Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 20:38, курсовая работа
Целью моей работы является:
- рассмотрение подходов различных авторов к естественной монополии как экономической категории и определение содержания данного явления,
- выявление основных характеристик, а также причин и обоснованности возникновения естественных монополий в экономике,
- исследование важных функций естественных монополий,
- анализ деятельности естественных монополий в теории и практике,
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Естественная монополия: основные черты, классификация
Причины возникновения естественных монополий…………………… 5
Различные подходы к понятию «Естественная монополия» и ее основные черты…………………………………………………………... 8
Классификация естественных монополий…………………………….. 10
Глава 2. Функции естественных монополий в экономической системе России
Функции естественных монополий………………………………......... 14
Функционирование естественных монополий в различных сферах экономической деятельности…………………………………………… 16
Глава 3. Государственное регулирование естественных монополий
Цели государственного регулирования естественных монополий………………………………………………………………
Преобразования в естественно-монопольных отраслях экономики и их эффективность…………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных материалов……………………………………………
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Экономическая теория»
Курсовая работа
на тему:
Естественные монополии в экономике России
Выполнила:
студентка 1 курса гр. 2 БУАА,
Е.И. Иванькова
Научный руководитель:
д. э. н.,
проф. Ю.В. Матвеев
Самара 2012
План курсовой работы
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Естественная монополия: основные черты, классификация
Глава 2. Функции естественных монополий в экономической системе России
Глава 3. Государственное регулирование естественных монополий
Заключение……………………………………………………
Список использованных материалов……………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Естественные монополии - это один из важнейших элементов экономической системы России, который имеет как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому необходимо изучать его деятельность в различных сферах экономики страны и вести такую государственную политику, которая бы надлежащим образом регулировала их действия для достижения максимальной эффективности функционирования всей национальной экономики в целом.
Данная тема является достаточно актуальной в настоящее время, поскольку естественные монополии, как правило, появляются в отраслях, рассчитанных на большую часть населения, поэтому эти отрасли нуждаются в особом рассмотрении и грамотном государственном регулировании для поддержания интересов не только самих монополистов, но и всего населения.
Исходя из вышесказанного, выбор темы курсовой работы обоснован ее значимостью и актуальностью на сегодняшний день.
Целью моей работы является:
- рассмотрение подходов различных авторов к естественной монополии как экономической категории и определение содержания данного явления,
- выявление основных характеристик, а также причин и обоснованности возникновения естественных монополий в экономике,
- исследование важных функций естественных монополий,
- анализ деятельности естественных монополий в теории и практике,
- ознакомление со способами и проблемами государственного регулирования естественных монополий в Российской Федерации.
Для достижения поставленных мной целей мне предстоит решить следующие задачи:
- теоретическое изучение категории естественная монополия, причин ее возникновения,
- выявление тенденций развития и деятельности естественных монополий,
- изучение некоторых отраслей естественных монополий на примерах российских предприятий,
- исследование и анализ государственного регулирования естественных монополий.
Проводя исследование, я использовала такие научные методы, как:
- логический метод, который помогает глубже понять причинно-следственные зависимости в экономике, так как люди не всегда замечают, что между хозяйственными процессами существуют определенные объективные связи, которые нужно учитывать;
- экономико-математические методы и экономическая статистика, так как с их помощью рассмотрение качественных признаков экономической системы дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов;
- графический метод, так как его использование помогает нагляднее отобразить и рассмотреть многие процессы в экономике.
Объектом изучения и анализа в моей работе выступают:
- теоретическая категория «Естественная монополия»,
- деятельность российских предприятий-монополистов в транспортной, энергетической и жилищно-коммунальной отраслях экономики России,
- действия, предпринимаемые государством для регулирования их деятельности.
Первая глава работы
посвящена теоретическому
Глава 1.
Естественная монополия: основные черты, классификация.
Принято считать, что в отдельных направлениях хозяйственной деятельности объективно существует ситуация, когда функционирование хозяйствующего субъекта максимально эффективно при отсутствии конкуренции, т. е. на базе единственной фирмы, а не многих конкурирующих производителей. Потому что производство любого объема продукции, не имеющей близких заменителей на рынке, в рамках этой одной фирмы обходится значительно дешевле, чем в ряде фирм за счет так называемого эффекта масштаба.1
Существует много объяснений положительного и отрицательного эффекта масштаба. Экономия, обусловленная расширением масштабов производства, вызвана тем, что:
• по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении;
• на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование;
• больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства.2
На рис.1 показано, что одна естественная монополия может произвести количество товара Q*, затратив меньше издержек, чем каждая из двух фирм, которая произведёт только 1/2 Q*.
рис. 1 Возрастающая отдача от масштаба и естественная монополия 3
Поэтому на лицо выгодность и необходимость для общества такого производства.
Материальной основой предпринимательской деятельности субъекта естественной монополии, как правило, является распределенный по значительной территории инженерный объект или комплекс взаимосвязанных объектов, функционирующий как единое целое, т.е. сеть: телефонная, железнодорожная, газо-, водо-, тепло-, энергоснабжения, либо объекты, расположение которых обусловлено факторами природной среды - морские и речные порты, аэродромы. Применительно к такого рода объектам экономическая нецелесообразность их дублирования с целью развития конкуренции определяется как техническими аспектами их деятельности, так и большой стоимостью объектов (большими первоначальными вложениями капитала).4
Эффективность монопольного производства обусловлена особой значимостью для этих отраслей роста масштаба производства, когда долгосрочные средние издержки производителя достигают своего минимума и продолжают сохраняться на низком уровне в течение длительного времени вместе с ростом объема выпускаемой продукции. Чем выше объем выпуска продукции, тем ниже средние издержки, при этом предельные издержки ниже средних при всех уровнях объемах производства.
В такой отрасли наиболее эффективный масштаб производства товара близок к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Одна фирма целиком может обеспечивать весь спрос, предъявляемый на товар (услугу).5
«Ситуация естественной монополии порождается технологией, использующей значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение выпуска между большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более чем одного продавца приведет к значительному росту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек перед своими соперниками, а мелкие фирмы, в этих условиях, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка, т. е. возникают барьеры для других фирм».6
Поэтому естественные монополии выгодны как для общества, так и для государства, что объясняет их сохранение в национальном производстве.
К таким отраслям принято относить большинство предприятий, которые являются производством «общественных благ», то есть «общественного пользования», осуществляющих коммунальное обслуживание (электро-, газо-, водоснабжение, канализация), предприятия телефонной связи, железнодорожного и трубопроводного транспорта, автодорожное строительств, кабельное телевидение и другие услуги.7
В случае сокращения объемов преставления данных благ на тех же производственных мощностях постоянные издержки не уменьшатся, так как основные капиталовложение уже осуществлены, но при этом увеличатся средние издержки. Если в отрасли будут действовать несколько фирм, то весь объем производства распределится между ними и производство каждой из них будет меньшим. В этом случае (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на оборудование) средние издержки не достигнут своего минимального уровня.8
Еще одна причина существования монополии состоит в том, что одна - единственная фирма может обладать контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Как правило, это предприятия, которые имеют свободно невоспроизводимые элементы производства и инфраструктуры (редкие металлы, электроэнергия, линии электропередач, телефонные линии, железнодорожный транспорт, трубопроводы, трансформаторные подстанции, генераторы, насосное и водопроводное оборудование, очистные сооружения, военно-промышленное оборудование).
Немаловажной причиной существования естественной монополии состоит в государственном ограничении притока новых фирм в отрасль. Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. Это выражается в применении патентов и специальных лицензий, разрешающих деятельность тем субъектам, которым решит государство. В некоторых случаях правительство оставляет за собой право на монополию.9
В некоторых случаях одним из факторов, определяющих возникновение естественной монополии, является размер рынка. Когда спрос на товар монополиста невелик, то естественная монополия может оставаться, так как она полностью удовлетворяет спрос на рынке с низкими издержками. Однако по мере того как спрос растёт, нагрузка на фирму увеличивается и для полного удовлетворения спроса, вероятно, потребуется увеличить объем производства. Таким образом, с расширением рынка естественная монополия может перерасти в конкурентный рынок.
Основополагающие принципы и подходы к характеристике естественной монополии как экономической категории изначально были заложены в работах А. Маршалла, а также экономистов-неоклассиков. Значительную роль в разработке данной темы играют также работы таких экономистов, как С. Фишер, Дж. Кейнс, Ш. Монтескье, П. Самуэльсон, А., Ж. С, А. Смит.
Иными словами, сущность и эволюция понятия естественной монополии как экономической категории в различной степени являются объектом изучения большинства экономических школ с середины XIX века. Многообразие школ и направлений, сформировавших современную экономическую теорию как науку, предполагает наличие различных взглядов и подходов к вопросу выделения классифицирующих признаков естественной монополии и позволяет говорить об эволюции данного явления, сопутствовавшей развитию взглядов на сущность национальной экономики в целом. Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать категорию естественная монополия, необходимо рассмотреть ее основные черты:
Во-первых, фирмы, естественные монополисты, наиболее эффективно функционируют в том случае, когда на рынке отсутствует конкуренция. Дело в том, что это позволяет экономить на масштабах производства вследствие очень высоких издержек, а стоимость единицы услуги такой фирмы находится в обратной зависимости от числа ее потребителей;
Во-вторых, установлены барьеры входа на рынок для других фирм. Издержки, связанные с осуществлением функционирования естественной монополии, настолько высоки, что деятельность аналогичных по специализации фирм в принципе не может быть окуплена;
В-третьих, естественная монополия характеризуется низкой эластичностью спроса по цене. Товар, который поставляет на рынок фирма-монополист, уникален и не имеет заменителей или близких по свойствам аналогов. Поэтому потребительский спрос на него не меняется в зависимости от динамики цены. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности покупателей, поэтому они в любом случае будут ее потреблять;
Информация о работе Естественные монополии в экономике России