Ценообразование и система цен на продукция в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим рычагом экономического механизма хозяй¬ственной политики субъекта хозяйствования является цена, которая отражает все стороны экономической деятельности. В условиях рынка цена выступает связующим звеном между производителем и потребителем, обеспечивает равновесие спроса и предложения.
В экономике хозяйствующего субъекта исходным принци¬пом является возмещение затрат и получение прибыли в раз¬мере, достаточном для осуществления расширенного воспро¬изводства и выплаты соответствующих налогов государству, муниципалитету, а также для образования фонда потребления (социальной сферы) в объеме, обеспечивающем определен¬ный стандарт жизни работников. Решение данной задач и про¬исходит с помощью соответствующего установления уровня цен на продукцию, выпускаемую хозяйствующим субъектом.
Как экономическая категория товарного производства цена выполняет различные функции на микроуровне и макроуров¬не. На уровне субъекта хозяйствования цена выполняет учет¬ную, стимулирующую и распределительную функции.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

  Содержание

    Введение

  1. Ценовая политика: элементы, задачи, цели………………………………………..  4

       2.  Системы и виды цен………………………………………………………….  9

    3.   Ценообразующие  факторы ……………………………………………………... 14

    4.    Издержки производства, как ценообразующий фактор……………………. . .. 23

    5.    Методы  ценообразования …………………………………………………….... 28

    Заключение

    Список литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  Введение

    Важнейшим рычагом экономического механизма  хозяйственной политики субъекта хозяйствования является цена, которая отражает все стороны экономической деятельности. В условиях рынка цена выступает связующим звеном между производителем и потребителем, обеспечивает равновесие спроса и предложения.

    В экономике хозяйствующего субъекта исходным принципом является возмещение затрат и получение прибыли в размере, достаточном для осуществления расширенного воспроизводства и выплаты соответствующих налогов государству, муниципалитету, а также для образования фонда потребления (социальной сферы) в объеме, обеспечивающем определенный стандарт жизни работников. Решение данной задач и происходит с помощью соответствующего установления уровня цен на продукцию, выпускаемую хозяйствующим субъектом.

  Как экономическая категория товарного  производства цена выполняет различные  функции на микроуровне и макроуровне. На уровне субъекта хозяйствования цена выполняет учетную, стимулирующую и распределительную функции.

  В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), оцениваются затраты и результаты производства.

  В современных условиях субъекты хозяйствования самостоятельно определяют ценовую политику.

    Ценообразование представляет собой сложный процесс, так как субъект хозяйствования должен провести маркетинговые исследования рынка (собрать и систематизировать информацию о рынке), определить основные цели своей ценовой политики на определенный период времени, выбрать метод ценообразования, установить конкретный уровень цены, сформировать систему скидок и надбавок к цене, определить коэффициент корректировки ценового поведения в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры.

    Ценовая политика является главной составляющей в системе маркетинга.

    Ценовая политика — это механизм или модель принятия решений о поведении  субъекта хозяйствования на основных типах рынка для достижения запланированных целей. Оптимальный уровень цен и их изменение в зависимости от ситуации на рынке являются важнейшим конкурентным преимуществом субъекта хозяйствования.

    Цель  данной работы состоит в следующем:

  1. Рассмотреть термин – ценовая политика, её цели, задачи, элементы.
  2. Дать характеристику системам и видам цен.
  3. Проанализировать ценообразующие факторы.
  4. Охарактеризовать издержки производства, как фактор, влияющий на процесс формирования цен.
  5. Рассмотреть методы ценообразования.

    Для написания работы использовались учебники, рекомендованные для студентов высших учебных заведений экономических специальностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Ценовая политика: элементы, задачи, цели

    Цена  — это ключевой элемент рыночной экономики, сердцевина ее хозяйственного механизма. Способ установления цены характеризует не только природу рынка, но и саму экономическую систему. В рыночной экономике цена определяет объем и структуру производства, движение материальных и денежных потоков, уровень жизни общества.

   Каждый  предприниматель, устанавливая цену на свой товар, использует ее как решающее средство для достижения поставленных в своем бизнесе целей. Важная роль ценового механизма для предприятия бесспорна. Между тем практика показывает, что ни одна компания, независимо от прочности ее позиций на рынке, не может позволить себе устанавливать цены без анализа возможных последствий различных вариантов такого решения. И, несмотря на то, что широкое распространение имеют и неценовые формы конкуренции, цена является существенным элементом конкурентной политики и оказывает значительное влияние на рыночное положение и доходы предпринимателя. Поэтому настоятельной необходимостью для успешной предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики становится использование хорошо проработанной и научно обоснованной ценовой политики.

    Однако  подавляющее большинство руководителей  российских предприятий еще не обладают достаточными знаниями и опытом в  области разработки ценовой политики. При установлении цены ориентиром для них, как правило, служат затраты на производство (реализацию) продукции и некоторая доля прибыли. Ряд фирм придерживаются цен на аналогичную продукцию, продаваемую на рынке. Есть и такие производители, которые, не вникая в суть проблемы, просто стараются продать товар как можно дороже.

    Работая в условиях рынка, нельзя забывать о  том, что цена и ценовая политика для предприятия — главный  элемент маркетинга. Однако среди  всех составляющих элементов маркетинга цена имеет два неоспоримых преимущества:

    • изменение цены происходит быстрее  и легче, чем, к примеру, разработка нового товара, проведение рекламной кампании или нахождение новых, более эффективных способов распространения продукции;

    • ценовая  политика  предприятия  мгновенно  сказывается  на бизнесе, на его финансово-хозяйственных результатах.

   Именно  поэтому разработке ценовой политики должно уделяться самое пристальное внимание со стороны руководства предприятия, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность на рынке, так как любой ложный или недостаточно продуманный шаг немедленно сказывается на динамике продаж и рентабельности.

   Вместе  с тем установление цен на продукцию  предприятия в значительной мере является искусством: низкая цена вызывает у покупателя ассоциацию с низким качеством товара, высокая — исключает возможность приобретения товара многими покупателями.

  Ценовая политика предприятия — понятие  многоплановое. Предприятие не просто устанавливает ту или иную цену, оно создает свою систему ценообразования, охватывающую весь ассортимент выпускаемой продукции, в которой учитывает различия в издержках производства и сбыта для отдельных категорий потребителей и для разных географических регионов, специфику в уровнях спроса; сезонность потребления товара и многие другие факторы. Кроме того, деятельность фирмы осуществляется в условиях постоянно меняющегося конкурентного окружения. Иногда фирма сама проявляет инициативу изменения цен, но чаще просто реагирует на действия конкурентов.

  Для грамотного использования всех преимуществ рыночного ценообразования в хозяйственной деятельности предприятия необходимо изучить сущность ценовой политики, последовательность этапов ее разработки, условия и преимущества их применения. Ценовая политика фирмы — это деятельность ее руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, направленная на достижение целей и задач фирмы.

    Разработка  ценовой политики включает этапы:

  • выработки целей ценообразования;
  • анализа ценообразующих факторов (определения спроса, анализа предложения, цен конкурентов и др.);
  • выбора метода ценообразования;

    • принятия решения об уровне цены.

    Каждый  шаг установления цены сопряжен с  определенными проблемами, о которых вдумчивый предприниматель должен знать заранее.

Цели

    В процессе ценообразования предприниматель, прежде всего, должен определить, каких целей он желает достичь с помощью продажи своего товара. Часто оказывается, что стратегических целей у предприятия несколько и они достижимы в краткосрочной или долгосрочной перспективе. Следует выработать навыки умения распознавать и с помощью ценовой политики реализовывать оптимальное соотношение возможно большего числа целей. При формулировании целей ценообразования обычно ориентируются на стратегические цели предпринимательской деятельности. Наиболее распространенные цели таковы.

    Выживание предприятия. Эта цель может рассматриваться как краткосрочная. В условиях конкурентного рынка предприятие часто идет на снижение цен для ликвидации запасов продукции на складе. При этом прибыль теряет свое значение. Производство будет осуществляться до тех пор, пока цена, установленная на нижнем пределе, покрывает хотя бы издержки.

    Краткосрочная максимизация прибыли  и повышение уровня рентабельности, что в свою очередь увеличивает доходность и расширяет инвестиционные возможности фирмы. Эту цель наиболее целесообразно ставить в краткосрочной политике цен. В перспективном плане она является производной от глобальной цели — максимизации ценности фирмы, т.е. максимальной стоимости ее активов при продаже их по рыночным ценам. Реализуя в своей деятельности эту цель, предприятие делает основной упор на краткосрочные ожидания прибыли и мало учитывает долгосрочные перспективы работы на рынке. Также слабо принимаются во внимание ответные действия конкурентов и меры воздействия государства, направленные на регулирование деятельности рынка. Однако именно эта цель наиболее часто выдвигается предприятиями в условиях формирования и становления рынка в России.

    Краткосрочное максимальное увеличение сбыта продукции. Предприниматели исходят из того, что увеличение объема сбыта приведет к снижению затрат на единицу продукции и, как следствие, к увеличению прибыли. Учитывая чувствительность рынка к уровню цены, руководство фирмы устанавливает цену на минимально допустимом уровне. На какое-то время это обеспечивает расширение ниши рынка, занимаемой предприятием. Однако политика низких цен может обеспечить положительный результат только в том случае, когда чувствительность рынка к ценам очень велика и расширение объема производства сопровождается  снижением издержек

производства. Это очень рискованная политика, так как может привести к развязыванию ценовой войны.

    Завоевание  лидерства на рынке  и в определении  цен. Э т у ц е л ь преследуют, как правило, крупные компании, она отражает положение фирмы на рынке при установлении общих ценовых уровней. Например, корпорация «Дюпон» на новинки своего производства — целлофан, нейлон, тефлон, обладающие неоспоримыми преимуществами перед товарами конкурентов, устанавливала максимально возможную цену.

    Стремление  к завоеванию лидерства может  проявляться и в производстве продукции гарантированно высокого качества. В этом случае предприятие, которому удается на протяжении многих лет сохранять за собой такую репутацию, устанавливает более высокую цену по сравнению с конкурентами, чтобы компенсировать повышенные затраты. А уже само имя предприятия является надежным гарантом непревзойденного качества, как, например, японская фирма «Шарп» — в производстве звуковоспроизводящей техники, немецкая фирма «Мерседес Бенц» — в автомобилестроении.

Реализация  стратегических целей предполагает решение ряда конкретных задач в разных сферах деятельности: производство, управление затратами, продвижение товаров и ценообразование. Задачи имеют конкретные сроки реализации и четкие критерии оценки выполнения. Основными задачами являются обеспечение объема продаж и получение прибыли. Список таких задач можно увеличивать, однако каждая реализуемая задача должна иметь критерий оценки: приемлемы те задачи, которые могут быть решены при реально существующей ситуации на рынке, обеспечивая нормальную рентабельность продаж.

  Когда анализ рыночной ситуации подтверждает, что стратегические цели фирмы могут быть обеспечены за счет решения определенных задач в области ценообразования, разрабатывается тактика ценообразования.

  Тактика ценообразования  — это набор конкретных практических мер по управлению ценами на продукцию, которые используются для решения поставленных задач. К числу таких мер относят различные скидки и надбавки к ценам. К примеру, во всем мире пользуются дифференцированными тарифами: в часы пиковой нагрузки они максимальны, а в период наименьшей загрузки — минимальны. На основе тактики ценообразования специалисты по ценообразованию реализуют практические меры по управлению ценами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Ценообразование и система цен на продукция в рыночной экономике