Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:34, реферат
Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег. Рынок - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения. Рынок - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1.Понятие олигополии и особенности олигополистического рынка………….5
2. Рынок олигополистической конкуренции……………………………………6
3.Основные характеристики олигополии………………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………....16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...……………………..17
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
1.Понятие олигополии и особенности олигополистического рынка………….5
2. Рынок олигополистической конкуренции……………………………………6
3.Основные характеристики олигополии………………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег. Рынок - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения. Рынок - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг. По форме конкуренции: высококонкурентный, немонополизированный, (идеальный), монополистической конкуренции с дифференциацией продукта, олигополистический, дуополистический, монополизированный(чистая монополия). Различаются характером конкуренции: рынок свободной конкуренции чистая монополия (власть одного), монополистическая конкуренция (регулируется государством), олигополия (власть немногих). Рынок олигополии может подразделяться на два типа:
Одним из вариантов ценового поведения на олигополистических рынках является "лидерство в ценах". Существование нескольких олигополистов, казалось бы, должно повлечь за собой конкурентную борьбу между ними. Но оказывается, что она в форме ценовой конкуренции привела бы только к общим потерям. У олигополистов есть общий интерес для удержания единых цен и недопущения "ценовых войн". Это достигается с помощью негласного соглашения принимать цены фирмы-лидера.
Последняя - это, как правило, самая крупная фирма, определяющая цену определенного товара, остальные же фирмы принимают ее. Самуэльсон определяет, что "фирмы молча вырабатывают такую линию поведения, которая исключает острую конкуренцию в отрасли цен".
Возможны и другие варианты ценовой политики, не исключая прямого соглашения между олигополистами. До недавних пор в России существовала монополия государства во всех отраслях производства товаров и услуг. Сейчас же, когда наша страна делает первые шаги по направлению развития рыночной экономики, многое изменилось. Трудно судить какова будет эта экономика, но самое важное - это то, что наконец мы и наше правительство осознало, что тем путем, которым мы шли, идти дальше не имеет смысла. Я думаю, что в этом мы убедились окончательно, так как кризис экономики, развившийся в восьмидесятых годах, четко показал неправильную ориентацию нашей экономической политики. Ведь посудите сами, стоит немного углубиться в историю бывшего СССР, как становится видно, что страна буквально не вылезала из провалов то в одной отрасли промышленности, то в другой.
В данный момент
идет процесс перехода от плановой
экономике к рыночной: рождаются
новые виды экономических отношений
(для нас), новые формы хозяйствования,
формы собственности, происходит разгосударствление
предприятий, передача прав управления
в руки новых собственников. В настоящее
время одним из самых распространенных
рыночных структур России являются монополии
и олигополии. Однако в чистом виде монополии
сохранились лишь в немногих отраслях
экономики. Наиболее же преобладающей
формой современной рыночной структуры
является олигополия. Термин "олигополия"
применяется в экономике для описания
рынка, на котором существуют несколько
фирм, отдельные из которых контролируют
значительную долю рынка.
1. Понятие олигополии
и особенности
Олигополия – это рыночная структура, характеризуемая наличием на рынке
нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.
По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии
подразделяются
на плотные и разряженные. К
плотным олигополиям условно
относят такие отраслевые структуры,
которые на рынке представлены
2-8 продавцами. Структуры рынка,
которые включают более 8
хозяйствующих объектов, относят
к разряженным олигополиям.
Подобного рода градация позволяет
по-разному оценивать
Исходя из характера предлагаемой продукции, олигополии можно
подразделить на ординарные и дифференцированные. Ординарная олигополия связана с производством и предложением стандартных продуктов. Многие стандартные продукты выпускаются в условиях олигополии – это сталь, цветные металлы, строительные материалы. Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска продуктов многообразного ассортимента. Они характерны для
тех отраслей, в которых имеется возможность разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг.
Уровень плотности
количеством предприятий в той или иной отрасли и их долей в совокупных продажах отрасли в рамках национальной экономики. Таким образом, варьируя количеством предприятий можно определить степень концентрации производства, а следовательно, и предложения в исследуемой отрасли общественного производства.
В то же время следует подчеркнуть, что было бы неосмотрительно
ориентироваться на масштабы только национальной экономики.
Олигополистические структуры могут формироваться как на региональном, так и на местном уровне хозяйствования. Так в силу специфики возможностей потребления готового бетона на локальных рынках (района, небольшого города) также формируются олигополистические структуры, равным образом как и на региональном уровне в сфере предложения, например кирпича.
Однако на каком бы уровне
мы ни рассматривали
и импорт аналогичных
товаров или их заменителей.
Оба эти фактора могут способствовать
формированию более конкурентных
структур по сравнению с чисто
отраслевыми рыночными структурами.
2.Рынок олигополистической конкуренции.
Рынок олигополистической конкуренции является самым распространенным в современной экономике и характеризуется наличием нескольких предприятий, контролирующих большую долю рынка (формально – четыре крупных фирмы, производящих более половины всей выпускаемой продукции). Олигополисты обладают высокой степенью контроля над рынком, но при этом их положение во многом зависит от поведения конкурентов. На олигополистическом рынке ценовые решения, как правило, принимаются согласованно всеми основными участниками, а более мелкие предприятия следуют за лидерами.
На рынке чистой
монополии господствует один продавец
(частная фирма или
Рынок олигополистической конкуренции - специфический тип рынка, состоящий из небольшого количества (примерно 7-10) доминирующих крупных фирм (продавцов), которые обеспечивают весь рынок или его подавляющую часть и при этом предлагают как однородные (схожие) и взаимозаменяемые товары (прокат черных и цветных металлов, сталь, алюминий, пластмассы), так и отличные друг от друга (автомобили, компьютеры, электротехнику). Товар, который они поставляют, может быть однороден и стандартизирован или дифференцирован фирменной маркой.
На указанный
рынок новому продавцу проникнуть весьма
трудно, поскольку ведущие фирмы
могут предпринимать
При олигополистической
конкуренции применяется
На рынке олигополистической конкуренции существуют отдельные фирмы, занимающие на нем значительный удельный вес (более 20%), что позволяет им влиять на рыночную цену товара путем или ее диктата (могут побудить другие фирмы снизить или повысить цены определенных товаров), или варьирования объемом продаж, или воздействия на другие ценообразующие факторы. При этом любые фирмы осознают свою зависимость, как в ценообразовании, так и в других аспектах поведения, от фирм-конкурентов и должны учитывать их реакцию.
В современных
российских условиях также наибольшая
часть промышленной продукции я
некоторых видов услуг
Олигопсония подразумевает конкуренцию немногих концентрированных покупателей, которые в силу своего положения способны оказывать существенное воздействие на цену приобретаемого товара и другие условия функционирования рынка. В российских условиях олигопсония характерна в реализации зерна, сахара, льна, крупных партий скота.