Ценообразование и система цен на продукция в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим рычагом экономического механизма хозяй¬ственной политики субъекта хозяйствования является цена, которая отражает все стороны экономической деятельности. В условиях рынка цена выступает связующим звеном между производителем и потребителем, обеспечивает равновесие спроса и предложения.
В экономике хозяйствующего субъекта исходным принци¬пом является возмещение затрат и получение прибыли в раз¬мере, достаточном для осуществления расширенного воспро¬изводства и выплаты соответствующих налогов государству, муниципалитету, а также для образования фонда потребления (социальной сферы) в объеме, обеспечивающем определен¬ный стандарт жизни работников. Решение данной задач и про¬исходит с помощью соответствующего установления уровня цен на продукцию, выпускаемую хозяйствующим субъектом.
Как экономическая категория товарного производства цена выполняет различные функции на микроуровне и макроуров¬не. На уровне субъекта хозяйствования цена выполняет учет¬ную, стимулирующую и распределительную функции.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

2. Системы и виды цен.

    Формирование  цены представляет собой сложный  многогранный процесс. Нужную для установления цены информацию необходимо изучить, проанализировать. Недостаток информации, также как и ее чрезмерность, затрудняют решение проблемы. Обычно информацию собирают по следующим основными направлениям: рынок товара, тип конкуренции, конкуренты, правительственная политика. Определяя цену конкретного товара, необходимо знать конкретный тип и среду рынка, на котором будет продаваться данный товар. Различают четыре типа рынка: свободной, монополистической, олигополистической конкуренции, чистой монополии. Каждый из рынков имеет свои особенности формирования цены. В российской хозяйственной практике выделяют три группы цен:

  1 . Свободные договорные.

  1. Государственные (регулируемые и фиксированные).
  2. Мировые.

    В условиях рынка одним из важнейших  признаков цен является степень их свободы от регулирующего воздействия государства. Большая часть цен является свободной, складывающейся под влиянием спроса и предложения. Они могут отклоняться от стоимости товара и нарушать макроэкономическое равновесие. Государство вводит запрет на недоброкачественную конкуренцию, запрет на демпинг, ценовую дискриминацию.

    Регулируемые  цены также формируются под воздействием спроса и предложения, они испытывают определенное воздействие государства. Государство устанавливает корректирующие коэффициенты цен для хозяйствующих субъектов, в соответствии с которыми последние сами устанавливают цены. Данные цены устанавливаются на продукцию базовых отраслей экономики (нефтегазодобыча, угольная, энергетическая отрасли и т.д.) и на социальнозначимые товары (хлеб и хлебопродукты, молоко и молочная продукция). В отдельных регионах регулирование цен зависит от наличия на местах товарных ресурсов и финансовых возможностей.

    На  отдельные виды товаров и продукции  государство в лице органов власти и управления устанавливает фиксированные цены. Государство само устанавливает цены на продукцию предприятий-монополистов, прейскурантные цены.

    Природе рыночных отношений в наибольшей степени соответствуют свободные договорные цены. Решением Правительства РФ предусмотрено, что круг товаров, продаваемых по свободным ценам, может расширяться или сужаться.

    Мировые цены — это цены экспортно-импортных  операций. Мировая цена определяется в зависимости от вида товара: по одним товарам (обычно сырьевым) — уровнем цен стран-экспортеров или стран-импортеров, по другим — ценами бирж, аукционов, а по готовым изделиям ценами товаров ведущих фирм мира, специализирующихся на производстве и экспорте продукции данного вида:

  • цена предложения, указанная в оферте (официальном предложении продавца) без скидок;
  • твердая цена, которая устанавливается в договоре купли-продажи и не подлежит изменению;
  • скользящая цена устанавливается договором, отражает определенные условия на определенную дату (инфляция, биржевые котировки);
  • базисная цена для определения сорта или качества. Она может уменьшаться или увеличиваться в соответствии с определенными в договоре скидками, надбавками;
  • фактурная цена, определяемая условиями поставки в контракте;
  • справочная цена отражает уровень фактически заключенных сделок, используется в переговорах для установления исходной цены, публикуется в изданиях ООН и других международных организаций.

    Основное  отличие мировых цен от внутренних заключается в дополнительных расходах. Цены рассчитываются в свободно конвертируемой валюте.

    Исходя  из обслуживаемой сферы товарного обращения, цены подразделяются на следующие виды:

  • оптовые цены на продукцию промышленности;
  • цены на строительную продукцию;
  • закупочные цены;
  • тарифы грузового и пассажирского транспорта;
  • розничные цены;
  • тарифы на платные услуги, оказываемые населению;

    • цены обслуживающие внешнеторговые бороты.

    Оптовые цены на продукцию  промышленности — это цены, по которым реализуется и закупается продукция субъектов хозяйствования независимо от организационно-правовой формы в порядке оптового оборота. Они подразделяются на оптовые цены субъекта хозяйствования и оптовые отпускные цены промышленности.

    Оптовые цены предприятия  — цены изготовителей продукции, по которым они продают произведенную продукцию потребителям, возмещая издержки производства и реализации и получая такую прибыль, которая позволяет им решать технические, экономические и социальные задачи:

Zonm.nped. = ИП + П,

где Zonm.nped. — оптовая цена предприятия,

ИП  — издержки производства,

Л — прибыль.

  Оптовую цену предприятия можно определить расчетным путем через коэффициент рентабельности, исчисленный по себестоимости (Re):

    Zonm.nped. = Cn (l+ Re),

    где Re = {Клф x ОФ) / (Сп х q);

    Сп - полная себестоимость продукции;

    Кпф - коэффициент рентабельности производственных фондов.

    Оптовая (отпускная) цена промышленности — цена, по которой предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым торговым организациям:

 Zonm.npoM. = Zonm.nped. + (Zonm.nped. х}мз) х НДС + Исо + +Псо,

где /из — удельный вес материальных затрат в цене;

Исо — издержки сбытовых организаций;

Исо - прибыль сбытовых организаций.

    Оптовые (отпускные) цены промышленности тесно  связаны с оптовой торговлей, оптовые цены предприятия тяготеют к производству.

    Закупочные  цены - это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, фирмами, населением. Закупочные цены — договорные, они устанавливаются по соглашению сторон.

    Тарифы  грузового и пассажирского транспорта выражают плату за перемещение грузов и пассажиров, взимаемую транспортными организациями с отправителей грузов и населения.

    Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.

    Розничная цена включает оптовые (отпускные) цены промышленности, акциз, НДС и торговую надбавку, состоящую из издержек обращения торговых организаций и прибыли:

    Zpoз = Zonm.npoM. + НДС + акциза + Иото + Пто,

    где ИОто — издержки обращения торговых организаций,

    Пто — прибыль торговых организаций.

    Розничная цена — это цена, по которой продажа ведется отдельными небольшими партиями, в розницу.

    Наряду  с перечисленными видами цен выделяют цены, непосредственно связанные  с торговлей: аукционные, биржевые, договорные, справочные, скользящие.

    Аукционная  цена — цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены, так как отражает уникальные и редкие свойства и признаки товара и может зависеть от мастерства лица, производящего товар.

    Биржевая  цена — цена на товары, реализуемые в порядке биржевой торговли. Биржевая цена является свободной, зависит от спроса и объема сделки. Она котируется, т.е. определяется ее типовой уровень для сделки, публикуется в бюллетенях.

    Контрактная цена — цена, зафиксированная в контракте. Контрактная цена может быть постоянной или индексироваться в соответствии с заключенным договором.

    Престижная  цена — высокая цена, предназначенная для привлечения рыночного сегмента, который более обеспокоен качеством товара, его привлекательностью и статусом, чем ценой.

    Скользящая  цена — цена на изделия с длительным сроком изготовления, рассчитываемая на основе принципа скольжения. Позволяет учитывать изменения в издержках производства, которые имеют место за период времени, необходимый для изготовления.

    Справочная  цена — вид цены оптового товарооборота во внутренней и международной торговле, выступающий для продавца и покупателя в качестве исходного пункта при определении конкретной цены, фиксируемой в документе сделки (при срочной продаже товаров). Ее публикуют специальные издания ООН.

    Монопольная цена — это цена, по которой реализуют свои товары монополии. Монопольная цена может быть монопольно высокой и монопольно низкой. По монопольно высоким монополии реализуют свой товар, а по монопольно низким — покупают сырье, материалы и т.д.

    Цены  классифицируются в зависимости  от территории действия. Выделяют цены:

  • единые по стране, или поясные;
  • региональные (местные). Единые поясные цены устанавливаются только на базовые

виды продукции, на которые распространяется государственное регулирование (энергоносители, газ, электроэнергия).

    Региональные (местные) цены могут быть оптовые, закупочные, розничные. Они

устанавливаются предприятиями-изготовителями, региональными органами власти и управления. Они ориентированы на издержки производства и реализации в данном регионе. К ним относятся жилищно-коммунальные, сбытовые услуги, а также цена на социально значимые товары (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочная продукция).

3. Ценообразующие факторы

    Рыночная  цена товара формируется под влиянием многих факторов. Для выбора ценовой стратегии предприятие должно выявить и проанализировать ценообразующие факторы. По отношению к предприятию они могут быть как внешними и не контролируемыми им, так и внутренними.

    Рассмотрим  основные ценообразующие факторы.

    Спрос и предложение.

    Цена  на рынке подвергается изменениям прежде всего под воздействием спроса и  предложения. Этот фактор в рыночной экономике играет едва ли не ключевую роль.

    Спрос — это важнейшая категория  рыночной экономики, так как именно он, в конечном счете, определяет цену на различные товары, распределяет сырье и готовую продукцию. Спрос — это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте.

    Следует различать понятия «желание»  и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом. Желание только тогда превращается в спрос, когда подкрепляется финансовыми возможностями покупателя. Иными словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя.

    Объем спроса — это то количество товара, которое покупатель готов приобрести при определенных условиях в течение определенного промежутка времени. При изменении хотя бы одного из факторов изменится и объем спроса на данный товар.

    Однако  если допустить, что в какой-то период времени все факторы, кроме объема спроса на товар в единицу времени неизменны, то спрос реально будет зависеть только от цены. Таким образом осуществляется переход от спроса как общей функции многих переменных к спросу как функции цены:

  Зависимость спроса от цены может быть представлена кривой спроса. По оси абсцисс отложены объемы продаж некоторого товара X, по оси ординат — цена единицы данного товара. Кривая спроса D показывает соответствие между ценой Р и количеством товара Q, которое будет приобретено покупателем по данной цене. Если изменяется цена товара Рх, то при прочих равных условиях изменяется спрос на него, и движение идет по кривой спроса. При изменении других факторов изменяется сам спрос и, следовательно, положение кривой спроса.

Информация о работе Ценообразование и система цен на продукция в рыночной экономике