Естественные монополии и проблема жилищно коммунальной реформы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема очень важна для каждого государства, а для России в особенности, потому что жилищно- коммунальная проблема всегда является болезненным местом Россиян. Вопрос о жилищно-коммунальной реформе в настоящее время является одним из наиболее острых. Он затрагивает интересы как физических, так и юридических лиц. После продуктов питания жилищно-коммунальные услуги занимают второе место в структуре расходов подавляющего большинства граждан России. Из сказанного видно, жилищно-коммунальная реформа сегодня несет не только экономическую, но и социальную нагрузку. Услуги ЖКХ постоянно дорожают, Россияне даже не всегда знают по какой причине происходит повышение той или иной цены. Именно с позиции интересов населения следует в первую очередь рассматривать приоритеты изменения экономических отношений в данной сфере. Наша задача разобраться, почему так получается, и узнать, откуда складываются цены на ЖКХ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие естественной монополии………………………………………4-6
1.1 Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России……………………………………………8-9
2. Закон РФ о регулировании естественных монополий…………….9
2.1.Сущность закона………………………………………9-10

2.2. Пример по России…………………………10-11

3.Проблема жилищно-комунальной реформы в России…………11
3.1Сущность, состав и структура жилищной сферы………11-15
3.2Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях……15-22
3.3Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы….22-30
3.4 Графическая модель регулирования ценообразования естественной монополии………………30-40
Заключение…………………………………………40
Список литературы………………………………………….41-42

Файлы: 1 файл

ZhKHкурсач.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

На следующем  этапе разработки программы обосновываются основные направления и первоочередные мероприятия по содержанию и развитию жилищного комплекса города.

Далее рассматриваются  вопросы разработки обеспечивающих подсистем программ, т.е. нормативно-правового, организационно-методического, информационного, кадрового и др. видов обеспечения предлагаемых направлений по развитию жилищно-коммунального комплекса города.

Ход реализации и результаты реформирования жилищной сферы в городах страны. Во многих городах сформулированы службы заказчика на работы в области содержания и ремонта жилищного фонда. Часть жилищно-эксплуатационных организаций получила статус подрядных государственных или муниципальных предприятий. Наряду с государственными появились также коммерческие фирмы и организации. Проведена значительная работа по формированию действенной системы выдачи субсидий малообеспеченным гражданам. Одновременно проведены отдельные меры по реформированию сферы коммунального хозяйства, но они не были столь показательными, как в жилищной сфере.24

В то же время  проведение указанных мероприятий  и полученные результаты свидетельствуют, что поставленные цели реформы полностью  не достигнуты: улучшение работы жилищных организаций и повышение уровня жилищно-коммунального обслуживания горожан не произошло. Выявились заметные недостатки в разработке и проведении реформы.

Следует отметить недостаточную комплексность проведения реформы. Основное внимание в ней  уделено реформированию жилищного  хозяйства, но крайне недостаточны меры по реформированию коммунального сектора города. Слабо проработаны вопросы регулирования капитального ремонта жилищного фонда. Не определены организационно-экономические основы и возможности проведения и возможности проведения капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда города в новых условиях хозяйствования. В большинстве городов конкурентная среда в сфере ЖКХ фактически не создана.

Отметим также  неготовность экономико-управленческих служб государственных жилищных организаций к работе в новых условиях хозяйствования, проведению самостоятельной экономической политики, формированию современной системы менеджмента и маркетинга, изучению рынка и поиску новых источников доходов.

Значительная  часть населения города также  психологически не готова к реализации реформы и необходимости повышения ответственности за пользование и содержание жилья. Многие люди до сих пор не понимают сути жилищно-коммунальной реформы и смысла проводимых мероприятий

3.4. Графическая модель регулирования ценообразования естественной монополии

Модель естественной монополии и причины  ее возникновения  
 
 

Прежде чем  приступить к рассмотрению обозначенной темы, необходимо выяснить, что такое  естественная монополия. Для этого  рассмотрим модель чистой монополии. Монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Чистый монополист – это отрасль, состоящая из одной фирмы, которая является производителем данного товара либо поставщиком услуги и обладает исключительным правом на продажу. Поскольку монополист контролирует общий объем предложения товара, он «диктует цену». При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может изменить его цену, манипулируя количеством предложенного товара, т.е. не имеет кривой предложения (только точку, соответствующую оптимальному для фирмы объему выпуска). Цель фирмы – максимизировать прибыль – достигается при условии МС=MR.  Из рис. 1 видно, что MC>P. Также из рис. 1 видно, что фирма-монополист производит продукции меньше, чем в конкурентной отрасли, и устанавливает цену выше конкурентной. 25Это говорит о том, что общество несет определенные потери. А монополист получает сверхприбыль, присваивая себе часть потребительского излишка (к тому же есть возможность экономить на рекламе).  В некоторых отраслях современная технология такова, что эффективное  малозатратное производство может быть достигнуто за счет крупного размера предприятия. Это явление принято звать эффектом масштаба. Там, где он значителен, средние и предельные издержки фирмы будут понижаться. При данном рыночном спросе достижение низких затрат на 1ед.  продукции означает понижение цены для потребителей. Это возможно при небольшом количестве крупных фирм и, в конце концов, одной фирмы.

Монополия, возникающая под влиянием положительного эффекта масштаба, называется естественной монополией. Отличительная черта естественной монополии - использование сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи, железнодорожные пути и т.д.). 26Подобная организация производства требует больших капитальных вложений, не доступных для мелких и средних инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым условием их существования является возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное снижение удельных издержек на единицу продукции. Кроме того, активы, воплощенные в проложенных железных дорогах, телефонных линиях связи, трубопроводах и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированы на другие рынки. Это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя.

В случае рынка  электрической и тепловой энергии  это подразумевает, что энергоснабжение потребителей обеспечивается с достаточной степенью надежности. В электроэнергетике высокая отдача от масштабов производства связана с высокой фондоемкостью, уровнем концентрации мощностей и централизации управления технологическими процессами. 

Основные характеристики рынка естественной монополии заключаются  в следующем:

•          как уже сказано выше, эффект масштаба выражается в существенном снижении издержек в расчете на единицу  продукции по мере увеличения объемов  ее производства;

•          неэластичный спрос. В обычных экономических  отношениях при возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей снижается. В условиях естественной монополии спрос неэластичен, т.е. при увеличении цены он подвержен  незначительным изменениям.

Неэластичность  спроса можно проиллюстрировать  на следующем примере: При существенном увеличении цены на сливочное масло  потребители могут использовать заменитель этого товара - масло  растительное. Это приведет к резкому  падению спроса на сливочное масло. При значительном повышении цены на электроэнергию потребители могут уменьшить объем ее потребления, но незначительно. Это обусловлено тем, что электроэнергия является практически безальтернативным источником энергии.

   Причины  государственного вмешательства в экономическую

деятельность  естественных монополий.27

В странах с  развитыми рыночными экономиками  современная концепция регулирования  естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования  считается оправданным в тех  случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).

В экономике  СССР все цены устанавливались в  плановом порядке, а ресурсы распределялись централизованно, поэтому практически  не производилось специальное выделение  отраслей, относящихся к естественным монополиям.  

Переход к рыночной экономике обусловил необходимость применения определенных методов регулирования естественных монополий. Эта необходимость вызвана рядом причин. 28

Несмотря на наличие технической эффективности  концентрации производства в руках  одного предприятия, практика рынка  выявляет немало фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне в силу того, что реальное положение дел монополиста является, как правило, тщательно скрываемой информацией.  
 

Ввиду того, что  естественные монополии, как правило, производят продукцию, необходимую  для нормального функционирования большинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах экономики государства. Распространение неплатежей - результат ценовой дискриминации естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.

Необходимость регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения. Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. 29Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике. 
 

 Процесс регулирования естественных монополий

 

 Ценовое регулирование.

Ценовой контроль позволит контролерам устанавливать  цены на уровне, который вызывает аллокативную (извлечение максимум пользы из имеющихся  ресурсов) и продуктивную эффективность. Эта глава представляет краткое  описание, не детальное введение к некоторым инструментам, имеющимся в распоряжении правительства для обеспечения пересечения предложения фирм с потребительским спросом на эффективном уровне издержек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ценообразование по средним и предельным издержкам и регулирование нормы дохода. 
 

 

Без регулирования Qm на рисунке 2 демонстрирует выпуск монополиста, максимизирующий прибыль  и спрос определяет рыночную цену Pm. Монополия получает положительную экономическую прибыль, представленную площадью прямоугольника PmFGN. Максимизация благосостояния общества достигается в P1Q1. Другими словами, регулирующие органы должны установить цену P1 (ценообразование по предельным издержкам), с целью максимизации экономического благосостояния. 30Однако по цене P1 потребители будут приобретать объем Q1, хотя средние издержки составляют NQ1, что больше чем при ценеP3. Это реализуется в суммарной отрицательной экономической прибыли, иллюстрируемой площадью прямоугольника P1P2AM . В долгосрочном периоде фирма-монополист не останется в деле. Если продукт или оказываемая услуга соответствует потребностям, единственным способом сохранения фирмы-монополиста в деле является предоставление субсидий в размере P1P2AM. 31

Политические  проблемы, связанные с субсидированием, его обеспечением и финансированием  и трудностями вычисления спроса и предельных издержек, привели к  применению ценообразования по средним  издержкам. На рисунке 2 такой ценой  является Р2, определяемая пересечением кривой спроса и долгосрочных средних издержек. Выпуск в случае ценообразования по средним издержкам Q2, больше чем выпуск нерегулируемой монополии Qm. Также часть издержек благосостояния, возникающих из-за ограниченного выпуска нерегулируемой монополии, исключаются. Рост выпуска, с Qm до Q2 ведет к прибылям потребителям, которые больше чем дополнительные издержки.

С другой стороны, ценообразование по средним издержкам  трудно считать единственно приемлемым методом ценообразования. Вследствие ценообразования по средним издержкам, когда производится Q2, потери благосостояния имеют место вследствие того, что в этой точке средние издержки (на кривой АС) превышают предельные издержки. Графически, треугольник АМО на рисунке 2 демонстрирует эти важные потери в благосостоянии. Используя политику роста доходов, регулирующие органы фиксируют норму дохода на инвестируемый капитал (бухгалтерские прибыли) полученные монополией (справедливая норма прибыли) (Moorehouse,1995). Разрешая регулируемым фирмам получать общую сумму, состоящую из ежегодных расходов плюс обоснованная прибыль на капитальные инвестиции, называемые справедливой нормой прибыли, было принято Американскими судами и регулирующие органы устанавливали цены на справедливом и оправданном уровне.

Это можно сформулировать как Е+(r•RB) где Е демонстрирует  годовой расход фирм, r - мультипликатор, демонстрирующий справедливую норму  прибыли, и RB- норма (свойство ценности капитальных инвестиций).

Информация о работе Естественные монополии и проблема жилищно коммунальной реформы в России