Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:38, курсовая работа
Важнейшим рычагом экономического механизма хозяй¬ственной политики субъекта хозяйствования является цена, которая отражает все стороны экономической деятельности. В условиях рынка цена выступает связующим звеном между производителем и потребителем, обеспечивает равновесие спроса и предложения.
В экономике хозяйствующего субъекта исходным принци¬пом является возмещение затрат и получение прибыли в раз¬мере, достаточном для осуществления расширенного воспро¬изводства и выплаты соответствующих налогов государству, муниципалитету, а также для образования фонда потребления (социальной сферы) в объеме, обеспечивающем определен¬ный стандарт жизни работников. Решение данной задач и про¬исходит с помощью соответствующего установления уровня цен на продукцию, выпускаемую хозяйствующим субъектом.
Как экономическая категория товарного производства цена выполняет различные функции на микроуровне и макроуров¬не. На уровне субъекта хозяйствования цена выполняет учет¬ную, стимулирующую и распределительную функции.
Государственное регулирование рынка и цен осуществляется во всех странах мира. Широкое распространение эта практика получила в развитых странах.
Так, в США государство регулирует до 10% цен, в основном в отраслях, где существует естественная монополия (сельское хозяйство, энергетика, связь). В Японии государство регулирует около 20% потребительских цен (в том числе такие важные, как тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость медицинского обслуживания и образования, цены на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду). В Швейцарии федеральное ведомство по контролю за ценами в законодательном порядке фиксирует почти 50% объема товарной продукции сельского хозяйства.
В России государство оставляет за собой право вмешиваться в регулирование цен отдельных товаров на определенных предприятиях. В отечественной промышленности традиционно сложился высокий уровень монополизации, который необходимо ограничивать, всячески пресекая недобросовестную конкуренцию и эскалацию монополий. Для предотвращения действий предприятий-монополистов, направленных на ущемление интересов других предприятий и препятствующих эффективному функционированию товарных рынков, государство сочло необходимым ввести регулирование цен на вырабатываемую ими продукцию. В отношении предприятий-монополистов осуществляются следующие методы регулирования цен:
4. Издержки производства, как ценообразующий фактор
В условиях рыночной экономики перед предпринимателем встает задача определения оптимального объема продаж продукции, выпускаемой на его предприятии. Различные объемы выпуска товаров требуют разных по объему и структуре издержек. В этом случае категорию издержек уже нельзя рассматривать как некий монолит, отдельные структурные элементы которого подчиняются тем же законам, что и целое. Практически необходимым становится выделение из валовых (совокупных) затрат постоянных и переменных издержек.
Постоянные издержки не зависят от объема выпуска продукции в короткие промежутки времени и могут контролироваться в долговременном периоде. Постоянные издержки по своей экономической природе являются затратами на создание условий для конкретной деятельности. Это расходы по содержанию зданий, помещений, арендная плата, оплата труда административного аппарата, отчисления на обязательное страхование имущества, амортизационные отчисления, износ НМА и МБП.
Переменные издержки меняются вместе с объемом выпуска продукции и обычно определяются этим объемом. Экономическая природа переменных издержек — это затраты на практическое осуществление деятельности, ради которой создано предприятие. К ним относятся затраты на сырье, материалы, топливо, газ и электроэнергию, расходы на оплату труда. На каждом предприятии разграничение затрат на постоянные и переменные происходит посредством анализа конкретных статей, определяющих предпринимательские издержки и формирующих цену предприятия.
Классификация издержек на постоянные и переменные имеет реальный экономический смысл и широко используется в зарубежной практике при решении таких проблем, как оценка конкурентоспособности, выявление возможности роста финансовой устойчивости, определение точки безубыточности и др. Все эти вопросы рассматриваются детально в курсе «Финансовый менеджмент», однако расчет точки безубыточности (кромки безопасности, предела безопасности) является прерогативой ценовиков предприятия и используется при принятии решения по вопросам цен.
Экономическая сущность расчета точки безубыточности состоит в анализе взаимодействия спроса и предложения по конкретному товару предприятия. При этом надо учитывать, что своим предложением предприятие может управлять, так как его формируют затраты предприятия, а спросом управлять нельзя, можно лишь в некоторой степени повлиять на него (маркетинговая система ФОССТИС). В процессе такого анализа определяется точка безубыточности, соответствующая объему выпускаемой продукции при заданном (анализируемом) уровне цен, при котором доход от продажи равен издержкам производства.
Точка безубыточности определяется как отношение постоянных издержек производства FC к разнице между ценой Р и удельными переменными издержками К С :
X - безубыточный объем производства (продаж), шт. (англ. break -even sales volume);
P — цена единицы продукции;
FC — постоянные затраты;
VC — переменные затраты в расчете на единицу продукции.
Из
этого соотношения можно
FC = X(P-VQ.
Можно также рассчитать и минимальную цену, по которой реализуется продукция, исходя из заданного объема продаж, суммы постоянных и удельных переменных издержек производства:
P=FC/X + VC
Таким образом, практическая ценность классификации издержек по связи с объемом производства продукции и выделения постоянных и переменных затрат состоит в следующем:
Определение оптимальной ценовой стратегии предприятия в сложившихся условиях рынка возможно только при дальнейшем анализе изменения издержек в зависимости от различных объемов производства товаров.
Совокупные
(валовые) издержки
(ТС — от англ. Total
Costs) представляют собой все предпринимательские
расходы, связанные с валовым выпуском
продукции, это сумма постоянных и переменных
издержек предприятия.
Предельные
(маржинальные или
приростные) издержки (МС
— от англ. Marginal
Costs) представляют собой прирост издержек
при увеличении производства на одну единицу
продукции. Так как с изменением объема
выпуска на одну единицу продукции постоянные
издержки не меняются, то предельные издержки
определяются ростом лишь переменных
затрат в результате выпуска дополнительной
единицы продукции. Они показывают, во
сколько обойдется фирме увеличение объема
выпуска продукции на одну единицу.
Средние издержки (АС — от англ. Middle Costs) являются издержками на единицу выпуска продукции.
Они представляют собой частное от деления совокупных (валовых) ТС издержек на объем реализуемого товара (Q). Сравнивая средние издержки с ценой производства товара, можно определить, прибыльно ли производство.
Кривая ТС показывает изменение совокупных затрат на производство продукции на отдельных этапах жизненного цикла товара (ЖЦТ).
На стадии освоения производства они быстро растут, затем темп роста совокупных затрат снижается, что соответствует налаживанию производства и накоплению опыта. Однако при вступлении товара в стадию «зрелости» темп роста издержек опять возрастает из-за увеличения расходов по сбыту товаров, спрос на которые падает. Эта же ситуация определяет и кривую АС — средних затрат.
Первоначально
средние затраты снижаются
В условиях рыночной экономики анализ изменения предельных издержек чрезвычайно важен для оптимизации поведения предприятия, так как из него следуют важные в практической работе положения:
• если средние издержки показывают прибыльность предприятия вообще, то предельные — максимизацию прибыли, которая может быть определена соотношением предельною дохода MR (от англ. Marginal Revenue) к предельным затратам МС. В самом деле, если прирост продаж на одну единицу увеличит доход в большей степени, чем вырастут расходы (MR > МС), то уровень производства, при котором прибыль будет максимальной, еще не достигнут и предприятию следует расширять производство данного товара;
• если
в результате большим оказывается темп
роста затрат
(MR < MQ), то уровень производства уже
выше оптимального
и расширение производства нежелательно,
так как с выпуском каждой новой единицы
товара темп роста дохода снижается, что
может привести к снижению валовой прибыли.
5. Методы ценообразования
Оптимально возможная цена продукции должна полностью возмещать все издержки на производство, распределение и сбыт товара, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли.
Наиболее распространены следующие методы установления цен товаров:
1.
Метод установления цены
• с использованием полных издержек производства;
• с
использованием предельных издержек производства.
Метод
полных издержек.
Расчет цены этим методом основан на разделении
издержек производства на постоянные
и переменные. Сущность метода: к полной
сумме затрат прибавляют надбавку, соответствующую
норме прибыли, принятую в данной отрасли
или равную желаемому доходу от оборота.
Этот
метод получил широкое
Модель определения цен этим методом имеет вид
Р = С( I +Rt).
где, Р — цена изделия;
Информация о работе Ценообразование и система цен на продукция в рыночной экономике