Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….………. 3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА, БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА ……………… 5

1.1. Экономическая сущность и содержание бюджета……………….…... 5

1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система……………………….... 8

1.3. Характеристики отдельных звеньев бюджетной системы РФ………. 16

1.4. Сущность, причины и формы бюджетного дефицита………………... 23

1.5. Источники и методы финансирования бюджетного дефицита….. …. 26

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………..… 32

2.1. Цели бюджетной политики на 2007 – 2008гг………………………… 32

2.2. Изменения в бюджетной политике государства в 2009 – 2011гг в условиях кризиса……………………………………………..………………… 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……. 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..…….. 47

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

          В последние годы наблюдается все большее отклонение совокупного спроса от предложения. В 2007 году совокупный спрос увеличился на 14%, то есть почти в два раза выше возможностей экономики по его удовлетворению.

          Источниками внутреннего спроса являются: относительно мягкая денежно-кредитная политика, ускорение роста расходов федерального бюджета, масштабное потребительское кредитование, ослабление сберегательной активности населения, рост внешних заимствований частного сектора, опережающий рост заработной платы по сравнению с увеличением производительности труда.

          Сохранение высоких цен на нефть и приток капитала способствуют росту золотовалютных резервов, которые за прошлый 2007 год увеличились на 173 млрд.долл.США, а за пять месяцев текущего 2008 года - еще на 71 млрд.долл.США. Это приводит к увеличению денежного предложения в экономике, которое частично изымается бюджетом и инструментами Банка России. Изъятие в 2007 г. избыточного денежного предложения Банком России составило 314 млрд.руб. В результате в экономике сохраняются низкие процентные ставки - они отрицательные в реальном выражении. Среднегодовая фактическая ставка по предоставленным однодневным межбанковским кредитам в 2007 г. составила 4,3%, за четыре месяца текущего года - 3,8%.

          В результате денежное предложение увеличивается темпами, опережающими целевые ориентиры. Прирост денежного предложения (по агрегату М2) по итогам прошлого года составил 47,5%, в то же время, по оценке Минфина России, неинфляционный рост М2 в прошлом году составил 36%.

          Прирост денежного предложения в немалой степени связан с увеличением кредитной активности банков. Наблюдается ускорение темпов роста кредитов предприятиям. В 2007 г. они увеличились на 52%, а на 1 апреля т.г. годовой прирост составил 68%. Этот процесс происходит наряду с замедлением динамики депозитов населения. На рисунке 1 представлен темпы роста кредитов предприятиям в динамике за на 2000 – 2008 годы.7  

     

Рисунок 1. Темпы роста кредитов предприятиям.

          Доля задолженности населения по полученным кредитам в общем объеме задолженности экономики по банковским кредитам составила на начало т.г. 25%, в том числе задолженность по ипотечным кредитам 5,1%. По состоянию на конец марта т.г. она практически не изменилась, а задолженность по ипотечным кредитам возросла до 5,5 процента. Среди предприятий наибольшей долей задолженности по кредитам банков характеризуются торговля, обрабатывающая промышленность и строительство.

          Одним из существенных источников роста кредитов в последние годы являются внешние заимствования предприятий и банков. Внешний долг частного сектора увеличился с 262 млрд.долл.США на начало 2007 г. до 413 млрд.долл.США на начало текущего года. При этом консолидированный внешний долг Российской Федерации на 1 января 2008 г. составил 460 млрд.долл.США, а золотовалютные резервы на ту же дату составили 476 млрд.долл.США.

          Наряду с мягкой денежно-кредитной политикой ключевым фактором роста совокупного спроса является ослабление бюджетной политики. Средний темп роста расходов федерального бюджета в 200 5-2007гг. в реальном выражении составил 18% с учетом корпораций и 14,2% без учета госкорпораций, в то время как экономика росла по 7,3 процентов в год. В 2008 году к 2007 году без учета госкорпораций расходы увеличатся еще на 16,9% в реальном выражении. А среднегодовой темп роста расходов по бюджету в 2009-2011гг. составит 7,7 процентов или 5,9% по ожидаемому кассовому исполнению, при том, что рост средний темп роста ВВП - 6,4%. Если взять среднее значение прироста расходов за период с 2005 по 2011гг., то оно составит 12%, в то время как рост ВВП - 7%.

         Следующим немаловажным источником роста совокупного спроса является заработная плата, которая растет опережающими темпами по сравнению с ростом производительности труда -разрыв примерно в два раза в последнее время. Расходы на оплату труда федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов в 2004-2007гг. увеличивались ежегодно на 29,7 процентов в номинальном выражении. Фонд заработной платы в целом по экономике за эти же годы увеличивался на 35,1 процентов ежегодно. При этом доля фонда заработной платы в экономике в ВВП увеличилась с 23% в 2004 г. до 24% в 2007 г.

          В марте  2007г. заработная плата в среднем по экономике составила 16 тыс. рублей, в том числе в добыче нефти и газа - 46 тыс.рублей, в обрабатывающих производствах- 15 тыс. рублей.8 

     

2.2. Изменения в бюджетной политике государства в 2009 – 2011гг в условиях кризиса. 

          В целях реализации антикризисной политики государством осуществлен ряд мер налоговой и бюджетной политики, положительно отразившихся на состоянии региональных и местных бюджетов. 
За счет средств федерального и региональных бюджетов снижен на 4 процентных пункта налог на прибыль организаций (400-500 млрд. руб.), увеличен имущественный вычет для граждан при приобретении жилья, снижены ставки налога на малый бизнес (100 млрд. руб.). 
Кроме того, выделено на развитие малого и среднего бизнеса - 6,2 млрд. руб., на увеличение пособий по безработице - 35 млрд. руб., на предоставление возможности использования средств материнского капитала на погашение основного долга в уплату процентов по кредитам или займам, в том числе ипотечным, на приобретение или строительство жилья – 26,3 млрд. руб. 
Очевидно, что путь на снижение налоговой нагрузки, особенно в условиях кризиса, является абсолютно правильным. Уже принят ряд федеральных законов, связанных со снижением налоговой нагрузки. Эта тенденция должна стать безусловным приоритетом экономической политики Правительства Российской Федерации в период кризиса. 
Однако решение вопросов о снижении или повышении тех или иных налогов должно находиться в самой тесной увязке с возможностями бюджетов всех уровней.

           Развитие малого и среднего бизнеса - одно из перспективных направлений устойчивого социально - экономического развития муниципальных образований. Это особенно важно в условиях мирового финансового кризиса. В соответствии с Планом действий Правительства Российской Федерации в 2009 году будут реализованы следующие мероприятия, направленные на поддержку малого бизнеса: 
- увеличение объема средств на выполнение программы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемой Внешэкономбанком, посредством направления части дополнительных ресурсов на кредитование малого бизнеса, включая предоставление займов до 1 млн.руб. ; 
- обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов при размещении государственного заказа и закупках товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями.

          Кризис расширяется. При этом основные проблемы появились не у федерального бюджета, а у региональных и местных бюджетов. Это и снижение поступлений от налога на прибыль организаций, рост безработицы, влекущий за собой сокращение поступлений от налога на доходы физических лиц, являющегося основной составляющей доходов региональных и местных бюджетов.  
          Поэтому важнейшая задача сегодня - это обеспечить достаточное финансовое наполнение бюджетов для выполнения расходных обязательств не только Российской Федерации, но, в первую очередь, расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

          При этом важной проблемой является то, что межбюджетные трансферты на 2009 год будут рассчитываться исходя из налоговой базы 2007 года. Очевидно, что эти цифры уже не достоверны в связи с изменением финансового состояния всех публичных образований. Необходимо актуализировать методику, по которой рассчитываются межбюджетные трансферты.  
          Кроме того, целесообразно ввести механизм адресной финансовой помощи региональным и местным бюджетам для решения тех задач, которые стоят перед ними в период кризиса. 
Эти проблемы необходимо начать решать уже при рассмотрении поправок в федеральный бюджет 2009 года, которые будут содержать новые условия и новые параметры развития экономики страны. 
При этом главные задачи, которые этими поправками должны быть решены, состоят в следующем: 
- безусловное выполнение всех социальных обязательств, взятых на себя государством, и реализация национальных проектов;  
- пересмотр всех инвестиционных проектов на основе анализа их эффективности и безотлагательности, а также определения возможности использования их в качестве «локомотивов» стабилизации экономики. 
Очевидно, что такие же принципы важно использовать при внесении поправок в региональные и местные бюджеты при возникновении необходимости их инвестирования в связи с финансовым кризисом.  
Важнейшей ключевой проблемой антикризисных мер является не только объем финансовых средств, выделенных для их реализации, а обеспечение прозрачности и эффективности их использования.  
Таким инструментом должен стать внесенный в Государственную Думу законопроект, который обязывает Правительство Российской Федерации ежеквартально представлять Государственной Думе всю информацию о средствах, идущих на преодоление кризиса с указанием не только банков, но и конечных получателей этих средств. 
Подобные законодательные инициативы были бы эффективны для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.. 
С 1 января 2009 года вступил в силу в полном объеме фактически новый Бюджетный кодекс. В нем также содержится ряд правовых норм, стимулирующих выход из финансового кризиса. Среди них: 
- в целях компенсации выпадающих доходов региональных и местных бюджетов в связи с изменением налогового законодательства с 1 января 2009г. повышена с 60% до 100% доля акцизов на горюче-смазочные материалы, зачисляемых в доходы региональных бюджетов, и дополнительно передано 0,5 процента ставки налога на прибыль организаций; 
- предусмотрено право предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета региональным бюджетам до трех лет, а также возможность формирования органами государственной власти субъектов Российской Федерации Резервных фондов субъектов Российской Федерации. 
Среди основных направлений деятельности Минфина России по снижению последствий финансового кризиса для субъектов Российской Федерации значится не только внесение изменений в Бюджетный кодекс, но и доведение рекомендаций по формированию региональных бюджетов на 2009год, а также проведение еженедельного мониторинга исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. 
В конце 2008 года по итогам анализа параметров региональных бюджетов Минфином России направлены рекомендации субъектам Российской Федерации, в частности, по пересмотру показателей поступлений налоговых доходов, объему источников финансирования дефицита бюджета, рекомендовано довести до главных распорядителей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств только по первоочередным расходам (выплата заработной платы, социальное обеспечение населения и т.д.), рекомендовано рассмотреть параметры бюджетов муниципальных образований на 2009 год с учетом обеспечения их сбалансированности и принятия антикризисных мер. 
          В 2009 году по результатам еженедельного мониторинга исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации будет оказываться финансовая помощь регионам в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов и предоставления бюджетных кредитов. Для этих целей предполагается увеличение общего объема финансовой помощи субъектам Российской Федерации на 300 млрд. руб.  
При этом условием предоставления указанных дотаций является отсутствие просроченной кредиторской задолженности по социально значимым расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.9 
           Стабильное финансовое положение регионов, своевременная реализация ими антикризисных мер является основным условием эффективной организации межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации, обеспечения исполнения расходных обязательств муниципальных образований. 
На этом основании требуется значительная корректировка Бюджетного кодекса в целях установления дополнительных доходных источников для местных бюджетов. Государственной Думой рекомендовано Правительству Российской Федерации в первом квартале 2009года рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в федеральные законы, направленные на укрепление доходной базы бюджетов муниципальных образований, в том числе за счет закрепления за ними дополнительных доходных источников и совершенствования механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.  
Кроме того, в условиях финансового кризиса особенно актуально принятие в новой редакции главы Бюджетного кодекса о государственном и муниципальном финансовом контроле. 
          Только в 2007 г. по данным Минфина России расходные обязательства муниципальных образований выросли на 422,4 млрд. руб. или на 27,9% по сравнению с 2006 г. В связи с этим необходимо стимулировать муниципальные образования к наращиванию собственного налогового потенциала, что обеспечит их скорейший выход из финансового кризиса.  
В Бюджетном кодексе целесообразно предусмотреть (в соответствии с увеличением объема расходных обязательств муниципальных образований в период с 2003 по 2009 гг.) увеличение единых (постоянных) нормативов отчислений от федеральных налогов (налога на доходы физических лиц), включая налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами: единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Это важно и потому, что система ограничений Кодекса, связанная с размером финансовой помощи муниципальным образованиям, распространяется на налоговые доходы по дополнительным (дифференцированным) нормативам отчислений. 
На заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления (г. Липецк, 18 декабря 2008г.) Минфину России и Минрегиону России поручено проработать вопрос о возможности закрепления на постоянной основе за местными бюджетами доходов от федеральных налогов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и до 1 марта 2009 г. внести в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения. 
Финансово-экономический кризис по расчетам Правительства Российской Федерации будет продолжаться не менее трех лет. В связи с этим очень важна подготовка и использование рекомендаций при формировании и внесении изменений в региональные и местные бюджеты в период 2009-2011 годов.  
          Указанные рекомендации могут состоять в следующем. 
1. Смягчение влияния финансово-экономического кризиса при формировании регионального и местного бюджетов 
1.1. Рекомендации по формированию доходов бюджетов: 
-уточнение прогноза доходов на основе оценки конкурентоспособности налогоплательщиков; 
- направление дополнительных доходов бюджетов не на увеличение расходных обязательств, а на формирование в составе бюджетов резервов, используемых в случае сокращения доходных источников; 
- анализ налоговых доходов бюджета и рекомендации по повышению их собираемости; 
- анализ неналоговых доходов бюджета и рекомендации по совершенствованию управления имуществом ( активами) ; 
-прогноз объема трансфертов всех видов из вышестоящего бюджета. 
1.2. Рекомендации по оптимизации расходов бюджетов: 
-анализ эффективности расходов на предоставление бюджетных услуг; 
- анализ эффективности социальных выплат и льгот; 
-разработка критериев отбора инвестиционных проектов и других капитальных вложений для их досрочного прекращения (приостановления); 
-ограничение принятия новых расходных обязательств, не увеличение финансирования действующих расходных обязательств; 
- повышение оплаты труда работникам бюджетных учреждений, не превышающее запланированное в 2009 году повышение оплаты труда работникам федеральных бюджетных учреждений, с соблюдением норм трудового законодательства, разработка мер по оптимизации расходов на оплату труда работникам бюджетных учреждений; 
- разработка системы раннего предупреждения появления непредвиденных расходов (в том числе на основе контроля за финансовым состоянием предприятий и организаций, находящихся в собственности субъектов Федерации и муниципальных образований); 
- определение размера дефицита бюджета с учетом снижения доступности кредитных ресурсов и возможности размещения ценных бумаг субъектов Федерации и муниципальных образований. 
2. Разработка мер по снижению нагрузки на бюджет: 
2.1. Разработка альтернативных сценариев бюджета: 
- на основе анализа финансовых рисков, 
-рекомендации по принципам корректировки годового и среднесрочного бюджета; 
-подготовка проектов бюджетов исходя из консервативного сценария развития экономики и динамики налоговых поступлений в целях недопущения в течение следующего финансового года секвестра расходов. 
2.2. Разработка предложений по поддержке негосударственного сектора экономики: 
-использование бюджетных и фискальных инструментов поддержки; 
-разработка критериев по отбору объектов поддержки негосударственного сектора экономики; 
- стимулирование развития негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги на платной основе. 
3. Долговая политика и реструктуризация долговых обязательств: 
- определение предельного объема заимствований; 
- рекомендации по реструктуризации, выкупу и погашению долговых обязательств; 
- рекомендации по контролю за кредиторской задолженностью бюджета и предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности; 
- рекомендации по механизмам финансирования кассовых разрывов. 
4. Разработка предложений по корректировке стратегий и программ социально-экономического развития в соответствии с новыми бюджетными ограничениями.10

          Впервые за восемь лет правительство одобрило дефицитный бюджет - дефицит составит 7,4 процента ВВП. В соответствии с правительственной антикризисной программой, в 2011 году планируется снизить дефицит федерального бюджета до 3%. В соответствии с ней, к концу 2011 года в Фонде национального благосостояния останутся средства на сумму около 2% ВВП. В первой версии бюджета на 2009 год, принятой в 2008 году, планировался небольшой профицит. Пересмотр финансового документа был вызван последствиями мирового финансового кризиса.

          Макроэкономический прогноз предусматривает сокращение ВВП в 2009 году на 2,2%, при росте торговли на 0,3% и снижении инвестиций на 13,8%. Падение промышленного производства оценивается в 7,4% (в том числе на обрабатывающих производствах – 9,7%), ожидается снижение экспорта на 45% от показателей 2008 года. Потребительская инфляция в 2009 году оценивается в 13%.

          Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета РФ в 2009 году снизится на 4 трлн 213,5 млрд рублей по сравнению с ранее утвержденным объемом и составит 6 трлн 713,6 млрд рублей (16,6% ВВП). Общий объем расходов увеличится по сравнению с ранее утвержденным объемом на 667,3 млрд рублей и достигнет 9 трлн 692 млрд рублей (24% ВВП). Дефицит федерального бюджета составит 2 трлн 978,4 млрд рублей (7,4% ВВП) против утвержденного ранее профицита в 1,9 трлн рублей. Законопроектом предлагается увеличить расходы бюджета в 2009 году на 1 трлн 610,6 млрд рублей (4% ВВП) за счет так называемых антикризисных мер и сократить ранее утвержденные бюджетные ассигнования на 943,3 млрд рублей.

          Новые параметры бюджета рассчитаны исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 40,42 трлн рублей, уровня инфляции 13% и среднегодовой цены нефти Urals $41 за баррель. Нефтегазовые доходы бюджета сократятся по сравнению с ранее запланированным объемом на 2 трлн 635,5 млрд рублей и составят 2 трлн 57,2 млрд рублей. Объем нефтегазового трансферта и нормативная величина Резервного фонда не меняются и составят 2 трлн 531,1 млрд рублей и 5 трлн 147,5 млрд рублей соответственно.

          В 2009 году ожидается увеличение общей безработицы до 6 миллионов человек (уровень безработицы составит 8,2%), а численности официально зарегистрированных безработных – до 2,8 миллионов человек. Снижение реальной заработной платы ожидается до 95,9% от 2008 году, снижение доходов наемных работников, а также доходов от собственности и предпринимательской деятельности снизят реальные доходы населения до 91,7% от уровня 2008 года. За счёт перераспределения расходов граждан в сторону потребления, в т.ч. товаров первой необходимости, темп роста розничной торговли в 2009 году останется положительным и составит 100,3 процента, а снижение объемов потребления платных услуг населением не превысит 0,1% процента.

          Таким образом, дефицит бюджета составит около 3 триллионов рублей. Покрыть его планируется за счет средств Резервного фонда и за счет заимствований. Правительство планирует потратить в 2009 году на эти цели около 2,7 триллиона рублей, то есть 55 процентов от нынешнего объема Резервного фонда. Дополнительные расходы бюджета на реализацию антикризисной программы составят 1,6 триллиона рублей. 11

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

     Однако  именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

     Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.  
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.
  2. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004.
  3. Бюджетная система России.- Учебн. Для вузов/ Под ред. Проф. Г.Б.Поляка. - М.:Юнити-ДАНА, 2005. –540с
  4. Лайкам К. Оптимизация распределения налогов между федеральным и региональным уровнями бюджетной системы //Вопросы экономики /Институт экономики РАН.-2006 г.- №10, стр. 139
  5. Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2009-2011 годах. Постановление Правительства РФ от 22.05.04. № 249.
  6. Государственный бюджет. - Учебное пособие./Под ред. М. И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 2006.
  7. Журнал «Финансы» № 11, 2006г
  8. Поляк Г.Б. «Финансы. Денежное обращение. Кредит» - Москва. Юнити. 2007 г.
  9. Романовский М.В., Белоглазова Г.Н. «Финансы и кредит»  Москва. Высшее образование – 2006г.
  10. Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 годах. Постановление Правительства РФ от 22.05.04. № 249.
  11. Официальный сайт Правительства Российской Федерации – режим доступа: htpp:// www.government.ru, свободный.
  12. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации – режим доступа: htpp:// www.minfin.ru. Свободный.

Информация о работе Бюджетная система РФ