Ценообразование в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

целью данной курсовой работы является изучение цены и ценообразования в рыночной экономике. Задачи курсовой работы:
1) изучение цены как экономической категории с точки зрения различных теоретических подходов;
2) изучение функций и видов цен в экономике;
3) рассмотрение особенностей ценообразования в украинской экономике.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….…
Раздел 1. Сущность, функции и виды цен………………………….................
1.1. Сущность и функции цен………………………………………....
1.2. Виды цен…………………………………………………………..
1.3. Методы установления цены на товар………………………………….
1.4. Цели, постановка задач ценообразования……………………
Раздел 2. Ценообразование и различных типах рынка. Проблемы украинского ценообразования
……………………………….
2.1. Ценообразование при различных типах рыночной структуры….....
2.2. Проблемы украинского ценообразования ………………..……...
Заключение…………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………….…...

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 70.45 Кб (Скачать)

     Рассмотренные функции цен являются основными, осуществляются, как правило, во взаимопереплетении друг с другом и реализуются через  различные виды цен. Общее количество самых различных видов цен  исчисляется несколькими десятками  названий, поэтому необходима не только их общая характеристика, но и классификация  как системы цен. Отражающей взаимоотношения  между различными частями экономического организма.

    1.2    Виды цен

По ряду признаков  цены подразделяются на отдельные виды. Рассмотрим основные, широко распространенные виды цен.

1) Виды цен в зависимости  от сфер торговли

На цены накладывает  отпечаток вид торговли товарами и услугами, посредством которого реализуются товары, масштабы торговых операция и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы.

Оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.

Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере - предприятиям, организациям, предпринимателям.

Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной  торговле и создается прибыль  организаций и учреждений розничной  торговли.

Закупочные  цены - это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения.

Определенной  спецификой обладают цены на услуги, представляющие виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. Специфичность услуг  как вида деятельности накладывает  отпечаток на формирование ценна  услуги, именуемых тарифами (расценками). При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.

2) Виды цен, различающиеся  степенью и способами  регулирования

По степени  и способу регулирования цены разделяются на группы:

- жесткофиксированные  (назначаемые);

- регулируемые (изменяемые);

- договорные (контрактные);

- свободные (рыночные).

Жесткофиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованно управляемой экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием государственных. Государственные органы ценообразования обладают монопольным правом назначать и изменять государственные цены, повышать или снижать их. В основе такого ценообразования обычно лежит затратный принцип, то есть цена рассчитывается как сумма затрат на производство и обращение единицы продукции, к которым прибавляется нормативная прибыль или из которых вычитается государственная ценовая дотация.

Регулируемые  цены называются так потом, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие со стороны государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса и предложения товара. К примеру, при необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, потребителями этой группы товаров, что приведет к расширению спроса на товар и соответственно к повышению цен на него. Таким же образом можно способствовать снижению цен.

Регулирование цен по величине может также проводиться  путем утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности (прибыльности).. Ограничения по уровню рентабельности обычно вводятся для  предприятий-монополистов.

Договорные  цены - это цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, например, инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

Свободные рыночные цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются по воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке.

3) Виды цен по  способу установления

Твердые (постоянные) цены устанавливают договоры и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному соглашению или контракту.

Текущие цены - по ним осуществляется поставка продукции в данный период времени. Они могут меняться в рамках одного контракта и отражают состояние рынка.

Подвижная цена - цена, зафиксированная в договоре с оговоркой о том, что она может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится).

Скользящая  цена устанавливается на изделия, требующие длительного срока изготовления. Исчисляется в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции.

4) Виды цен с учетом  фактора времени

Постоянная  цена - цена, срок действия которой заранее не определен.

Сезонная  цена - вид закупочных или розничных цен на товары, носящие сезонный характер, определяется путем применения скидок с первоначальной продажной цены, действует в течение определенного периода времени.

Ступенчатая цена - ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.

5) Виды цен по  способу получения  информации об  уровне цены

Справочные  цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен.

Прейскурантные  цены - вид справочной цены, публикуемой в прейскурантах фирм-продавцов.

Расчетная цена применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам; рассчитывается и обосновывается поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа.

6) Виды в зависимости  от вида рынка

Аукционные  цены - цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот); устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением.

Биржевые  котировки - цены стандартизированного однородного товара (в том числе ценные бумаги), реализуемого через биржу.

Цены  торгов - цены особой формы специализированной торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.

7) Виды цен по  условиям поставки  и продажи

Цена-нетто - цена на месте купли-продажи.

Цена-брутто (фактурная  цена) определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера по товарных налогов, наличия и уровня скидок, вида “франко” и условий страховки).

“Франко” - данный термин означает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы

1.3 Методы установления  цены на товар

     Условие превышения цены товара над его себестоимостью (т.е. совокупностью прямых издержек, связанных с производством изделия; всех виды затрат, понесенных при производстве и реализации определенного вида продукции) является необходимым условием производства. Но стратегий непосредственного  определения цены несколько.

     Наиболее  распространенными являются следующие  методы установления цен товаров:

• на основе издержек производства;

• по доходу на капитал;

• с ориентацией на спрос;

• по уровню текущих цен.

     Метод установления цены товара на основе издержек производства (иногда его называют метод надбавок) широко используется в предпринимательской практике и отражает традиционную ориентацию на производство и в меньшей степени  — на рыночный спрос. Встречаются  две разновидности этого метода:

  • с использованием полных издержек производства;
  • с использованием предельных издержек производства.

     1. Метод полных издержек. Расчет  цены этим методом основан  на разделении издержек производства  на постоянные и переменные. Сущность  метода — к полной сумме  затрат прибавляют надбавку, соответствующую  норме прибыли, принятую в данной  отрасли или равную желаемому  доходу от оборота.

     Этот  метод получил широкое распространение  благодаря своим преимуществам:

     во-первых, создаются условия для покрытия всех затрат и получение нормальной прибыли;

     во-вторых, фирма, как правило, имеет полную информацию о собственных издержках  и гораздо меньше о спросе на свой товар на рынке, следовательно, при  принятии ценового решения она опирается  на калькуляцию издержек;

     в-третьих, в том случае, если все предприятия  отрасли 'используют в ценообразовании  этот метод, то цены предприятий на продукцию отрасли примерно одинаковы, а ценовая конкуренция сведена  к минимуму;

     в-четвертых, большинство участников рынка сходятся во мнении, что при этом методе соблюдаются  интересы производителей и потребителей, а следовательно, метод полных издержек является наиболее обоснованным и справедливым.

     Модель  определения цены этим методом имеет  вид:

     Р= С х (1 + Rс),

     где Р  — цена изделия;

     С — издержки производства;

      рентабельность продукции к затратам, %.

     Предположим, общая сумма затрат на производство единицы продукции составляет 600 руб., фирма определила свои потребности  в массе прибыли (надбавку) на уровне 20%, то цена составит: Ц = 600 х (1+0,20) = 720.

     На  практике при выборе уровня рентабельности предприятие использует:

     • единую ставку, рассчитанную по отношению  к общей сумме затрат на производство продукции;

     • единую ставку, рассчитанную по отношению  к переменным затратам (чаще к сумме  заработной платы и стоимости  материалов, необходимых для производства продукции). Недостатки этого метода:

     •   не принимается в расчет эластичность спроса на товар;

     • снижаются ощущения конкурентной борьбы и, следовательно, утрачиваются стимулы  к минимизации затрат.

Информация о работе Ценообразование в рыночной экономике