Естественные монополии в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является:
- рассмотрение подходов различных авторов к естественной монополии как экономической категории и определение содержания данного явления,
- выявление основных характеристик, а также причин и обоснованности возникновения естественных монополий в экономике,
- исследование важных функций естественных монополий,
- анализ деятельности естественных монополий в теории и практике,

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Естественная монополия: основные черты, классификация
Причины возникновения естественных монополий…………………… 5
Различные подходы к понятию «Естественная монополия» и ее основные черты…………………………………………………………... 8
Классификация естественных монополий…………………………….. 10
Глава 2. Функции естественных монополий в экономической системе России
Функции естественных монополий………………………………......... 14
Функционирование естественных монополий в различных сферах экономической деятельности…………………………………………… 16
Глава 3. Государственное регулирование естественных монополий
Цели государственного регулирования естественных монополий………………………………………………………………
Преобразования в естественно-монопольных отраслях экономики и их эффективность…………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных материалов……………………………………………

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное бюджетное.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

 

ОАО «РЖД»

     Деятельность Компании "Российские железные дороги" имеет стратегическое значение для развития экономики России, затрагивает жизнь практически всех ее граждан. От надежной и продуктивной работы железнодорожников зависит стабильность и благополучие не только РЖД, но и всего государства. Поэтому одной из основных задач ОАО "РЖД" является создание и поддержание достойных условий труда, социального благополучия работников компании, и Компания уделяет повышенное внимание социальной составляющей своей деятельности. Основным документом, закрепляющим обязательства ОАО РЖД перед работниками, является коллективный договор. В настоящее время в Компании действует коллективный договор на 2008-2010 гг.                                                                                                                  Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.16

   Учитывая огромную роль естественных монополий в экономике и госсекторе, представляется вполне оправданным рассмотрение и утверждение их инвестиционных программ в парламенте совместно с федеральным бюджетом, а текущих издержек – в правительстве, с выдачей соответствующих директив представителям государства в этих компаниях.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. 

Государственное регулирование естественных монополий

3.1 Цели государственного  регулирования естественных монополий

 

     « Структура народного  хозяйства России, сложившаяся со  времени перехода к рынку, характеризовалась  несбалансированностью и в частности  межотраслевой диспропорциональностью.

     Для России характерна  неоднородность отраслей по эффективности. В экономике страны наблюдается технологическая многоукладность, связанная с параллельным сосуществованием доиндустриального (с большой долей ручного труда), индустриального, и постиндустриального производства (связанного с освоением космоса, с работой АЭС). Несбалансированность по эффективности имеет место и во внутриотраслевой структуре.

    Российские предприятия, ориентированные на удовлетворение спроса

почти всех отраслей экономики, оказались недостаточно гибки и адаптивны к переменам. Огражденный от угрозы конкуренции на внутреннем рынке монополизированный сектор демонстрирует недостаточную восприимчивость к нововведениям. Он менее последователен в проведении политики в области НТП и повышения качества выпускаемых товаров. Поэтому для развития производства и технологии, использования ресурсов с максимальной отдачей, а также цен на производимые товары, которые бы устраивали общество, чрезвычайно важно и необходимо, чтобы государство контролировало деятельность естественных монополий и при необходимости принимало меры по урегулированию». 17

     Основной задачей регулирования деятельности естественных монополий является создание барьеров для повышения цен на производимые блага или для искусственного ограничения объемов выпуска, что также может вести к повышению цен.

    Если рассматривать естественную монополию как объект государственного регулирования, то её можно разделить на две части: естественно-монопольное ядро (экономические и технологические границы рынка) и смежный естественно-монопольный сегмент (социальные и стратегические границы рынка), а также рассмотреть типы границ естественных монополий для того, чтобы выяснить, каким образом определяются государством методы и способы регулирования.18

  1. Экономические границы (рассмотрение строго теоретически, не учитывая никаких особенностей отраслей, не полностью отражая всю суть естественной монополии).
  2. Технологические границы (конкуренция не может существовать из-за технологических особенностей отрасли).
  3. Социальные границы (принцип общественной полезности - товары и услуги потребляются обществом, что определяет особую роль для населения).
  4. Стратегические границы (сферы, где конкуренцию необходимо ограничить в силу каких-либо причин, которые противоречат интересам политике государства).

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе я достаточно подробно исследовала понятие и сущность естественных монополий, их характерные признаки, причины их возникновения, деятельность в разных отраслях, а также их важную роль и функции во всей экономике. Кроме того, я проанализировала положительные и отрицательные моменты в этом явление, после чего могу сделать вывод, что состояние естественной монополии на рынке глубоко противоречиво, потому что его достоинства могут стать недостатками и наоборот. Также я выяснила, что разрешить существующие противоречия общество может только одним способом — государственным регулированием естественной монополии.

Таким образом, естественные монополии – это такие отрасли, деятельность и функционирование которых необходимо регулировать. В этом и состоит проблема естественных монополий, которая всегда имела особое место.

       Сохранение баланса между интересами населения и монополистами – это очень непростая задача. Для этого необходимо определять тарифы наиболее эффективным и справедливым образом, учитывая интересы обеих сторон. Также необходимо стимулировать предприятия естественных монополий к уменьшению издержек производства, улучшению качества обслуживания. Для осуществления всех этих задач созданы органы регулирования естественных монополий. Прежде чем принять какое-либо решение об изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательный анализ отрасли, учитывая все необходимые аспекты их деятельности.

Множество мнений существует на счёт решения проблемы регулирования естественных монополий. Но как было написано ранее, роль государства – нахождение и сохранение баланса между потребителями и производителями. И в решении данной проблемы необходим компромисс.

Компромисс заключается в снижении темпа роста тарифов. На мой взгляд, это наиболее правильное решение. В таком случае никто не останется в проигрыше. Учитываются интересы обеих сторон: монополии будут получать достаточные средства, чтобы не сокращать количество инвестиционных программ, а население не будет вынуждено много платить за коммунальные услуги, что позволит избежать массовых неплатежей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных материалов

 

    1. Нормативно-правовые акты:
  1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О естественных монополиях», ст. 3,4 // www.fas.gov.ru/legislative-acts _50820.html– Федеральная Антимонопольная Служба России – нормативно-правовые акты.
  1. Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // www.fas.gov.ru/legislative-acts– Федеральная Антимонопольная Служба России – нормативно-правовые акты.
  2. Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 183-ФЗ "О ратификации Соглашения о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий" // base.garant.ru – информационно-правовой портал гарант.
  3. Приказ ФАС России №515 "Об утверждении методики проверки соответствия ценовых заявок на продажу мощности требованию экономической обоснованности" // www.fas.gov.ru/legislative-acts– Федеральная Антимонопольная Служба России – нормативно-правовые акты.
    1. Книги:

 

    1. Статьи из периодических  изданий:
  1. Байдин В.Е. «Институциональные аспекты реформирования электроэнергетической отрасли» // Российское предпринимательство №10’2/2009
  1. Ильин В.А. «Реформы интегрированных производственных структур в сфере естественных монополий» // Российское предпринимательство №8’1/2011
  2. Ираева Н.Г. «Конкуренция на рынке электроэнергетики» // Российское предпринимательство №11’2/2009
    1. Литература на иностранных языках:
  1. McConnell C.R., Brue S.L. Economics: principles, problems and policies.  17 rev ed/ 2007 / by The McGraw-Hill Companies, Inc.
    1. Интернет-ресурсы:
  1. www.fas.gov.ru – официальный сайт Федеральной Антимонопольной Службы России
  2. base.garant.ru – информационно-правовой портал Гарант.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Таблица 1. Типы границ естественных монополий.19

 

Сферы деятельности

Тип границ

Характеристика

Естественно-монопольное ядро

Экономические

Конкуренция экономически неэффективна

Технологические

Конкуренция невозможна в силу технологии процесса

Смежный естественно-монопольный сегмент (конкуренция возможна)

Социальные

Конкуренция неэффективна с точки зрения общественной полезности

Стратегические

Конкуренция противоречит интересам государства


 

1 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс, М.: ИНФРА-М, 2009 , Т.2. Гл. 26, с.94

2 А.С. Булатов Экономика учебник. — М.: Экономистъ, 2008, с 160

3 Агапова т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. 9-е изд., М. Маркет ДС. 2009, с.119.

4 Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М. 2007, ч.2, с.190.

5 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс, М.: ИНФРА-М, 2009 , Т.2. Гл. 26, с.101

6 Чепурин М.Н.,Киселева Е.А. Курс экономической теории, Киров «АСА», 2007, с.157

7 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс, М., 2011, Т.1. Гл. 6, с.99-100.

8 Чепурин М.Н.,Киселева Е.А. Курс экономической теории, Киров «АСА», 2007, с.159

9 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс, М.: ИНФРА-М, 2009 , Т.2. Гл. 26, с.95

10 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О естественных монополиях"

11 Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 2007, с.192.

12 Журавлева Г. П. Макроэкономика. Учебное пособие, М. Инфра 2010, с.116

13 ст. 4 Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О естественных монополиях»

14 Сборник статей  Труды Института проблем естественных монополий, вып. 2 – Москва: ИПЕМ, 2007, с. 165

 

15 Сборник статей Труды Института проблем естественных монополий, вып. 2 – Москва: ИПЕМ, 2007, с.166

 

16 Сборник статей Труды Института проблем естественных монополий, вып. 2 – Москва: ИПЕМ, 2007, с.167

 

17  А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная, Макроэкономика. Теория и российская практика: уч. М.: КНОРУС— 2009, с.116

18 См. Приложение 1, табл. 1.

19 Саакян Ю. Федеральный справочник. М.,2008

 


 



Информация о работе Естественные монополии в экономике России