Олигополистический рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:07, доклад

Краткое описание

Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судостроение, самолетостроение и др., имеют именно такую структуру.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 18.44 Кб (Скачать)

     ДОКЛАД 

     Олигополия  является одной из самых распространенных структур рынка в современной  экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судостроение, самолетостроение и др., имеют именно такую структуру.

     Наиболее  заметная черта олигополии состоит  в немногочисленности действующих  на рынке фирм. Однако в олигополистической отрасли, как и при монополистической  конкуренции, наряду с крупными часто  действует немало мелких фирм (и  здесь, как и при монополистической  конкуренции может проявить себя патентной стратегия конкурентной борьбы). Но на несколько ведущих  компаний приходится столь большая  часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность (ведущих  компаний) определяет развитие событий.

     Формально к олигополистическим обычно относят  те отрасли, где четыре крупнейшие фирмы  производят более половины всей выпускаемой  продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают  действующей в условиях монополистической  конкуренции. Конечно, установление такой  количественной границы во многом условно. Тем не менее, два названных типа рынка имеют и качественные отличия  друг от друга.

     Олигополистический  рынок, который является самым распространенным рынком в современной экономике, характеризуется следующими чертами:

  • на рынке действует небольшое число крупных фирм (формально считается: четыре крупные фирмы, производящие более половины всей выпускаемой продукции), но могут присутствовать и мелкие фирмы;
  • продукты могут быть стандартизированными (цемент, газ и т, п.) и дифференцированными (автомобилестроение);
  • фирмы-олигополисты обладают высокой степенью контроля над рынком (над объемами производства, ценами).

     Если  олигополист уменьшит объем производства, то это приведет к росту цен на рынке. Если же несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их власть на рынке приблизится к монопольной. Отдельный олигополист, изменяя цены и объемы производства, должен учитывать реакцию, как потребителей, так и конкурентов. Олигополист, снижая цены, не уверен в долговременном результате. Если олигополист повысит цены, конкуренты могут оставить свои цены неизменными. Как видим, роль маркетинговых стратегий цен на олигополистическом рынке велика. Кроме того, олигополисты ведут борьбу между собой за покупателей путем улучшения качества продукции, дифференциации продукции, рекламы.

     На  выбор фирмой ценовой стратегии  влияет размер фирмы. Бесспорными ценовыми лидерами являются крупные фирмы. Малые  предприятия ввиду ограниченности финансовых возможностей, зависимости в рамках олигополии часто скованы в ценовых решениях. Чем выше ступень дифференциации продукции по качеству, тем выше роль цен, но при этом усложняется ценообразование. Цена является более важным элементом маркетинга для фирм-продавцов, чем для фирм-производителей. Для фирм-продавцов ценовые стратегии более обширны, разнообразны и должны быть быстрыми и точными. Свобода действия фирмы в области цен зависит от степени прямого или косвенного вмешательства государства, профсоюзов, потребителей. Роль маркетинговых стратегий цен зависит от степени взаимосвязи цен с другими элементами комплекса маркетинга.

     Роль  цены в обеспечении рыночного  успеха зависит от того, в какой  рыночной ситуации реализуется та или  иная ценовая стратегия. Любая фирма  находится и действует в конкретных рыночных ситуациях, среди которых  можно назвать четыре наиболее важные.

     Существует  много моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной.

     Огромную  роль при определении модели олигополии играет характер взаимоотношений между  конкурирующими на рынке фирмами. В  этом состоит уникальная особенность  олигополии. При всех других типах  рыночных структур значение индивидуальной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и монополистической  конкуренции на рынке действует  такое множество фирм, что особенности поведения каждой из фирм-конкурентов не поддаются учету. А при монополии конкурентов вообще нет. И только на олигополистическом рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов сказывается на всех остальных и на отрасли в целом самым непосредственным образом.

     Таким образом, олигополия - это рыночная структура, в которой действуют немногочисленные продавцы. Существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. На рынке реализуются как стандартизированные, так и дифференцированные продукты.

     Для олигополистической фирмы характерны следующие черты - высокий уровень  концентрации капитала и производства, способность влиять на объемы производства и уровень цен в отрасли. Отношения  между олигополистическими фирмами  характеризуются как взаимозависимость. Фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают  решения только после того, как  они выяснят характер реакции  соперников.

     Олигополистические  фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции. Существуют доказательства, что во многих олигополистических отраслях цены оставались стабильными  в течение длительного периода  времени.

     Фирмы, действующие в рамках олигополистической структуры рынка, стремятся к  созданию системы связей, которая  позволила бы координировать поведение  в общих интересах. Одной из форм такой координации является так  называемое лидерство в ценах. Оно  состоит в том, что изменения  в справочных ценах объясняются  определенной фирмой, которая признается лидером всеми остальными, следующими в ценовой политике за ней. Различают  три типа ценового лидерства: лидерство  доминирующей фирмы, тайный сговор о  лидерстве и барометрическое  лидерство.

     Лидерство доминирующей фирмы - ситуация на рынке, когда одна фирма контролирует не менее 50% производства, а остальные  фирмы слишком малы, чтобы оказывать  влияние на цены путем индивидуальных ценовых решений.

     Тайный  сговор о лидерстве предполагает коллективное лидерство нескольких крупнейших фирм в данной отрасли, учитывающих  интересы друг друга. Ценовые лидеры должны при этом решить вопрос, объявлять  ли изменения в ценах, благоприятные  только для них, или установить такой  уровень цен, который смягчит  противоречия между всеми фирмами, действующими в отрасли.

     Барометрическое ценовое лидерство в отличие  от предыдущего типа ценового лидерства - более аморфная и неопределенная структура; оно зачастую не обеспечивает достижения высокого уровня цен. Нередко  происходит смена лидера. За ним  не всегда следуют из-за отсутствия у него возможности принудить  остальных участников к совместным действиям. Они объявляют справочные цены, но фактические цены, устанавливаемые  другими фирмами, отличаются от объявленных.

     Теория  олигополистического ценообразования  показывает, почему фирмы избегают ценовой конкуренции в борьбе за рынки. Повышая цену, производитель  теряет часть рынка в пользу соперника; снижая цену, он вызывает контрдействия  и опять ничего не выигрывает. Поэтому  олигополист применяет такие методы, которые соперники не могут воспроизвести быстро и полно. Доля фирмы на рынке в значительной мере определяется неценовой конкуренцией. Это предполагает повышение качества товаров, их дифференциацию, использование рекламы, улучшение послепродажного обслуживания, предоставление кредитов. Модель конкуренции усложняется, а ее методы становятся все более разнообразными.

     Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на некоторые недостатки олигополии, такие  как использование рыночной власти для ограничения конкуренции и повышение цен, олигополия имеет множество преимуществ и является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике.

Информация о работе Олигополистический рынок