Ценообразование в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

целью данной курсовой работы является изучение цены и ценообразования в рыночной экономике. Задачи курсовой работы:
1) изучение цены как экономической категории с точки зрения различных теоретических подходов;
2) изучение функций и видов цен в экономике;
3) рассмотрение особенностей ценообразования в украинской экономике.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….…
Раздел 1. Сущность, функции и виды цен………………………….................
1.1. Сущность и функции цен………………………………………....
1.2. Виды цен…………………………………………………………..
1.3. Методы установления цены на товар………………………………….
1.4. Цели, постановка задач ценообразования……………………
Раздел 2. Ценообразование и различных типах рынка. Проблемы украинского ценообразования
……………………………….
2.1. Ценообразование при различных типах рыночной структуры….....
2.2. Проблемы украинского ценообразования ………………..……...
Заключение…………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………….…...

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 70.45 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

КРИМСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ГВУЗ  «КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ВАДИМА ГЕТЬМАНА» 

кафедра экономической теории 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по учебной  дисциплине "Основы экономической  науки "

на тему: « Ценообразование в рыночной экономике» 
 
 

Студентки курса, группа

                                                       специальность « Финансы»

                                               Научный руководитель

                                    
 
 

Курсовая работа защищена “___”__________20___г.

Оценка “___________” 
 

Город. Н

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………….… 
Раздел 1. Сущность, функции и виды цен………………………….................

    1. Сущность и функции цен………………………………………....
 
    1. Виды цен…………………………………………………………..
 
    1. Методы  установления цены на товар………………………………….
 
    1.  Цели, постановка задач ценообразования…………………… 

Раздел 2. Ценообразование и различных типах  рынка. Проблемы украинского ценообразования

……………………………….

 
2.1. Ценообразование при различных типах рыночной структуры….....
 

2.2. Проблемы украинского ценообразования ………………..……... 

Заключение……………………………………………………………. 

Список  литературы……………………………………………….…...  
 
 
 
 
 
 

"Цена и ценообразование  являются центральными элементами  рыночной экономики. Цены обслуживают  весь оборот по приобретению  и реализации товаров. В самом  общем виде цена представляет  собой сумму денег, которую  покупатель уплачивает продавцу  за приобретаемый товар. В условиях  рыночной экономики цена является  характеристикой товара на рынке.  В ней концентрируются такие  основные понятия рыночной экономики,  как потребность, запросы, спрос,  предложение и т. д. Благо  производится в предположении  того, что оно станет товаром  и принесет доход. Само наличие  блага не означает существования  его ценности: последняя не является  объективно присущим свойством  продукта. Как реальное явление  ценность – это определенное  экономическое отношение между  покупателями и продавцами, возникающее  по поводу товара при совершении  сделки купли-продажи. С точки  зрения теории потребления, ценность  товара определяется его полезностью.  В самом деле, для потребителя  продукт «приобретает» ценность  лишь в случае, если потребитель  относится к нему как к средству  удовлетворения некой потребности.  Однако существует также ценность  для продавца блага. Значит, понятие  ценности включает учет не  только полезности, но и издержек  производителя, как фактора формирования  ценности и потребительских благ. Итак, ценность товара – продукт  взаимодействия покупателей и  продавцов, особое экономическое  отношение, возникающее при равенстве  общественно необходимых полезности  и издержек. Теперь уточним связь  между ценностью и ценой. Цена  – это денежное выражение ценности  товара. Она относительно полно  или ориентировочно отражает  в денежном выражении затраты  общественного труда, материала,  затраты на обязательные платежи,  получение прибыли, с учетом  прочих расходов на производство  данного вида изделия. В рамках  рыночного подхода цена - это форма  выражения ценности благ, проявляющихся  в процессе их обмена. Прослеживается  связь цены товара с ценностью,  полезностью как объекта потребления.  Цена товара проявляется только  в условиях его обмена на  деньги или на другой товар.  Потому что вне рынка, без  купли-продажи нет цены. Значительный  вклад в развитие теории цен  и ценообразования внесли такие  классики экономической мысли,  как У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо,  К. Маркс, Л. Вальрас, Дж. Б.  Кларк, А. Маршалл, В. Парето  и др. Их работы охватывают  широкий диапазон в анализе  рассматриваемой экономической  категории, начиная с создания  теории трудовой стоимости, теории  предельной полезности и завершая  современными направлениями неоклассического  синтеза, составляющие теоретическую  основу современных исследований  рыночного хозяйства.

В советский период проблеме ценообразования и прежде всего его основы - теории трудовой стоимости - большое внимание уделено  в трудах Р.Д.Белоусова, А.С.Гусарова, А.А.Дерябина, В.П.Дьяченко и ряда других экономистов. Вместе с тем практика экономического развития страны конца  второго тысячелетия показала недостаточную разработанность многих теоретических и практических вопросов ценообразования и регулирования цен в специфических условиях России при переходе к рынку, что проявилось через ряд отрицательных экономических и социальных последствий.

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение цены и ценообразования  в рыночной экономике.

Задачи курсовой работы:

1) изучение цены  как экономической категории  с точки зрения различных теоретических  подходов;

2) изучение функций  и видов цен в экономике;

3) рассмотрение особенностей ценообразования в украинской экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел  1. Сущность, функции и виды цен

1.1 Сущность и функции  цен

     Цены  и ценообразование являются одним  из ключевых элементов рыночной экономики. Цена - сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически  все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь  это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению  и использованию ВВП и национального  дохода.

     Стоимость любого товара, согласно трудовой теории, представляет собой "сгусток", "кристаллизацию" человеческого труда в его  общей форме, как затрат энергии, воли, сознания, целенаправленной деятельности очищенных от конкретных форм. Такой  труд получил название абстрактного труда.

     Величина  стоимости товара определяется количеством  труда, затраченного на его производство. Стоимость товара, как воплощенный  в товаре труд, проявляет себя в  меновой стоимости, т. е. в сопоставлении  одного товара с другим. Стоимость  всех товаров определяется их полными  издержками производства, т, е. рабочим  временем, требующимся для их изготовления, доставку и реализацию.

     Цена  товара в условиях рыночных отношений  является денежной формой стоимости  товара, произведенного на соответствующих  предприятиях. Цена, следовательно, выражает общественные отношения, свойственные гражданскому обществу. Поскольку стоимость  товара формируется под непосредственным контролем со стороны общества на основе плановых нормативов затрат труда, то и цена товара также испытывает на себе регулирующее воздействие со стороны общества в лице экономических  органов.

     Плановая  цена, как специфическая категория  госпредприятий характеризуется следующими особенностями.

     1. Плановая цена выражает собой  социалистические производственные  отношения. Цена при социализме  используется в качестве инструмента  планового управления производством, поскольку пропорциональная связь между различными отраслями производства устанавливается на основе учета движения факторов производства в денежной форме. Связь между государством и трудящимися осуществляется через торговлю и сферу услуг.

     2. Плановая цена определяется не  только до реализации товаров.  но и до начала производства. Плановое регулирование уровня  цен осуществляется на основе  учета действительного состояния  производства, а также посредством  воздействия общества на формирование  соответствующих условий для  функционирования производства, распределения,  обмена и реализации продукции.

     3. Плановая цена служит интересам  развития хозрасчетной самостоятельности  предприятий, так как через  цену происходит возмещение материальных  затрат и получение чистого  дохода, созданного трудовыми коллективами.

     Сущность  плановых и рыночных цен с наибольшей полнотой раскрывается в их функциях.

     Во-первых, с помощью цен выявляется и  измеряется стоимость товаров. Цена является средством измерения и  учета материальных затрат хозрасчетных производственных единиц, участвующих  в создании национального богатства  страны.

     Во-вторых, цена используется как средство стимулирования развития производства, стимулирования спроса и предложения товаров, исходя из условий производства и реализации товаров.

     В третьих, цена выполняет и такую  функцию, как средство, с помощью  которого осуществляется перераспределение  чистого дохода, воплощенного в стоимости  товара.

     В четвертых, цена является одним из действенных  средств воздействия на покупателя с точки зрения достижения баланса  между спросом и предложением.

     Первая  функция цен дает возможность  определить величину стоимости и  отдельного товара и всего совокупного общественного продукта, национального дохода, объема реализации, а также стоимостное соотношение различных подразделений общественного производства, различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Цена является важным соизмерителем не только общественных затрат на производство соответствующих материальных благ - с помощью цены выражаются различные варианты эффективности производства, к примеру, с помощью цены выражается и получаемый эффект от внедрения достижений науки и техники.

     Стимулирующая функция плановых цен проявляется  через механизм приближения цен  к общественно необходимым затратам труда. Цены, соответствующие ОНЗТ, дают объективную информацию о затратах труда, о количественном значении этих затрат в сопоставлении с затратами  на другие товары. В этом отношении  цена, соответствующая ОНЗТ, становится важным стимулирующим средством  более рационального использования  резервов производства в условиях хозяйственного .расчета.

     Распределительная функция цены выражается в том, что  структура стоимости товара позволяет  в зависимости от реализации товарных масс оставлять в распоряжении предприятия  или торговой организации или  перечислять государству определенную часть вновь созданной стоимости. Конечно, цены в условиях социализма не единственный рычаг распределения  и перераспределения национального  дохода. Налоги и финансово-кредитная  система играют не менее значительную роль в процессах распределения  и перераспределения национального  дохода, чем сами плановые цены. Существование  этих систем показывает всю сложность  механизма распределения материальных благ в социалистическом обществе посредством  денег и цен. Полная характеристика функции цен невозможна без учета  такой важной стороны, как взаимосвязь  цен и денег, т. е. данная взаимосвязь  может быть формальной и может  быть реальной. В зависимости от этого и функция цены будет  проявлять себя по разному. Одно дело, когда мы при помощи цен соизмеряем стоимость, национальное богатство  в целом (здесь реальное присутствие денег не нужно), другое - когда происходит реализация товаров массового потребления (здесь наличие реальной связи цены и денег необходимо). Это настолько важный момент в характеристике функций цены, что без его учета правильно определить реальное воздействие цен на реальное производство невозможно. В экономической литературе на это не всегда обращается должное внимание.

     Реальная  связь денег и цен необходима при реализации конечных доходов  трудящихся, реализации конечной продукции  через систему розничного товарооборота  и продажу товара за границу. Передать определенную сумму средств от данного  владельца другому можно с  помощью денег, финансовой системы.

     Функция перераспределения национального  дохода с помощью цен наиболее ярко проявляется в ценах на различные  товары, когда эти цены отклоняются  от стоимости (детские товары, цены на некоторые виды продовольствия и  цены на легковые автомобили, предметы роскоши и т. п.).

     Цена  используется в качестве средства установления оптимального баланса между спросом  и предложением. Цель данной функции  сводится к тому, чтобы сделать  спрос важным условием, воздействующим на развитие производства, а также  для формирования оптимального уровня потребления соответствующих материальных и духовных благ.

     Сущность  этой функции состоит в том, что  установление сбалансированности между  спросом и реальным предложением может быть выявлено при определенном уровне цен. Эта функция .играет очень  большую роль в утверждении соответствия между стоимостью и ценой, если спрос  и предложение будут уравновешены. Известно, что уровень цен будет  отклоняться от стоимости, если производство товаров по объему не будет соответствовать  общественным потребностям в нем. Данная функция имеет очень большое  значение в плановом использовании  действия закона стоимости в той  его части, когда речь идет о достижении соответствия между стоимостью, общественно  необходимыми затратами и денежным выражением этой стоимости в адекватной цене.

     С помощью планового регулирования  производства осуществляется или рост, или сокращение предложения товаров. Если речь идет о конечном потребителе  товаров, реализуемых по розничным  ценам, правовое государство для  воздействия на спрос широко использует такие средства, как денежные доходы, общественные фонды потребления  и др.

     При этом следует учитывать потребительские  качества товара и интересы потребителя, т. е. основываться на сравнительной  оценке общественной потребительной стоимости  товара и общественно необходимых  затрат на их производство. Исходя из интересов  потребителя, можно наилучшим образом  достичь хозрасчетные цели своего предприятия.

     Необходимо  ориентироваться на обеспечение  высокой рентабельности предприятия  при более низких ценах, но более  высоком спросе и выпуске продукции.

     Учитывая  возможности усиления взаимозаменяемости одного товара другим и неизбежное увеличение потребления одних товаров  при сокращении спроса на другие товары, плановые органы определяют объемы производства соответствующих товаров. Вот почему решения на этот счет должны быть всесторонне  взвешенными как с экономической, так и с социально-политической точки зрения. Большую помощь в  этом отношении может оказать  внедрение в практику народнохозяйственного  планирования дифференцированных балансов доходов и расходов- потребления  различных социально - возрастных групп. На основе таких балансов можно более  объективно предвидеть взаимосвязь  между уровнем цен и спросом.

Информация о работе Ценообразование в рыночной экономике