Ценообразование и система цен на продукция в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим рычагом экономического механизма хозяй¬ственной политики субъекта хозяйствования является цена, которая отражает все стороны экономической деятельности. В условиях рынка цена выступает связующим звеном между производителем и потребителем, обеспечивает равновесие спроса и предложения.
В экономике хозяйствующего субъекта исходным принци¬пом является возмещение затрат и получение прибыли в раз¬мере, достаточном для осуществления расширенного воспро¬изводства и выплаты соответствующих налогов государству, муниципалитету, а также для образования фонда потребления (социальной сферы) в объеме, обеспечивающем определен¬ный стандарт жизни работников. Решение данной задач и про¬исходит с помощью соответствующего установления уровня цен на продукцию, выпускаемую хозяйствующим субъектом.
Как экономическая категория товарного производства цена выполняет различные функции на микроуровне и макроуров¬не. На уровне субъекта хозяйствования цена выполняет учет¬ную, стимулирующую и распределительную функции.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

    С — издержки производства;

    Rt - рентабельность продукции (прибыль, отнесенная к затратам), %.

    На  практике при выборе уровня рентабельности предприятие использует:

  • единую ставку, рассчитанную по отношению к общей сумме затрат на производство продукции;
  • единую ставку, рассчитанную по отношению к переменным затратам (чаще к сумме заработной платы и стоимости материалов, необходимых для производства продукции).

    Этот  метод имеет серьезные недостатки:

  • в нем не принимается в расчет эластичность спроса на товар;
  • снижаются ощущения конкурентной борьбы и, следовательно, утрачиваются стимулы к минимизации затрат.

    Метод предельных издержек. Сущность метода: к переменным затратам на единицу изделия прибавляется сумма, покрывающая достаточную  норму прибыли.

    Преимущество  метода состоит в том, что цена, рассчитанная этим  методом,  обеспечивает полное  возмещение  постоянных затрат и максимизацию прибыли. Использование метода на практике связано с делением затрат на постоянные и переменные и необходимостью их расчета в связи с переходом на международную систему финансовой отчетности на предприятиях.

    При выборе уровня рентабельности кроме  уже приведенных выше ставок используют норму прибыли на вложенный капитал.

    2. Метод расчета цены по доходу на капитал базируется на издержках производства продукции, а также на получении запланированного дохода на капитал.

  Метод основан на том, что к суммарным  затратам на единицу продукции добавляется  процент на вложенный капитал.

   При применении этого метода рентабельность продукции рассчитывается по следующей формуле:

    Основные  преимущества этого метода заключаются  в возможности учесть платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации продукции. Однако его использование значительно усложняется в период инфляции, когда ставки процентов за кредит подвержены высокой степени неопределенности.

    Метод расчета цены по доходу на капитал  предназначен для предприятий с  большим ассортиментом выпускаемой продукции, часть из которой является новой для рынка.

    3. Метод определения цен с ориентацией на спрос (иначе — метод оценки реакции покупателей, или потребительской оценки). Это один из самых оригинальных методов ценообразования, так как все больше предпринимателей ориентируются при установлении цен не на издержки производства, а на восприятие товара потребителем.

    Производитель исходит из того, что потребитель  определяет соотношение между ценностью товара и его ценой и сравнивает его с аналогичными показателями конкурентов.

   В этом методе чем больше степень дифференциации товаров, тем больше эластичность приемлемых для потребителя цен. Товары могут дифференцироваться с учетом технических параметров, дизайна, вкуса, проводимой рекламной кампании, надежности, долговечности, экономичности в эксплуатации, послепродажного сервиса и т.п. С дифференциацией товара тесно связана дифференциация рынка. Успешная реализация этого метода ценообразования основана на том, что производитель хорошо знает потребности своих потенциальных покупателей, умеет привлечь внимание к специфическим качествам своего товара и реально оценивает возможных конкурентов.

   Реакция покупателей на изменение иен  может быть учтена посредством:

  • анализа данных предыдущего периода методом регрессионного анализа и экстраполяции полученных результатов на будущее:
  • проведение на рынке эксперимента с различными ценами на свою продукцию.

    Эти способы имеют недостатки и определенные трудности в воплощении в жизнь. Так, при экстраполировании спроса на будущее следует проявлять определенную осторожность, особенно имея дело с товарами, потребление которых во многом вызвано модой. Проводя эксперимент на рынке с ценами, надо учитывать, что продавать товар по высокой цене после того, как он появился на рынке по более низкой цене, достаточно сложно.

    Тем не менее определенный ориентир на рынке с помощью этих методов может быть получен.

    4. Метод установления цены на уровне текущих цен, как принято считать, сосредоточивает в себе «коллективную мудрость отрасли». Он применим на рынках чистой и олигополистической конкуренции. Предприятия — изготовители продукции исходят в этих условиях из факта конкуренции, устанавливая цену на товар чуть выше или чуть ниже уровня цены конкурентов. Если же товар действительно обладает какими-то новыми качествами, отличными от товаров конкурентов, или воспринимается покупателями как обладающий новыми качествами, то производитель свободен в определении уровня цены и не принимает во внимание уже существующие иены.

    На  рынке однородных товаров предприятие  вынуждено следить за ценами конкурентов (в то время как рынки неоднородных товаров предоставляют большую гибкость в реакции на ценовую политику конкурентов). В любом случае предприниматель при выборе ценовой стратегии должен ответить на ряд вопросов. 

Конкурент снизил цену

С какой целью?

- Чтобы захватить большую долю 
рынка

- Чтобы дать

импульс

к снижению цен  и общему увеличению спроса

На  какой период?

-  На длительную

перспективу   

- Это временное

изменение для

распродажи излишков товаров и стимулирования продаж

Какое это окажет влияние на емкость рынка?   

- Изменение цены вслед за

конкурентами   

- Цена остается неизменной

    Если  предприниматель пришел к выводу, что конкурент снизил цену, желая  способствовать снижению цен и общему увеличению спроса на длительный период, и предполагает, что другие предприятия последуют этому примеру, а поэтому емкость рынка возрастет, ему также придется снижать цену.

    Установление  окончательной цены. Это заключительный этап ценообразования. Остановив свой выбор на одной из перечисленных методик, предприятие может приступить к расчету цены, которая должна учитывать психологическое восприятие покупателем товара предприятия. Например, для многих потребителей единственная информация о качестве товара заключена в цене, и она служит показателем качества. Назначаемая цена должна соответствовать ценовому образу предприятия и его ценовой политике. Необходимо также учитывать реакцию конкурентов на предполагаемую цену.

    В последнее время все чаще перед  предпринимателем встает задача страхования рыночной цены. Это подсказывает необходимость введения еще одного этапа корректировки цены для прогрессивных руководителей, заключающегося в страховании окончательной цены. С этой целью в договоры купли-продажи или в договоры поставки вводится ряд оговорок. Необходимость этого вызвана тем, что на рынок и уровень сбыта товаров влияют постоянно

меняющиеся факторы (политическая нестабильность, общеэкономические факторы, истощение природных ресурсов, изменение экологической обстановки, демографическая ситуация и т.д.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Цена  является ключевым элементом рыночной экономики. Каждый хозяйствующий субъект при установлении цены на свою продукцию, использует эту стоимостную категорию как решающее средство для достижения поставленных в своем бизнесе целей.

    Ценовая политика фирмы представляет собой  совокупность мероприятий и инструментов, применяемых в достижении целей предпринимательской деятельности фирмы.

    Цена  товара на рынке подвергается изменениям под воздействием ценообразующих факторов, к числу которых в первую очередь следует отнести спрос и предложение.

    На  предложение товаров на рынке влияют издержки производства, состояние финансово-кредитной сферы, государственное регулирование цен, покупательские предпочтения потребителей.

    Сглаживает  и временно устраняет противоречия между спросом и предложением конкуренция, которая бывает ценовой и неценовой.

    Одним из основных элементов ценовой политики предприятия является метод расчета цены. К числу наиболее распространенных методов установления цены на предприятии относятся методы на основе издержек производства, по доходу на капитал и по уровню текущих цен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы:

  1. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г
  2. Чечевицына Л.Н. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов – Ростов н/Д: Феникс, 2006 г

Информация о работе Ценообразование и система цен на продукция в рыночной экономике