Естественные монополии и их место в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Формы и виды монополий……………………………………………………..4
2. Естественные монополии……………………………………………………...7
3. Нормативно-правовая основа естественных монополий……………………9
4. История возникновения и развития монополий в России………………....11
5. Естественные монополии в России……………………………………….....13
5.1. Электроэнергетика…………………………………………………...13
5.2. Газовая промышленность…………………………………………....14
5.3. Железнодорожный транспорт…………………………………….....15
6. Методы регулирования деятельности естественных монополий……….....17
7. Функции и полномочия органов регулирования естественных монополий………………………………………………………………………..19
8. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях………………………………..26
9. Реформирование структуры Российских естественных монополий……....30
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список литературы……………………………………………………………....35

Файлы: 1 файл

Курсовой по экономической теории Естественные монополии.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

      Уникальность ресурсной базы и наличие  развитой  системы  газопроводов определяет устойчивость позиций "Газпрома"  на  мировом  рынке.  В  создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны  Западной  Европы,  где подобная система только начинает формироваться. Так,  в  Германии  "Газпром" имеет мощную систему  газопроводов,  позволяющую  выйти  непосредственно  на потребителя и тем самым существенно повысить  выручку  от  реализации  газа. "Газпром"  создал  ряд  альянсов  с  крупнейшими   западными   корпорациями, позволивших  объединить  технологический,  финансовый  и  научно-технический потенциал  компаний.  Так,  объединение  с  группой  "Wmtershall"  (дочернем предприятии концерна "BASF") дает "Газпрому" возможность  контролировать  до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.

      Входящие в систему  "Газпрома"  как  крупные,  так  и  менее  значимые

предприятия фактически остаются его производственными  подразделениями,  они не  являются   собственниками   ни   своих   активов,   включая   права   на недропользование, ни своих доходов. С правовой точки зрения - это  унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.

 

    

 

 

5.3. Железнодорожный транспорт.

 

      На долю железных дорог приходится около 77%  грузооборота  всех  видов транспорта  общего  пользования   страны   и   45%   пассажирооборота,   что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.

      Основная  продукция  отрасли  (перевозки)  создается,   как   правило,

несколькими предприятиями - железными  дорогами,  то  есть  на  уровне  всей отрасли.   Отсюда    необходимость    централизованного    формирования    и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов  для развития  железнодорожной  сети,  приобретения  и  ремонта  железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса.

    В  России  показатели  производительности  российских  железных  дорог,

оцениваемых по количеству тонно-километров, приходящихся на одного  занятого на перевозках в 2,5 - 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии н  Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в  США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные  дороги нерентабельны:  убытки  достигают  50%  и  компенсируются   государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются  за  счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с  прибылью  (при  том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем  в  западных странах).

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

              6 Методы регулирования деятельности естественных монополий

 

    Назначение государственно-правового регулирования  -  соблюсти,  а  при

необходимости   уравновесить   баланс   интересов   субъектов   естественных

монополий и потребителей.

    Высокая  экономическая  эффективность  естественных  монополий   делает недопустимым  их  дробление,  но  с   другой   стороны   их   бесконтрольная деятельность способна принести значительный  вред,  поэтому  государство  не может воздерживаться от регулирования естественных монополий.

    Суть  любого  регулирования   состоит   в   упорядочении   деятельности

участников  социального  общения,  прежде  всего  в  установлении  для   них

определенных правил поведения, в данном  случае  -  в  рыночных  отношениях. Регулирование  является   основной   формой   воздействия   государства   на естественные монополии, и его специфика проявляется в его методах,  которыми Федеральные антимонопольные органы не наделены.

    Специально образованные федеральные  органы  исполнительной  власти  по регулированию естественных монополий по своим структуре и функциям, а  также полномочиям  и  порядку  их  осуществления  они  имеют  много   сходного   с федеральными антимонопольными органами. Они устанавливают цены на  продукцию монополии и определяют  состав  потребителей  продукции,  которым  монополия обязана поставлять свою продукцию.

    Во  всех  узаконенных  сферах   деятельности   естественных   монополий

образуются органы регулирования  естественных  монополий.  Один  федеральный орган  исполнительной  власти  может  регулировать  сразу   несколько   сфер деятельности естественных монополий и совсем необязательно  в  каждой  сфере иметь  отдельный  орган.  Для  осуществления  своих  полномочий  они  вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в  пределах своей   компетенции.   Территориальные   органы   создаются   с   разрешения Правительства РФ и образуют вместе  с  соответствующим  федеральным  органом единую  систему   регулирования   в   соответствующей   сфере   естественной монополии.

    Первой Указом Президента УФ от 19 ноября 1995 г. №1194 была  образована Федеральная  энергетическая  комиссия  Российской  федерации  (ФЭК  РФ)  как федеральный  орган  исполнительной  власти  по  регулированию   естественных монополий в следующих сферах:  транспортировка  нефти  и  нефтепродуктов  по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по  трубопроводам;  услуги по передаче электрической и тепловой энергии. Указом  Президента  РФ  от  25

января 1996г. №96 была образована Федеральная  служба  Российской  Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС России).

    Последней  по  счету  была  образована  Федеральная  служба  Российской

Федерации по  регулированию  естественных  монополий  на  транспорте  (ФСЕМТ России). Она имела  статус  федерального  органа  исполнительной  власти  по регулированию естественных монополий  в  следующих  сферах:  железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.Согласно Указу Президента РФ от 22 сентября 1998г. №1142  "О  структуре федеральных органов исполнительной  власти"  Федеральная  служба  России  по регулированию естественных монополий в области связи  и  Федеральная  служба России по регулированию естественных монополий на транспорте упразднены.  Их функции переданы вновь  образованному  Министерству  РФ  по  антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. К  этому  министерству  перешли  и функции упраздненных Государственного комитета РФ по  поддержке  и  развитию

малого  предпринимательства,  а  также   Государственного   антимонопольного комитета РФ.

                    7 Функции и полномочия органов регулирования естественных монополий.

 

 

    Только   органы   регулирования   естественных    монополий    наделены

полномочиями принимать решение о включении в реестр  субъектов  естественных монополий либо об исключении из реестра.  Сформирование  и  ведение  реестра субъектов  естественных  монополий,  в  отношении   которых   осуществляются государственные регулирование и контроль, является первой исходной  функцией органов регулирования естественных монополий.

      Федеральный закон "О естественных монополиях" ничего не говорит о том, кто устанавливает порядок ведения реестра субъектов естественных  монополий. Ничего по этому поводу не сказано и в положениях  об  отдельных  федеральных органах исполнительной  власти,  осуществляющих  регулирование  деятельности субъектов  естественных  монополий.  Очевидно,   порядок   ведения   реестра надлежит   устанавливать   самим    органам    регулирования    деятельности естественных  монополий.  Поскольку  субъект  естественной  монополии,   как правило,   производит   не   только   естественно-монопольные   товары,    а осуществляет еще и иную предпринимательскую деятельность,  то  в  реестре  в любом случае должно быть точно и исчерпывающе указано, какой  конкретно  вид его хозяйственной деятельности  подлежит  государственному  регулированию  и

контролю.

    Органы регулирования естественных монополий принимают обязательные  для субъектов  естественных  монополий  решения  о  введении  регулирования,   о применении    к    субъекту    естественной    монополии     предусмотренных законодательством  конкретных  методов  регулирования,  в   том   число   об установлении цен (тарифов). Определяющую роль  при  этом  играет  решение  о применении  методов  регулирования,  которое   влечет   включение   субъекта естественной монополии в реестр и введение механизма контроля.

      Федеральным  законом  "О  естественных  монополиях"  установлены   два специфических метода (применение иных методов не допускается):

    1. Органы регулирования естественных монополии могут применять ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

    Во  многих  странах  цены  естественных  монополий  на   первом   этапе

либерализации прямо  регулировались  государством.  Но  в  условиях  высокой инфляции и резких изменений относительных цен пересмотр  тарифов  и  цен  непоспевал  за  ростом  издержек,  и  была  принята  на  вооружение   практика регулирования ценообразования по различным формулам,  и  одновременно  стала осуществляться приватизация или коммерциализация естественных монополистов.

    Государство не вправе использовать  ценовое  регулирование  в  рыночных

отношениях, т.к. согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается  по цене, установленной соглашением сторон. И только в  предусмотренных  законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, станки и т.п.),  устанавливаемые или регулируемые уполномоченными  на  то  государственными  органами.  Такое исключительное право  и  предоставлено  органам  регулирования  естественных монополий.  Этот  метод  логично   вытекает   непосредственно   из   понятия естественной монополии, существенный элемент которого  -  неэластичные  цены на ее товары. Само ценовое регулирование осуществляется  путем  установления либо  фиксированной  цены,  либо  предельного  уровня  цен  (тарифов),  либо предельных коэффициентов изменения цен  (тарифов)  на  товары,  производимые (реализуемые) субъектом естественной монополии.

  Он заключается  в  том,  что  государство требует (и контролирует), чтобы устанавливаемая монополистом цена  равнялась его  предельным  издержкам.   Тем   самым   обеспечивается   эффективный   с народнохозяйственной  точки  зрения   объем   производства   и   потребления продукции естественной монополии, что часто ведет к убыткам и  необходимости субсидировать монополию за счет государственных средств.

    б. Метод средних издержек состоит в том, что вся  прибыль  монополиста,

за  исключением  нормальной,  изымается  (то   есть   цена   равна   средним

издержкам). Этот метод может дать  результат,  при  котором  продукта  будет производиться слишком мало  по  сравнению  с  необходимым  для  эффективного функционирования  экономики  в  целом,  и,  с  другой  стороны,  не  создает заинтересованности в минимизации издержек:  монополист  заранее  знает,  что его расходы будут компенсированы.

   Метод установления потолка цен обычно приводит к дефициту продукции.

    Субсидирование естественных  монополий.  Многие  страны  с  рыночной экономикой  в  умеренной  степени  используют  этот   метод,   придерживаясь варианта предельных издержек.  Суть  практики  перекрестного  субсидирования состоит  в  том,  что  одни  потребители  продукции  естественной  монополии получают ее, но по более низким ценам за счет других, на которых  фактически возлагается дополнительное бремя.  В  наиболее  тяжком  положении  оказались промышленные предприятия, которые  фактически  субсидируют  льготные  тарифы для населения.

    Недостатки подобной практики  заключаются  в  существенном  ограничении потенциала развития и  конкурентоспособности  российской  промышленности;  в противоречии  экономической  логике  (себестоимость  продукта   естественных монополий для крупных  оптовых  покупателей  ниже,  чем  для  индивидуальных потребителей);  возложении  на  естественные  монополии  несвойственных   им функций социальной политики.

    Неудивительно, что социальная эффективность этого своеобразного  налога на промышленных потребителей крайне  низка:  дотация  распределяется  не  по нуждаемости, а по объему потребления  услуги.  Это  означает,  что  наиболее благополучные слои населения получают больше, чем наименее  защищенные,  для кого, собственно, и должна предназначаться подобная помощь.

    Однако  не  существует  наилучшей  для  всех  условий  схемы,   которая

обеспечивала  бы  безотказную  реализацию  целей  общества,  —  производства необходимого  объема  продукции  с  минимальными  издержками.  Как  правило, эффективной оказывается система мер, включающая сочетание элементов  частной собственности и государственного контроля посредством  установления  жестких правил ценообразования.

 

      2. Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию,  и (или)   установление   минимального   уровня   их   обеспечения   в   случае невозможности  удовлетворения  в  полном  объеме  потребностей   в   товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной  монополии.  Необходимость его  применения  прямо  детерминирована  природой  естественных   монополий. Производимые в них товары нередко объективно ограничены по  своим  ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы  (полное  использование  разведанных  месторождений, сокращение  добычи  и  т.  п.).  Это  обстоятельство   позволяет   субъектам

Информация о работе Естественные монополии и их место в экономике России