Бюджет и бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:23, контрольная работа

Краткое описание

В современной экономической системе государство выполняет ряд общественно-значимых функций. Успешная их реализация предполагает, что каждая государственная программа должна иметь соответствующую финансовую поддержку. Государство использует финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной системой за счет налогов и других видов доходов, на финансирование программ расходов.

Файлы: 1 файл

Бюджет и бюджетная система РФ.doc

— 407.37 Кб (Скачать)

 

На поддержку дорожного хозяйства предусмотрены субсидии в объеме 35,0 млрд. рублей, или на уровне объема, утвержденного Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год».

 

Не в полной мере реализуется в законопроекте поставленная в Послании Президента Российской Федерации задача выделения в 2008 году 200 млрд. рублей на обеспечение делегируемых федеральным центром полномочий региональным администрациям. В проекте федерального бюджета предусмотрено 163,2 млрд. рублей в виде субсидий на обеспечение исполнения регионами делегируемых полномочий, или 81,6 %.

 

Важнейшей задачей, поставленной в Послании Президента Российской Федерации и Бюджетном послании, является совершенствование пенсионной системы.

 

Вместе с тем проведение реформы пенсионной системы затягивается из-за отсутствия необходимой законодательной базы. Не приняты федеральные законы о профессиональных пенсиях, о переводе базовой части трудовой пенсии в систему государственного пенсионного обеспечения.  Законодательно не решен ряд вопросов в области доверительного управления средствами пенсионных накоплений и др.

 

11. Проект федерального бюджета впервые сформирован на три года в форме федерального закона, что соответствует Бюджетному посланию, а также требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 

Концептуальными и характерными структурными особенностями проекта федерального бюджета являются:

 

разделение доходов федерального бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы;

 

утверждение в расходах федерального бюджета на 2009 и 2010 годы условно утвержденных расходов в объеме 2,5 и 5 % общего объема расходов;

 

утверждение общего объема бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств;

 

утверждение  объема нефтегазового трансферта;

 

формирование на базе Стабилизационного фонда Резервного фонда и Фонда будущих поколений.

 

Основные параметры проекта федерального бюджета предусмотрены:

 

на 2008 год по доходам в сумме 6 644,4 млрд. рублей, расходам – 6 570,3 млрд. рублей, профициту – 74,1 млрд. рублей;

 

на 2009 год по доходам в сумме 7 465,4 млрд. рублей, расходам – 7 451,2 млрд. рублей, профициту – 14,2 млрд. рублей;

 

на 2010 год по доходам в сумме 8 089,9 млрд.рублей, расходам – 8089,9 млрд. рублей.

 

12. Объем доходов проекта федерального бюджета на 2008 - 2010 годы предусмотрено в 2008 году уменьшить по сравнению с законодательно утвержденной на 2007 год суммой на 320,9 млрд. рублей, или на 4,6 %.

 

В 2010 году прирост доходов по сравнению с 2008 годом составит 1 445,5 млрд. рублей, при этом в 2009 году по сравнению с предыдущим годом доходы увеличатся на 821,0 млрд. рублей, или на 12,4 %, в 2010 году –  на 624,5 млрд. рублей, или на 8,4 %.

 

Объем нефтегазовых доходов федерального бюджета с 2008 года по 2010 год снизится на 1,5 %, а ненефтегазовых доходов увеличится на 34,7 %. Таким образом, Правительством Российской Федерации прогнозируется снижение зависимости доходной части федерального бюджета от доходов от уплаты ряда налогов и сборов на нефть, газ и нефтепродукты.

 

Основную долю доходов федерального бюджета в 2010 году по-прежнему будут составлять доходы от уплаты НДС – 39,8 % (29,7 % в 2007 году), таможенных пошлин 26,3 (34,4 %), НДПИ – 10,5 % (14,9 %), налога на прибыль организаций – 8 % (8,3 %), акцизов – 2,4 % (1,8 %).

 

Доходы проекта федерального бюджета в 2010 году в значительной мере будут сформированы за счет налоговых доходов, доля которых составит в общем объеме его доходов 68,7 %, что выше уровня 2007 года (60,9 %). Доля неналоговых доходов предусматривается в размере 31,3 % всех доходов проекта федерального бюджета в 2010 году по сравнению с 39,1 % в 2007 году.

 

По оценке Счетной палаты, имеются риски, связанные с непоступлением в бюджет в полном объеме запланированных доходов от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, как в 2008 году, так и в 2009 и 2010 годах.

 

Счетной палатой установлены расхождения между показателями, содержащимися в прогнозе социально-экономического развития, и показателями, используемыми в расчетах поступлений в федеральный бюджет  единого социального налога, налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации и ввозимым на территорию Российской Федерации.

 

На протяжении последних нескольких лет аналогичные расхождения содержатся в  расчетах, представляемых с проектом  федерального бюджета. В связи с этим представляется необходимым в состав показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации  на очередной финансовый год и плановый период  включать те показатели, которые действительно будут использоваться при осуществлении расчетов доходов федерального бюджета. 

 

В составе доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, не учтены доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений в 2008 году в сумме 75,6 млрд. рублей, в 2009 году – 90,2 млрд. рублей, в 2010 году – 99,9 млрд. рублей.

 

По оценке Счетной палаты,  доходы федерального бюджета в 2008 - 2010 годах могут быть увеличены  ежегодно на 1,6 млрд. рублей за счет уточнения сумм доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, доходов, получаемых в виде арендной платы, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных автономных учреждений, а также земельных участков федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий.

 

Доходы от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных автономных учреждений, а также земельных участков федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), могут быть увеличены по сравнению с проектом федерального бюджета на 0,3 млрд. рублей в 2008 году и на 0,8 млрд.рублей в 2010 году.

 

Потенциальным резервом увеличения доходов федерального бюджета в 2008 - 2010 годах могли бы стать дополнительные доходы, полученные в результате активизации  работы по сокращению совокупной задолженности по федеральным налогам и сборам и таможенным платежам, санкциям и пеням в бюджетную систему Российской Федерации, которая на 1 января 2007 года достигла 1430,1 млрд. рублей, или 4,7 %  оцениваемого объема ВВП в 2007 году.

 

13. Объем расходов в проекте федерального бюджета на 2008 - 2010 годы предусмотрено в 2008 году увеличить по сравнению с законодательно утвержденной на 2007 год суммой на 1 106,8 млрд. рублей, или на 20,3 %.

 

За период с 2008 по 2010 год рост расходов в номинальном выражении составит 1 519,6 млрд. рублей, или 23,1 %.

 

При этом темпы роста расходов в трехлетнем бюджетном периоде снижаются как в номинальном, так и особенно в реальном выражении.

 

Темпы роста расходов федерального бюджета по сравнению с предыдущими годами в реальном выражении составят в 2008 году 111,9 %, в 2009 году - 106,0 %, в 2010 году - 102,1 %.

 

13.1. Характерной особенностью проекта федерального бюджета на 2008 - 2010 годы является опережающий по сравнению с 2007 годом (156,9 млрд. рублей) рост процентных расходов: с 187,9 млрд. рублей в 2008 году до 247,07 млрд. рублей в 2010 году, то есть в 1,58 раза по сравнению с 2007 годом и в 1,31 раза по сравнению с 2008 годом.

 

Непроцентные расходы предусматриваются на 2010 год в размере 7 842,8 млрд. рублей, что в 1,48 раза выше объема, установленного на 2007 год, и в 1,23 раза выше объема, установленного на 2008 год.

 

Темпы роста непроцентных расходов снижаются. Если в 2008 году по сравнению с законодательно установленным показателем на 2007 год темп роста непроцентных расходов в номинальном выражении составит 120,3 %, то в 2009 году - 113,4 %, а в 2010 году - 108,3 %.

 

В реальном выражении непроцентные расходы по сравнению с темпами роста ВВП соответственно установлены: в 2008 году выше на 5,8 процентного пункта, в 2009 году равными темпам роста ВВП и в 2010 году ниже на 4,3 процентного пункта.

 

Таким образом, начиная с 2009 года темпы роста непроцентных расходов федерального бюджета в реальном выражении предусматриваются ниже темпов роста экономики (ВВП).

 

13.2. В 2010 году наибольший прирост непроцентных расходов в номинальном выражении по сравнению с законодательно утвержденными расходами на 2007 год предусматривается по разделам:

 

«Социальная политика» на 211,9 млрд. рублей, или на 98,3 %;

 

«Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» на 336,7 млрд. рублей, или на 50,8 %;

 

«Межбюджетные трансферты» на 871,2 млрд. рублей, или на 47,2 %;

 

«Национальная оборона» на 369,0 млрд. рублей, или на 44,9 %.

 

Более чем на 30 % предусматривается прирост расходов федерального бюджета по разделам «Охрана окружающей среды» (на 2,9 млрд. рублей, или на 35,6 %), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (на 18 млрд. рублей, или на 33,9 %), «Здравоохранение, физическая культура и спорт» (на 68,2 млрд. рублей, или на 33,1 %).

 

Более чем на 20 % предусматривается прирост расходов федерального бюджета по разделам «Общегосударственные вопросы» (на 234,1 млрд. рублей, или на 29,0 %), «Образование» (на 63,2 млрд. рублей, или на 22,7 %).

 

Значительно ниже среднего уровня предусматривается увеличение расходов по разделу «Национальная экономика» (на 47 млрд. рублей, или на 9,4 %).

 

Обращает внимание и требует дополнительного обоснования динамика прироста непроцентных расходов по отдельным разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

 

Так, по разделу «Национальная экономика» на 2008 год предусматривается прирост расходов на 44,4 %, в 2009 году - на 11,7 %, а в 2010 году - снижение расходов на 32,1 %. По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» в 2008 году прирост расходов предусматривается на 7,4 %, в 2009 году - на 39,1 %, а на 2010 год предусматривается снижение расходов на 10,3 %.

 

По разделу «Культура, кинематография и средства массовой информации» в 2008 году прирост расходов предусматривается на 22,0 %, а на 2009 и на 2010 годы проектируется снижение расходов соответственно на 15,1 % и на 3,8 %. Таким образом, по разделу «Культура, кинематография и средства массовой информации» в 2010 году предусматривается снижение расходов в номинальном выражении по сравнению с законодательно утвержденными расходами на 2007 год на 0,3 млрд. рублей, или на 0,4 %.

 

Счетная палата полагает необходимым дополнительно проработать вопросы, связанные с финансированием расходов федерального бюджета в 2009 - 2010 годах.

 

Структура непроцентных расходов федерального бюджета в разрезе разделов функциональной классификации расходов бюджетной системы Российской Федерации остается достаточно стабильной.

 

Характерно дальнейшее увеличение доли межбюджетных трансфертов (в 2007 году  –  33,8 %, на 2010 год – 35,3 %), расходов «силового блока» (в 2007 году – 27,2 %, на 2010 год – 28,5 %), снижение доли расходов по разделам «Образование» и «Здравоохранение, физическая культура и спорт».

 

14. Анализ 24 проектов докладов субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности на 2008 - 2010 годы,  проведенный Счетной палатой, показал, что в ряде случаев стратегические цели, тактические задачи и показатели по их реализации  требуют корректировки и уточнения.

 

Цели и задачи  не всегда сформулированы достаточно конкретно (3 субъекта бюджетного планирования), а в ряде случаев представлены в виде функций (2 субъекта). Не в полной мере сбалансирована система показателей, которые не всегда отвечают поставленным целям и задачам (8 субъектов). В ряде случаев не приведены (3 субъекта) или слабо обоснованы (2 субъекта) целевые значения показателей, приняты недостаточно напряженные планы по целевому уровню показателей (2 субъекта).

 

В проектах докладов 2 субъектов бюджетного планирования распределение бюджетных средств не увязано с целями и задачами. Не приведены мероприятия по повышению результативности  расходов федерального бюджета (5 субъектов бюджетного планирования). В целом принципы бюджетирования, ориентированного на результат, в проектах докладов реализованы не в полной мере.

 

15. Расходы федерального бюджета на реализацию приоритетных национальных проектов в 2008 году составят 229,4 млрд. рублей (расчетно), что на 5,6 млрд. рублей, или на 2,4 %, меньше, чем в 2007 году, в 2009 году  - 210,3 млрд. рублей (расчетно), что на 19,1 млрд. рублей, или на 8,3 %, меньше по сравнению с 2008 годом, в 2010 году – 142,6 млрд. рублей (расчетно), что на 67,7 млрд. рублей, или на 32,2 %, меньше по сравнению с 2009 годом. В 2010 году расходы федерального бюджета на реализацию приоритетных национальных проектов уменьшатся по сравнению с 2007 годом на 92,4 млрд. рублей, или на 39,3 %.

 

Расходы на реализацию нацпроекта «Образование» в 2008 году предусмотрено сократить на 6,1 млрд. рублей, или на 12,5 %, по сравнению с 2007 годом, в 2009 году – почти наполовину по сравнению с 2008 годом. В 2010 году бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий национального проекта зарезервированы в объеме 11,7 млрд. рублей до принятия соответствующих решений по их дальнейшему использованию.

 

В среднесрочной перспективе значительный объем ассигнований из федерального бюджета направляется в бюджеты субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий национального проекта «Образование».

 

Расходы на реализацию нацпроекта «Здоровье» в 2008 году предусмотрено сократить на 25,8 млрд. рублей, или на 23,1 % по сравнению с 2007 годом, в 2009 году расходы увеличатся лишь на 5,6 млрд. рублей, или на 6,5 % по сравнению с 2008 годом. В 2010 году бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий национального проекта резервируются и переводятся в текущие расходы федерального бюджета на соответствующие разделы.

 

Расходы на реализацию нацпроекта «Развитие агропромышленного комплекса» в 2008 году предусмотрено увеличить на 11,6 млрд. рублей, или почти в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом, в 2009 году предусмотрено снижение на 9,7 млрд. рублей, или на 27,6 % по сравнению с 2008 годом, в 2010 году по сравнению с 2009 годом снижение составит 2,3 млрд. рублей, или на 9,0 %.

Информация о работе Бюджет и бюджетная система РФ