Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:38, курсовая работа
Важнейшим рычагом экономического механизма хозяй¬ственной политики субъекта хозяйствования является цена, которая отражает все стороны экономической деятельности. В условиях рынка цена выступает связующим звеном между производителем и потребителем, обеспечивает равновесие спроса и предложения.
В экономике хозяйствующего субъекта исходным принци¬пом является возмещение затрат и получение прибыли в раз¬мере, достаточном для осуществления расширенного воспро¬изводства и выплаты соответствующих налогов государству, муниципалитету, а также для образования фонда потребления (социальной сферы) в объеме, обеспечивающем определен¬ный стандарт жизни работников. Решение данной задач и про¬исходит с помощью соответствующего установления уровня цен на продукцию, выпускаемую хозяйствующим субъектом.
Как экономическая категория товарного производства цена выполняет различные функции на микроуровне и макроуров¬не. На уровне субъекта хозяйствования цена выполняет учет¬ную, стимулирующую и распределительную функции.
Кривая
спроса устанавливает обратно
В установлении рыночной цены не менее важную роль играет предложение.
Предложение — количество товаров, которое продавцы могут и хотят предложить покупателю в определенное время и в определенном месте.
Чем выше цена товара, тем больше будет его предложено на рынке.
Предприятие-производитель через цену товара получает информацию о том, в какой степени общество нуждается в его продукции. И если уровень цены, сложившейся на рынке, возмещает затраты предприятия и обеспечивает получение желаемой прибыли, то это служит самым верным ориентиром целесообразности производства и соответствия спросу.
Объем предложения — это то количество товара, которое продавец хочет продать при данных условиях. Объем предложения меняется только при изменении цены.
Особенность свободного рынка в том, что при определенном количестве предложенной продукции он стремится к равновесию. Таким образом, при соответствии спроса и предложения устанавливается рыночная равновесная цена. Равновесие отражает взаимное согласие покупателя и продавца совершить сделку купли-продажи. Единственной уравновешенной ценой, которая может сохраняться, так как удовлетворяет интересам покупателей и продавцов, является цена, при которой объем предлагаемого товара равен объему спрашиваемого товара.
Однако состояние равновесия спроса и предложения никогда не бывает статичным из-за множества влияющих на него факторов. Это влияние приводит к постоянному нарушению равновесия.
Эластичность спроса.
При анализе спроса и предложения наибольший интерес, как правило, представляет не их абсолютное значение, а их изменение в ответ на изменение цены товара или какого-либо другого определяющего параметра. Количественно измерить чувствительность спроса и предложения к изменению определяющих факторов позволяет эластичность.
Эластичность есть мера реагирования одной переменной на изменение другой. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная при изменении другой на 1%.
Предпринимателю действительно необходима информация о том, насколько изменится спрос под воздействием ряда факторов (доходов, цен на другие товары, налогов и т.п.).
Особую важность представляет эластичность спроса по отношению к цене, или ценовая эластичность, которая показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%.
Это характеризует чувствительность покупателей к изменению цен, влияющую на количество товаров, которые они приобретают.
Степень ценовой эластичности определяют с помощью коэффициента эластичности Ed по формуле
где Q1, Q2 — объем продаж соответственно по старым (Р1) и новым (Р2) ценам.
В зависимости от значения коэффициента ценовой эластичности спроса различают:
неэластичный спрос - при Ed< 1;
спрос единичной эластичности — при Еd= 1;
эластичный спрос - при Ed> I.
Что дает предпринимателю знание эластичности спроса?
Если маркетинговая служба, подсчитав эластичность спроса, определила, что спрос на товар неэластичен {Ed< 1). можно рекомендовать руководству фирмы повысить цену на этот товар, выручка при этом будет расти. Если спрос на товар эластичен (Еd> 1), то цены лучше не повышать, поскольку выручка от реализации будет снижаться. В данном случае целесообразнее рассмотреть предложение о снижении цены, и выручка будет расти из-за увеличения спроса на товар.
Определенный на основе ценовой эластичности спрос образует верхнюю границу цены.
Предпринимателей также интересует эластичность спроса по отношению не только к цене, но и к другим переменным, например к доходу.
Эластичность спроса может быть использована и для принятия решений в условиях изменения налоговых ставок на прибыль. Если ставка налога повышается, то предприниматель, учитывая эластичность спроса на свой товар, принимает решение о повышении цены, чтобы его финансовое положение не ухудшилось (или ухудшилось незначительно).
Конкуренция.
Сглаживает и временно устраняет противоречия между спросом и предложением, конкуренция — ценовая и неценовая.
Ценовая конкуренция — это конкурентная борьба посредством изменения цен на товары. В значительной степени она влияет на уровень цены. Предприятия-продавцы следуют кривой спроса, снижая или повышая цену. Поэтому ценой можно легко маневрировать под воздействием множества факторов.
Ценовую конкуренцию может начать не только предприятие, занимающее господствующее положение на рынке, но и небольшое, чтобы выжить в условиях конкуренции. Основное условие успешной ценовой конкуренции — постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только предприниматель, располагающий реальными шансами снижения издержек производства.
Механизм ценовой конкуренции действует по следующей схеме: предприятие-производитель устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных; конкуренты, не располагающие возможностью последовать за ним, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. Однако всегда находится конкурент, который выведет свое предприятие из трудного положения, перенесет ценовую войну и дождется нового повышения цен. В этом случае цель войны не достигнута и придется или смириться, или снова начинать снижение цен.
При
анализе цен конкурентов
Наценки встречаются реже. Они, как правило, устанавливаются за повышение качества товара, рассрочку платежа, дополнительные сервисные услуги и т.д.
Ценовая война — акция трудная и дорогостоящая. На выигрыш может рассчитывать только то предприятие, которое имеет более сильное положение на рынке, чем конкурент. Если же конкурирующие предприятия находятся примерно в равных условиях, то ценовая война не просто расточительна, но и бессмысленна.
Если экономическая мощь конкурентов примерно одинакова, оправданно маневрирование ценами. Эта политика состоит в предоставлении покупателям различного рода скидок, снижении цен на продукцию по сравнению с прейскурантами, установлении цен на товары разного качества в близком диапазоне. В результате выигрывает покупатель.
В условиях неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства товара, его техническая надежность и высокое качество. Именно это (а не снижение цены) позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.
Финансово-кредитная сфера.
Большое влияние на уровень и динамику цен оказывает состояние финансово-кредитной сферы, когда на цены непосредственно влияют изменения покупательной способности денежной единицы России. В нормально функционирующей экономике, когда существует достаточный золотовалютный резерв, соотношение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении относительно стабильно. При отсутствии такого условия в системе «количество денег — сумма цен» начинает изменяться сумма цен. Так, девальвация или упорные слухи о ней вызывают неуклонное повышение цен.
Потребители.
Любой предприниматель должен видеть глубокую взаимосвязь цены и восприятия ее различными потребителями. Отношения между ценами и количеством сделанных покупок по этим ценам можно объяснить двумя причинами: воздействием законов спроса и предложения и ценовой эластичности и неодинаковой реакцией покупателей различных сегментов рынка на цену. Именно эти причины легли в основу деления всех покупателей по их восприятию цен и ориентации в покупках на четыре группы:
Государственное регулирование цен.
Важнейшим фактором, оказывающим влияние на цену, а следовательно, и на всю предпринимательскую деятельность хозяйствующего субъекта, является государственное регулирование цен.
Существуют
прямые и косвенные меры воздействия
государства на цены. Прямые
меры осуществляются путем установления
определенного порядка ценообразования,
косвенные направлены на изменение
конъюнктуры рынка, создание определенного
положения в области финансов, валютных,
налоговых операций, оплаты труда.
Государственное регулирование цен
Виды цен | Роль государства | Формы государственного воздействия |
Фиксированные
государственные
цены |
Цены устанавливает само государство | Государственные
прейскуранты
Замораживание рыночных свободных цен Фиксирование монопольных цен |
Регулируемые
государством цены |
Государство устанавливает правила для предприятия, а предприятие само устанавливает цены | Установление
предельного уровня цен
Установление предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта Установление предельных значений элементов розничной цены Установление предельного уровня разового повышения цен Государственный контроль над монопольными ценами Регулирование рыночных цен путем установления цен государственным предприятием |
Свободная (договорная) цена | Государство устанавливает «правила игры» на рынке, вводя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию | Запрет на
горизонтальное фиксирование цен
Запрет на вертикальное фиксирование цен Запрет на ценовую дискриминацию Запрет на демпинг Запрет на недобросовестную ценовую рекламу |
Информация о работе Ценообразование и система цен на продукция в рыночной экономике