Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:42, курсовая работа
Данная тема очень важна для каждого государства, а для России в особенности, потому что жилищно- коммунальная проблема всегда является болезненным местом Россиян. Вопрос о жилищно-коммунальной реформе в настоящее время является одним из наиболее острых. Он затрагивает интересы как физических, так и юридических лиц. После продуктов питания жилищно-коммунальные услуги занимают второе место в структуре расходов подавляющего большинства граждан России. Из сказанного видно, жилищно-коммунальная реформа сегодня несет не только экономическую, но и социальную нагрузку. Услуги ЖКХ постоянно дорожают, Россияне даже не всегда знают по какой причине происходит повышение той или иной цены. Именно с позиции интересов населения следует в первую очередь рассматривать приоритеты изменения экономических отношений в данной сфере. Наша задача разобраться, почему так получается, и узнать, откуда складываются цены на ЖКХ.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие естественной монополии………………………………………4-6
1.1 Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России……………………………………………8-9
2. Закон РФ о регулировании естественных монополий…………….9
2.1.Сущность закона………………………………………9-10
2.2. Пример по России…………………………10-11
3.Проблема жилищно-комунальной реформы в России…………11
3.1Сущность, состав и структура жилищной сферы………11-15
3.2Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях……15-22
3.3Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы….22-30
3.4 Графическая модель регулирования ценообразования естественной монополии………………30-40
Заключение…………………………………………40
Список литературы………………………………………….41-42
совершенствование системы обеспечения жильем социально незащищенных категорий населения (разработка эффективных систем целевой поддержки социально незащищенных групп населения, усиление принципа адресности государственной и муниципальной помощи, предоставление бесплатного или дешевого муниципального жилья и т.д.);
совершенствование градостроительных, архитектурно-планировочных и экологических подходов к формированию благоприятной жилой среды (развитие качественной малоэтажной и смешанной застройки, переход от типовых проектов к индивидуальным и образцовым, развитие комплексной застройки, включающей благоустройство территории);15
повышение качества эксплуатации жилищного фонда (существенное улучшение содержания и ремонта жилищного фонда, экономия энергетических ресурсов, стимулирование снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, развитие систем самоорганизации граждан).16
Как показывает богатый зарубежный опыт, наиболее перспективным и массовым направлением решения жилищной проблемы является кредитование граждан и, в первую очередь, ипотечное кредитование, которое подразумевает выдачу кредита на длительный срок под залог недвижимости.
Исходя из опыта развитых стран, в которых жилищная проблема практически решена, можно определить следующие характерные черты функционирования жилищной сферы:
- большая часть жилищного фонда города находится в частной или коллективной собственности, а городской жилищный фонд составляет лишь незначительную часть (10-15%);
-заметная доля горожан является собственниками жилья, в котором они проживают, а остальные нанимают квартиры в частном или муниципальном фонде;
-собственники жилья несут все расходы на его содержание, ремонт и восстановление и выплачивают страховые взносы и налоги на недвижимость;
-оплата найма в частном фонде покрывает все затраты собственника жилья и прибыль домовладельца, а в муниципальном фонде - затраты муниципалитета (без прибыли);
- ставки за наем жилья всех форм собственности во многих городах страны и странах регулируются муниципалитетом 17с помощью косвенных экономических рычагов;
-субсидии на содержание жилья выплачиваются для ограниченной части нанимателей с низкими душевыми доходами;
- работы по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству жилья определяются собственником с учетом действующих норм и правил, принятых в данном городе (регионе) на договорной основе; интересы собственника может представлять компания по управлению недвижимостью;
- приобретение жилья в большинстве случаев осуществляется в кредит на длительный срок (10-25 лет); используются разные формы кредитования, в том числе ипотечные кредиты под залог недвижимости;
-уровень дохода большинства населения позволяет полностью оплачивать наем жилья или содержать его в качестве собственника, вносить первоначальный взнос на строительство и выплачивать соответствующие проценты;
- строительство и сдача внаем жилья является прибыльной коммерческой сферой и потому привлекательны для частного капитала.
Для практической реализации приведенной выше системы необходимы следующие условия:
- наличие развитого рынка жилья и подрядных работ;
-достаточно высокий уровень жизни большинства населения;
- устойчивое и надежное действие механизма инвестирования, долгосрочного кредитования и страхования;18
-развитая правовая основа рыночных механизмов;
- политическая, социальная и экономическая стабильность.
К сожалению, эти условия в нашей стране пока не сложились, и потому быстрый переход к рассматриваемой системе невозможен. Но это не означает, что решение жилищной проблемы должно быть отодвинуто на долгий срок. Развитие жилищного строительства и повышение уровня содержания жилищного фонда возможно и в современных условиях при наличии благоприятных условиях при наличии благоприятных тенденций изменения макроэкономической ситуации в стране.
Важнейшими результатами реформы должны стать существенное улучшение жилищных условий населения, обеспечение нормативных требований к содержанию жилищного фонда и повышение уровня жилищно-коммунального обслуживания потребителей. Для достижения ожидаемых результатов необходимо соблюдение определенных условий, основными из которых являются наличие развитого рынка жилья и подрядных работ, повышение уровня доходов граждан, наличие экономико-правового механизма инвестирования, долгосрочного кредитования и страхования в жилищной сфере, а также политическая и социально-экономическая стабильность. Как уже отмечалось выше, эти условия в полной мере в большинстве городов страны на современном этапе не выполнены, но если же вообще не принимать мер по ее преобразованию, то ситуация может серьезно ухудшиться и миллионы людей останутся без тепла, электричества, воды, газа и даже без крыши над головой.
В настоящее время руководством страны и администрацией ряда городов и регионов приняты важные документы, определившие содержание реформы ЖКХ. В ряде регионов и городов страны разработаны программы реформирования ЖКХ.
В настоящее
время имеются два
При втором подходе
приоритет отдается структурной
перестройке хозяйственных
Важнейшей стратегической целью развития жилищной сферы является повышение качества жизни путем улучшения жилищных условий, повышения сохранности жилищного фонда и уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан в соответствии с действующими стандартами качества. Исходя из этой базовой цели, формируются целевые ориентиры:
- снижение производственных издержек;
-снижение расходов городского бюджета на содержание жилищной сферы;
-смягчение для населения негативных последствий реформы;
-повышение уровня жилищной обеспеченности населения;
-повышение качества жилья;
- повышение уровня технического содержания жилищного фонда;
-повышение качества коммунальных услуг по водо-, газо-, электро- и теплоснабжению;
-обеспечение потребностей населения в холодной воде, горячем водоснабжением, в теплоснабжении, в электроэнергии;
- повышение качества содержания придомовых территорий и др.20
Как следует
из этого перечня целевых
Перечень целевых ориентиров и показателей с их количественными значениями приведен в табл.1. Отметим, что ряд целевых показателей измеряется в относительных величинах или в баллах в соответствии с действующими или перспективными стандартами, нормами и методиками:
5 баллов - полное
соответствие стандартам
4 балла - соответствие
стандартам качества по
3 балла - выполнение стандартов лишь по важнейшим параметрам (удовлетворительное качество);
2 балла - невыполнение ряда важнейших параметров (не вполне удовлетворительное);
1 балл - полное
несоответствие стандарту (
Оценка уровня и качества работ и услуг в жилищной сфере должна проводиться с установленной периодичностью и привлечением вневедомственной экспертизы, а также обязательно сопровождаться социологическими опросами населения. Тем самым оценивается уровень достижения целей и эффективность реализации проводимых мероприятий.
Основным вопросом
реформирования жилищной системы в
настоящее время является обоснование
приоритетных направлений и первоочередных
мероприятий реформы с
Важнейшей подсистемой является финансовая. Разработка механизма финансирования в настоящее время является приоритетной. Это особенно важно в условиях поэтапного перехода отраслей жилищно-коммунальной сферы на самофинансирование. В связи с этим необходимо разработать программу перехода жилищного хозяйства на принципы самофинансирования, выявить источники ресурсообеспечения и возможности их привлечения.22
Необходимым условием организации эффективного управления ЖКХ является полная, достоверная и своевременная информация о состоянии жилищного фонда и коммунальных объектов, об уровне и качестве жилищно-коммунального обслуживания населения, о процессах, происходящих в различных его звеньях, с позиции комплексной оценки результатов развития ЖКХ.
Содержание программы реформирования и развития жилищного хозяйства города. Программа имеет следующую структуру: анализ ситуации, обоснование целей и задач, прогнозирование ситуаций и оценка последствий принимаемых решений, принятие конкретных мер и разработка механизма их реализации.
Основными этапами разработки программы являются следующие.
- Анализ сложившихся условий и достигнутого уровня развития жилищной сферы на данной территории, включая уровень жилищной обеспеченности и жилищного обслуживания населения, выявление и постановка реальных проблем.
- Формулировка целей по улучшению жилищной обеспеченности горожан и развитию жилищного хозяйства района, прогнозирование важнейших показателей данной сферы.
- Обоснование основных направлений и первоочередных мероприятий по решению жилищной проблемы и повышению уровня жилищного обслуживания населения в районе.
- Разработка механизма реализации намеченных целей.
На первом этапе целесообразно обратить внимание на содержание и важнейшие аспекты жилищной проблемы на данной территории. Формирование данного раздела программы целесообразно начать с характеристики состава, структуры и уровня благоустройства жилищного фонда района. При этом определяется размер жилищного фонда и его распределение по принадлежности, формам собственности, уровню капитальности, срокам постройки и по техническому состоянию.
Формулируя цели
программы, необходимо обосновать важнейшие
направления и методы по решению
жилищной проблемы и повышению уровня
жилищно-коммунального
Прогнозирование развития жилищного комплекса проводится на основе достигнутого уровня жилищной обеспеченности в базисном периоде, действующих нормативов, принятых ориентиров и потенциальных возможностей ресурсного обеспечения. В связи с наличием нестабильных факторов развития прогнозы целесообразно разрабатывать в нескольких вариантах, отличающихся возможностью привлечения бюджетных средств и централизованного финансирования.
Информация о работе Естественные монополии и проблема жилищно коммунальной реформы в России