Естественные монополии и их место в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Формы и виды монополий……………………………………………………..4
2. Естественные монополии……………………………………………………...7
3. Нормативно-правовая основа естественных монополий……………………9
4. История возникновения и развития монополий в России………………....11
5. Естественные монополии в России……………………………………….....13
5.1. Электроэнергетика…………………………………………………...13
5.2. Газовая промышленность…………………………………………....14
5.3. Железнодорожный транспорт…………………………………….....15
6. Методы регулирования деятельности естественных монополий……….....17
7. Функции и полномочия органов регулирования естественных монополий………………………………………………………………………..19
8. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях………………………………..26
9. Реформирование структуры Российских естественных монополий……....30
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список литературы……………………………………………………………....35

Файлы: 1 файл

Курсовой по экономической теории Естественные монополии.doc

— 223.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Читинский институт (филиал)

Байкальского государственного университета экономики  и  права

Кафедра Экономики и управления

 

 

                                                                                                                                                

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория»

 

Естественные монополии и их место

в экономике России

 

 

 

Исполнитель: Смокталь Ю.Н.

Группа  ПУП -08 с

 

Руководитель: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Чита 2010 .

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

1. Формы и виды монополий……………………………………………………..4

 

2. Естественные монополии……………………………………………………...7

 

3. Нормативно-правовая основа естественных монополий……………………9

 

4. История возникновения и развития монополий  в России………………....11

 

5. Естественные монополии в России……………………………………….....13

              5.1. Электроэнергетика…………………………………………………...13

              5.2. Газовая промышленность…………………………………………....14

              5.3. Железнодорожный транспорт…………………………………….....15

 

6. Методы регулирования деятельности естественных монополий……….....17

 

7. Функции и полномочия органов регулирования естественных

монополий………………………………………………………………………..19

 

8. Юридическая ответственность за нарушение

законодательства о естественных монополиях………………………………..26

 

9. Реформирование структуры Российских естественных монополий……....30

 

 

Заключение…………………………………………………………………….....34

 

Список литературы……………………………………………………………....35

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

    Существует  огромное  количество  различных  рыночных  состояний,   что

позволяет    говорить    о    несовершенстве    рынков    и    рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.

Рынки, на которых либо покупатели, либо  продавцы  принимают  в  расчет свою способность воздействовать  на  рыночную  цену,  являются  несовершенно конкурентными.

    Монопольное  положение  является  желанным  для  каждого  производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого  ряда  проблем  и  рисков, связанных с конкуренцией. А также  монопольное  положение  дает  возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать  конкуренцию  на рынке определенного товара и влиять на  процесс  ценообразования,  добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.

    Монополия представляет собой крайний случай несовершенной  конкуренции, где  имеется  один-единственный  продавец  и  отсутствует  возможность   для вхождения других.

    Но существуют рынки,  на  которых  конкуренция  нежелательна  или  даже невозможна, поскольку наличие более  чем  одного  продавца  приводило  бы  к росту издержек.

    Если  производство  любого  объема  продукции  одной  фирмой  обходится дешевле, чем его производство двумя  или  более  фирмами,  то  говорят,  что отрасль называется естественной монополией.

 

 

 

 

 

 

              1. Формы и виды монополий.

 

       Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение, выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».

       Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции.

       Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

       Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

       Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

       Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких взглядов — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

       Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

       Современная теория выделяет три типа монополий:

       1)монополия отдельного предприятия;

       2)монополия как соглашение;

       3)монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

       Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

       Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.

       Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

       Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

 

 

              2 Естественные монополии.

 

    "Естественная  монополия  -  состояние  товарного  рынка,  при  котором

удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие  конкуренции  в силу технологических  особенностей  производства  (в  связи  с  существенным понижением издержек  производства  на  единицу  товара  по  мере  увеличения объема  производства),  а  товары,  производимые   субъектами   естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи  с чем спрос на  данном  товарном  рынке  на  товары,  производимые  субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на  этот товар, чем спрос на другие виды товаров.  Субъектом  естественной  монополии является хозяйствующий субъект  (юридическое  лицо),  занятый  производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии".

      Естественная монополия существует, когда эффект ее масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея  более низкие  издержки,  чем  были  бы  издержки  у  ряда  конкурирующих   с   ним хозяйствующих субъектов. Крупные  предприятия  обладают  лучшей  технической оснащенностью  и  большей  мощностью,  за  счет  чего  происходит  повышение производительности труда и понижение  издержек  на  единицу  продукции,  что означает  более  эффективное  использование  ресурсов.  В   связи   с   этим естественная монополия  становится  желаемым  явлением  для  общества,  хотя монопольная природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.

    Еще одной особенностью естественных  монополий  является  существование очень  высоких   входных   барьеров   в   отрасль.   Наличие   единственного производителя, у которого эффект от  масштаба  производства  слишком  велик, определяет тот размер капитала,  который  нужен  для  вхождения  в  отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго  такого  производителя (значительны постоянные  затраты).  Для  данных  видов  деятельности  размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок  к  100% от объема внутреннего потребления данных благ,  что  соответствует  как  раз одному эффективному производителю в отрасли.

    Естественной монополией  обладают  собственники  и  иные  хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не  воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые  земельные  участки, пригодные для возделывания и  выращивания  на  них  чая,  виноградников),  а также сюда  относятся  целые  отрасли  инфраструктуры,  которым  свойственны особо важное и стратегическое значение  для  всего  общества:  коммуникации, линии  электропередач,  нефте -  и  гозопроводы,  железнодорожный  транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и  канализация,  военно-промышленный комплекс и т.п. Как правило,  подобные  естественные  монополии находятся в собственности  государства  или  действуют  под  его  контролем. Государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само  решает, какие  конкретно  отрасли  народного  хозяйства  или отдельные   виды хозяйственной деятельности надлежит отнести к естественным монополиям.

Информация о работе Естественные монополии и их место в экономике России