Ценообразование в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:06, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучение цены и ценообразования в рыночной экономике.
Задачи:
1) изучение цены как экономической категории с точки зрения различных теоретических подходов;
2) изучение функций и видов цен в экономике, а также рассмотрение основных этапов ценообразования;
3) выявление различий в ценообразовании в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;
4) рассмотрение особенностей ценообразования в российской экономике.

Оглавление

Введение.........................................................................................................3-4стр.
Глава 1 Цена как экономическая категория
1.1 Основные теоретические подходы к определению сущности цены..5-7стр.
1.2 Функции цены в экономике..................................................................8-11стр.
1.3 Виды цен...............................................................................................12-15стр.
1.4 Этапы ценообразования......................................................................16-20стр.
Глава 2 Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
2.1 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции...............21-22стр.
2.2 Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции...........23-25стр.
2.3 Ценовая политика фирмы...................................................................26-29стр.
Глава 3 Ценообразование в российской экономике
3.1 Особенности ценообразования в российской экономике................30-32стр.
3.2 Государственное регулирование процесса ценообразования в России.........................................................................................................33-34стр.
Заключение.................................................................................................35-36стр.
Список литературы.....................................................................................37стр.

Файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

                                Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Волго-Вятская академия государственной  службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по маркетингу

Тема:

 « Ценообразование в рыночной экономике »

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила студентка

2го курса ФСПО и  ДП:

Алексеева Елена Александровна.

Научный руководитель:

Ефремова Татьяна Сергеевна.

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2009 г.

 

 

Содержание

Введение.........................................................................................................3-4стр.

Глава 1 Цена как экономическая  категория

1.1 Основные теоретические  подходы к определению сущности  цены..5-7стр.

1.2 Функции цены в экономике..................................................................8-11стр.

1.3 Виды цен...............................................................................................12-15стр.

1.4 Этапы ценообразования......................................................................16-20стр.

Глава 2 Ценообразование  в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

2.1 Ценообразование в условиях  совершенной конкуренции...............21-22стр.

2.2 Ценообразование в условиях  несовершенной конкуренции...........23-25стр.

2.3 Ценовая политика фирмы...................................................................26-29стр.

Глава 3 Ценообразование  в российской экономике

3.1 Особенности ценообразования  в российской экономике................30-32стр.

3.2 Государственное  регулирование процесса ценообразования  в России.........................................................................................................33-34стр.

Заключение.................................................................................................35-36стр.

Список литературы.....................................................................................37стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель  работы: изучение цены и ценообразования в рыночной экономике.

Задачи:

1) изучение цены  как экономической категории  с точки зрения различных теоретических  подходов;

2) изучение функций и видов цен в экономике, а также рассмотрение основных этапов ценообразования;

3) выявление  различий в ценообразовании в  условиях совершенной и несовершенной  конкуренции;

4) рассмотрение  особенностей ценообразования в  российской экономике.

 

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Особенно велика их роль в рыночной экономике, где  свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка.

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль. Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.

В ценовом механизме  следует различать и выделять две взаимодействующие составляющие. С одной стороны это сами цены, их структура, величина, динамика изменения, а с другой - ценообразование как  способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование выступает активной, задающей частью ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены.

Разработка  теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Яркими представителями, внесшими большой вклад в ее развитие, являются В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, К. Менгер, О. Б.Баверк, Ф. Визер, А. Маршалл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Цена  как экономическая категория

1.1 Основные  теоретические подходы к определению  сущности цены

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена - сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.

Существуют  две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена - денежное выражение стоимости товара.

На основе цен  осуществляется оборот общественного  продукта между сферами производства и потребления, отраслями материального производства и непроизводственной сферы, отдельными предприятиями с различными формами собственности, а также производится перераспределение национального дохода путём формирования системы налогообложения и одновременно вводятся более низкие цены на отдельные виды детских и других товаров.

Чем же определяется размер цены товара? Это самый сложный  вопрос экономической теории, который  до сих пор вызывает ожесточенные споры двух диаметрально противоположных  школ.

Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.

Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К. Маркс с его учением  об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости.

Содержание трудовой теории стоимости можно кратко изложить в следующих основных положениях:

1) Разнородные  продукты рыночного обмена имеют  одинаковое внутреннее содержание - стоимость. Поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определенной меновой пропорции.

2) Стоимость  товаров создается общественным  трудом производителей. Стало быть, стоимость - воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.

3) Труд, образующий  стоимость, различается по его сложности или качеству. Можно выделить простой (не требующий какой-либо подготовки) и сложный (квалифицированный) труд. На последний предварительно затрачиваются время, усилия человека, чтобы приобрести нужные знания и трудовые навыки. Потому в рыночном обмене товаров один час сложного труда может быть приравнен к нескольким часам простого труда.

4) Сам труд  измеряется с помощью рабочего  времени. Если труд является  одинаковым по качеству (допустим, простой труд), то он количественно измеряется в часах работы.

5) На изготовление  одного и того же вида продукта  работники обычно затрачивают  неодинаковое по величине индивидуальное  рабочее время. Ибо они имеют  различные условия производства, отличаются по уровню квалификации, по степени интенсивности трудовых усилий. Поэтому товары одного и того же вида и качества, обычно имеют разную по величине индивидуальную стоимость.

Но на рынке  товары не могут продаваться по индивидуальной стоимости каждого их владельца. Ведь в таком случае больше других выгадал бы человек, который затратил на одинаковый продукт самое большое по величине рабочее время (но это мог быть самый неискусный и ленивый). На рынке на изделия одного вида и качества устанавливается общественная (рыночная) стоимость. Стало быть, трудовая теория стоимости раскрыла экономические связи, которые можно схематически отразить в формуле «товаропроизводитель - общественный труд - товар - общественная стоимость - рыночная цена». Заметно, что здесь представлен взгляд на товарно-рыночные отношения лишь с одной стороны - с позиции товаропроизводителя и продавца продукта.

Итак, стоимость - это воплощенные в товаре общественно  полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, а следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.

Таким образом, отношение стоимостей различных  товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда. Эти величины и определяют объективные  пропорции обмена товарами (или купли-продажи). Что же касается цены товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов. Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объективную основу цены, тем самым, различая стоимость и цену.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Функции  цены в экономике

Функция является внешним проявлением свойств  какого-либо объекта в данной системе  отношений. Функция есть способ реализации в реальной действительности внутренней глубинной сущности экономической категории.

Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего  содержания. К функциям цены может  быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно выделить пять функций цены.

1) Учетная  функция цены, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

Однако в  условиях рыночных отношений эту  функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая предлагается изготовителем  товара при выходе последнего на рынок. Дело в том, что рыночная цена может под воздействием рыночных факторов значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки. Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара.

В условиях же монополизированной экономики, деформированного рынка, слабой конкуренции изготовитель диктует  цены, сдержать рост которых может  только административное регулирование.

Чтобы выдержать  конкуренцию, изготовитель товара постоянно  контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конкурентов и  за счет снижения своих затрат, а  также улучшения качества товара стремится обогнать конкурентов. В этой функции цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, а также служит средством исчисления всех стоимостных показателей, которые можно разделить на количественные и качественные. Количественные показатели - величина валового внутреннего продукта (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др. Качественные показатели - рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.

Информация о работе Ценообразование в рыночной экономике