше других (и в более полной мере) использовать экономию от масштаба.

     Другим  фактором, способствующим вычленению доминирующего предприятия, является дифференциация продукции. Доминирование в этом случае может быть достигнуто благодаря репутации предприятия как поставщика безупречно качественной продукции, чему во многом способствует ее рекламирование.

     Что касается картелей, то в силу юридического запрета в современной России они не существуют, так как способны оказывать резко отрицательное воздействие на рыночную экономику. Однако практика разовых ценовых сговоров распространена весьма широко.

     Очевидна важность такого неценового фактора как использование инновационных технологий на внутреннем и внешнем рынках. В настоящее время для России этот вопрос стоит очень остро и требует немедленного решения. Как считает А. Либерман, «главная причина инновационного кризиса в российской промышленности – неверная экономическая идеология государства в отношении инновационных и производственных процессов. Неправильная установка привела к отрыву инновационной сферы от своей органической основы – производственного сектора» [4. С.40]. По некоторым данным, объем высокотехнологичных отраслей в структуре национальной экономики составляет лишь 5%, и на долю нашей страны приходится лишь 0,13% мирового экспорта высоких технологий.

     Таким образом, мы установили, что основными  факторами неценовой конкурентоспособности  фирмы являются реклама, улучшение качественных и потребительских свойств продукта, его дифференциация, совмещение производств, а также вливание средств в отрасль. Также мы в результате исследования мы установили, что основное условие ведения успешной конкурентной борьбы – это постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает реальными шансами снижения издержек производства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

  1. Абакумова О.Г. Цены и ценообразование. Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2008. – 192 с.
  2. Даньшин В. А. Инновационные процессы в экономике России // Экономика и управление. – 2007. - № 2. – С.184-186.
  3. Дерябина М., Колгин С. Конкурентоспособность российской экономики в условиях глобализации // Власть. – 2005. - № 3. – С. 48-58.
  4. Либерман А. Как повысить конкурентоспособность российской промышленности? // Власть. – 2006. - № 1. – С. 39-43.
  5. Мак-Дональд Д. Игра называется бизнес. - М.: Экономика, 2005. – 115 с.
  6. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / Под ред.  А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. – М.: ИТД КноРус, Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 544 с.
  7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА · М, 1999. – 572 с.
  8. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) / Под ред. В.М.Власовой. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 496 с.
  9. Основы экономического анализа. Курс лекций / Под ред. А.С.Баскина, О.И.Боткина, Р.А.Галиахметова, М.С.Ишмановой, О.В.Поскониной. – Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та, 1996. – 416 с.
  10. Пиндайк Р. Микроэкономика. - М.: Дело, 2001. – 808 с.
  11. Райхлин Э. основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции. – М.: Наука, 1995. – 228 с.
  12. Соколинский В. М. Экономическая теория. Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2007. – 464 с.
  13. Стиглер Дж. Дж. Теория олигополии. – СПб.: Экономическая школа, 1995. – 431 с.
  14. Субботина Т. Россия на распутье: два пути к международной конкурентоспособности // Вопросы экономики. – 2006. - № 2. – С. 46-64.
  15. Тарасевич Л. С. Микроэкономика: Учебник для ВУЗов. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 374 с.
  16. Теория фирмы: Учебное пособие / Под ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1995. – 534 с.
  17. Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 780 с.
  18. Цены и ценообразование / Под ред. В.Е.Есипова. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
  19. Чепурин М. Н. Курс экономической теории: Учебник. – Киров: Киров, 2001. – 420 с.
  20. Экономическая теория: учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 1998. – 448 с.

Информация о работе Факторы конкурентоспособности на олигополистическом рынке