Ценообразование в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:06, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучение цены и ценообразования в рыночной экономике.
Задачи:
1) изучение цены как экономической категории с точки зрения различных теоретических подходов;
2) изучение функций и видов цен в экономике, а также рассмотрение основных этапов ценообразования;
3) выявление различий в ценообразовании в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;
4) рассмотрение особенностей ценообразования в российской экономике.

Оглавление

Введение.........................................................................................................3-4стр.
Глава 1 Цена как экономическая категория
1.1 Основные теоретические подходы к определению сущности цены..5-7стр.
1.2 Функции цены в экономике..................................................................8-11стр.
1.3 Виды цен...............................................................................................12-15стр.
1.4 Этапы ценообразования......................................................................16-20стр.
Глава 2 Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
2.1 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции...............21-22стр.
2.2 Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции...........23-25стр.
2.3 Ценовая политика фирмы...................................................................26-29стр.
Глава 3 Ценообразование в российской экономике
3.1 Особенности ценообразования в российской экономике................30-32стр.
3.2 Государственное регулирование процесса ценообразования в России.........................................................................................................33-34стр.
Заключение.................................................................................................35-36стр.
Список литературы.....................................................................................37стр.

Файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Стратегия ценового прорыва также малоэффективна для  дешевых товаров повседневного спроса - даже относительная большая величина снижения цены здесь выразится в абсолютно малой сумме, на которую покупатели могут не обратить внимания. Небольшую отдачу такая стратегия приносит и применительно к товарам, свойства которых трудно или невозможно сравнить заранее, до потребления, что характерно для услуг.

Нейтральная стратегия подразумевает установление цен исходя из соотношения «цена/ценность», которое соответствует большинству других реализуемых на рынке аналогичных товаров. При такой стратегии фирма устанавливает цены на уровне, который воспринимается большинством покупателей как соответствующий экономической ценности товара.

Сущность нейтральной  стратегии ценообразования состоит  не только в отказе от использования  цен для увеличения захваченного сектора рынка, но и в недопущении того, чтобы цена каким-либо образом вызвала сокращение этого сектора. Таким образом, при избрании данной стратегии роль цен как инструмента маркетинговой политики сводится к минимуму.

На практике фирмы чаще выбирают нейтральную  стратегию, поскольку не видят возможностей реализации других стратегий (покупатели весьма чувствительны к уровню цены, что не благоприятствует премиальному ценообразованию, конкуренты жестко отвечают на любую попытку изменить сложившиеся пропорции продаж, что делает опасной стратегию ценового прорыва и т.д.).

Чаще всего  встречается комбинированный вариант  ценовой стратегии, который обычно называют стратегией скорейшего возврата средств. Для нее характерно сочетание  стратегии ценового прорыва и  «снятия сливок». Эта стратегия  означает установление цен таким образом, чтобы обеспечить прорыв в сектор рынка, где реализация товара приносит наиболее высокий размер прибыли, позволяющий в кратчайшие сроки вернуть средства, вложенные в организацию производства.

При формировании ценовой политики нередко оказывается, что организация продаж своего продукта преследует сразу несколько разнонаправленных целей. Только в исключительных случаях доминирует только одна какая-то цель предпринимательской деятельности. В повседневной практике желательно находить и реализовывать с помощью ценовой политики взвешенное оптимальное соотношение возможно большего количества целей.

Примерами чаще всего встречающихся целей функционирования на рынке могут быть:

1. Обеспечение выживаемости предприятия. Эта цель становится основной в тех случаях, когда на рынке присутствует острая конкуренция.

2. Максимизация  текущей прибыли. Организации оценивают спрос и издержки применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит максимальную прибыль и максимальное возмещение затрат.

3. Максимизация оборота. Цену, стимулирующую максимизацию оборота, выбирают обычно тогда, когда продукт производится корпоративно и в связи с этим сложно определить комплексную структуру и функцию издержек. В этой ситуации достаточно определить лишь функцию спроса. Реализовать эту цель относительно просто через установление в сфере сбыта процента комиссионных от объема сбыта;

4. Максимальное увеличение сбыта. Предприятия, преследующие эту цель, полагают, что увеличение объема сбыта, приведет к снижению издержек на единицу продукции и в конечном итоге - к увеличению прибыли.

5. «Снятие сливок» благодаря установлению высоких цен. Организация устанавливает на каждое свое новое изделие максимально возможную цену благодаря сравнительным преимуществам новинки. Когда сбыт по данной схеме сокращается, организация снижает цену, привлекая к себе следующий слой клиентов. Таким образом, в каждом сегменте рынка достигается максимально возможный оборот;

6. Лидерство в качестве. Организация, которая способна закрепить за собой такой имидж, который устанавливает высокую цену, чтобы покрыть большие издержки, связанные с повышением качества и необходимыми для этого затратами.

Перечисленные цели ценовой политики определенным образом соотносятся между собой, однако далеко не всегда совпадают. Более того, их достижение происходит в разное время и при различной цене.

Для реализации продуманной ценовой политики каждая организация должна сопоставить  структуру издержек с планируемыми объемами производства и рассчитать краткосрочные средние издержки на единицу продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Ценообразование  в российской экономике

3.1 Особенности  ценообразования в российской  экономике

Основная цель деятельности государства в социальной рыночной экономике состоит в поддержании социально-экономической стабильности, в обеспечении максимально высокого уровня благосостояния, социального прогресса, в сохранении общественных ценностей на основе экономической свободы, конкуренции и частной инициативы. В социальной рыночной экономике такие макроэкономические цели, как достижение определенного уровня занятости, стабилизация цен, снижение инфляции, равновесие экономики, которые традиционно в смешанной экономике возлагаются на государство, дополняются социальными целями.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении  Российской Федерации находятся  основы ценовой политики. На основании  этого положения президент совместно  с правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законодательства РФ о ценообразовании.

Политика цен - это действия органов государственной  власти, местного самоуправления и  субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования  цен в народном хозяйстве, сфере  услуг и контроля за их соблюдением.

Политика цен  осуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.

В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне - это правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономики РФ и входящий в его состав Департамент цен.

Будучи центральным  органом федеральной исполнительной власти, Департамент цен осуществляет не только государственное регулирование, но и межотраслевую координацию  цен. Его основные действия: разработка предложений по проведению единой в стране государственной политики цен; совершенствование механизма ценообразования с целью повышения действенности цен в развитии рыночных отношений, структурной перестройке в народном хозяйстве, решении социальных проблем; систематический анализ процессов ценообразования в отраслях народного хозяйства и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию государственной политики цен; совершенствование порядка установления и применения регулируемых рыночных цен, разработка прогнозов динамики цен в народном хозяйстве и в отдельных отраслях; регулирование цен на продукцию предприятий монополистов; осуществление контроля за соблюдением законодательства по ценообразованию и государственной дисциплины цен хозяйствующих субъектов; методическое руководство органами ценообразования; изучение и обобщение опыта ценообразования в зарубежных странах и государствах СНГ.

На уровне субъектов  Российской Федерации вопросами  ценообразования занимаются законодательные  и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики - управления или комитеты по ценовой политике, при правительстве г. Москвы - управление ценовой и налоговой политики.

Органы ценообразования  субъектов Федерации (республик  в составе РФ, краев, областей, автономных образований, г. Москвы и Санкт-Петербурга) ведут большую работу по ценообразованию: осуществляют регулирование цен  на местных рынках РФ; обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию; устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке; осуществляют контроль за ценами.

Основные направления  государственной ценовой политики в России: во-первых, последовательное проведение либерализации цен и  тарифов. Причем либерализация цен  должна быть увязана с развитием  конкуренции на товарных рынках России. Последнее является условием повышения эффективности рыночной экономики.

Во-вторых, осуществление  государственного регулирования цен  и тарифов в отраслях, относящихся  к естественным монополиям. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно. Поэтому, чтобы предупредить со стороны субъектов естественных монополий завышение цен и тарифов на свою продукцию и сокращение объемов производства, нужно государственное регулирование. Правительство Российской Федерации принимает решения о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов России по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.

В настоящее  время разграничена компетенция  в регулировании цен между  федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, на федеральном  уровне сохраняется регулирование цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.

Политика регулирования  цен в сфере естественных монополий  является важнейшим условием для  поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий  для экономического роста - повышения  конкурентоспособности отечественной  продукции путем снижения затрат на производство.

На продукцию, товары и услуги локальных, то есть местных, естественных монополий государственное  регулирование цен и тарифов  осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации. Сюда относятся  электро- и теплоэнергия, отпускаемые региональными энергоснабжающими организациями (тарифы регулируются региональными энергетическими комиссиями), газ природный и сжиженный, реализуемый населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, коммунальные услуги (водоснабжение и канализация), услуги почтовой и электрической связи по утвержденному перечню, торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Права органов  исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени связаны с возможностями их бюджетов. Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т. д.), с тем, чтобы не допускать их необоснованного завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Государственное  регулирование процесса ценообразования в России

Государственное регулирование цен имеет своей  главной целью защиту экономики, а также населения от стихийных  проявлений экономических законов  рыночной экономики. Как бы не утверждалось о преимуществах свободного ценообразования, однако вся история развития рыночной экономики в промышленно развитых странах свидетельствует о том, что без вмешательства государства в управление экономикой и ценами невозможно добиться нормального сбалансированного развития народного хозяйства. Об этом свидетельствует и современная практика ценообразования в странах с развитой рыночной экономикой. Примером таких стран являются США, Япония, Франция, Финляндия и ряд других.

Что касается России, то можно с достаточной уверенностью утверждать, что розничные цены на многие товары государством не регулируются и они постоянно растут, особенно на продукты высокого качества и медикаменты высокой эффективности, что делает их недоступными для основной массы населения.

Государственное регулирование цен - это метод управления ценами со стороны государства. В настоящее время ценообразование в России носит во многом стихийный характер, что является одной из основных причин относительно высокого уровня инфляции и роста цен. Между тем, ценообразование является весьма важным и эффективным элементом рыночного механизма, умело пользуясь которым можно успешно решать многие экономические и социальные проблемы.

В настоящее  время в Российской Федерации  вопросами ценообразования занимаются много органов. К ним относятся: органы ценообразования Минэкономразвития РФ, Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба.

Государственное регулирование цен осуществляется по нескольким основным направлениям. Законодательным путем ограничиваются попытки сговора о ценах и установления фиксированных цен производителями товара, представителями оптовой и розничной торговли. Независимо от того, насколько «обоснованы» эти фиксированные цены, они признаются незаконными. Предприниматели, их установившие, строго наказываются, а на компании налагаются огромные штрафы. Такие нарушения получили название «горизонтальное фиксирование цен». Во избежание подозрения в подобных нарушениях закона предприниматели не должны: консультироваться или обмениваться информацией с конкурентами о ценах, скидках, условиях реализации и кредита; подвергать осуждению цены, надбавки и издержки каких-либо фирм на профессиональных отраслевых собраниях; договариваться с конкурентами о временном сокращении производства с целью поддержания высоких цен. Исключение составляет договоренность о ценах, достигнутая под наблюдением уполномоченного государством органа власти.

Информация о работе Ценообразование в рыночной экономике