Антимонопольная политика и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства в современных условиях.
Объектом исследования выступает антимонопольная политика государства, в частности Республики Беларусь.
Предмет исследования - антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
4
1.1.Общая характеристика рыночных структур
4
1.2. Понятие, сущность и виды монополий
5
ГЛАВА 2.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
12
2.1.Понятие и направления антимонопольной политики государства
12
2.2.Антимонопольная политика в Республике Беларусь
16
2.3.Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь
20
ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 182.78 Кб (Скачать)

Графически влияние потоварного налога на смещение точки оптимума монополиста представлено на рис. 2.3.

 

Рис. 2.3. Установление потоварного налога на монополию.

 

Пусть MC1 — кривая предельных издержек фирмы, Q1 и P1 — оптимальные объемы выпуска и цены до введения налогообложения.

Введение налога увеличивает дополнительные издержки фирмы на выпуск каждой дополнительной единицы продукции, т.е. MC2=МС1+t. Точка оптимального выпуска сокращается до Q2, цена вырастает до Р2 . Как следствие этого, совокупная прибыль фирмы уменьшается (монополист действует на эластичном отрезке кривой спроса, поэтому рост цены вызывает падение величины общих доходов фирмы, что в условиях возрастания совокупных издержек ведет к уменьшению прибыли).

Многие экономисты считают, что данный налог не может рассматриваться как подходящее средство контроля за монополиями, поскольку часть налогового бремени перекладывается на потребителя.

2. Группа паушальных налогов

Поскольку данная группа налогов взимается независимо от объема реализации, то в отличие от потоварных налогов, они являются частью постоянных издержек монополиста (например, стоимость патента или лицензии на исключительное право занятия определенным видом деятельности) и не влияют на величину предельных издержек.

В этом случае прибыль монополиста составит п=TR-TC-g,

где g — ставка паушального налога за период времени (=const).

Условие максимизации прибыли записывается как (п)`=0, (TR)`=(TC)`,

MR=MC.

Таким образом, введение паушальных налогов не меняет оптимального объема и цены, однако величина прибыли, получаемой монополистом, сокращается. Данный налог нельзя переложить (даже частично) на покупателя через более высокие цены и меньший объем выпуска, как при потоварном налоге.

Налог на прибыль

Влияние налога на прибыль, цены и объем производства аналогично влиянию паушальных налогов. После уплаты налога на прибыль, точка оптимума монополиста остается той же, что и до уплаты налога. Это происходит потому, что налог основан на некотором определенном, фиксированном проценте прибыли и не изменяет объем, при котором MC=MR. Доказать это можно следующим образом.

Обозначим через t — ставку налога на прибыль (в %). Тогда условие максимизации чистой прибыли (т.е. прибыли за вычетом налога) может быть записано как:

max(пN )=TR-TC-t(TR-TC)=(100-t)(TR-TC),

(пN )`=(100-t)(MR-MC)=0.

Если ставка налога меньше 100%, т.е. t<100, то (100-t)>0 и, следовательно, условие будет выполняться только при равенстве предельных издержек предельному доходу, MC=MR. Это и означает, что при налогообложении прибыли монополиста оптимальный объем и оптимальная цена остаются прежними. Вся тяжесть налогообложения падает на продавца. Это выгодно отличает этот вид налога от потоварных налогов и считается эффективным средством контроля за деятельностью монополий.

 

2.2.Антимонопольная политика в Республике Беларусь.

Основные направления государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции определяются Президентом Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает реализацию государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции. Специально уполномоченные государственные органы (их структурные подразделения) проводят государственную политику в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции. Иные государственные органы в пределах своей компетенции содействуют проведению государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции.

Выполнение функций по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции осуществляется уполномоченными в соответствии с законодательными актами республиканским органом государственного управления через соответствующее структурное подразделение – на товарных рынках Республики Беларусь и структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов – на товарных рынках областей (города Минска) (далее, если не установлено иное, – антимонопольный орган).

Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

1.проводит государственную  политику в сфере противодействия  монополистической деятельности и развития конкуренции;

2.осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства государственными органами, хозяйствующими субъектами и физическими лицами, не относящимися к хозяйствующим субъектам;

3.выявляет нарушения антимонопольного  законодательства, принимает меры  по противодействию монополистической  деятельности, недобросовестной конкуренции, другим нарушениям антимонопольного законодательства государственными органами, хозяйствующими субъектами и физическими лицами, не относящимися к хозяйствующим субъектам;

4.содействует развитию  добросовестной конкуренции.

Основными направлениями государственной антимонопольной политики Республики Беларусь на современном этапе являются:

-совершенствования механизма  антимонопольного регулирования  и контроля деятельности монополий, включая естественные и государственные  монополии;

-противодействие создания  новых монополий;

-содействие развития конкуренции  на рынках с монополистической  и олигополистической структурой;

-демонополизация деятельности  хозяйствующих субъектов – монополистов, в том числе в процессе приватизации, и формирования внутриотраслевой конкуренции;

-создание благоприятных  условий и ликвидация факторов, затрудняющих проникновение на монополизированные рынки новых производителей, в том числе иностранных.

Однако важнейшей проблемой антимонопольной политики на современном этапе остается демонополизация.

Демонополизация – это политика государства, направленная против злоупотреблений доминирующего положения субъекта на рынке, на снижение (ограничение) степени его монополизации, создание необходимых предпосылок для возникновения и развития конкуренции.

Демонополизация в Республике Беларусь должна осуществляться с учетом:

1) неблагоприятного состояния  экономики, включая устарелость  технологий и хронический дефицит оборотных средств;

2) ограниченной собственной  материально-сырьевой и энергетической  базы;

3) высокой зависимости  экономики республики от процессов  в сопредельных государствах, а также от поставок основных видов ресурсов и комплектующих изделий.

В условиях перехода к рынку демонополизация деятельности хозяйствующих субъектов предполагает преодоление монополистических тенденций в экономике:

на национальном уровне - ликвидацию тоталитаризма государственной собственности;

на уровне отрасли - устранение монополии министерств, ведомств и их преемников (концернов, ассоциаций и т.д.), упразднение их командных функций;

на уровне предприятий - пресечение диктата производителя (продавца), свободную реализацию продукции любому нуждающемуся в ней потребителю, имеющему возможность выбора поставщика.

При этом должна быть учтена специфика национальной экономики. Существующие в народном хозяйстве монополии не являются результатом рыночной конкуренции. Они искусственно формировались административно-командной системой путем: объединения ранее самостоятельных, часто территориально разобщенных предприятий, не состоящих в тесной технологической связи.

В целях сокращения сферы государственного регулирования цен (тарифов) введен Указ №72 от 25.02.2011 г. «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» и Постановление Совета Министров от  17 января 2014 г. № 35 “Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь”.

Указом и Постановлением предусматривается сохранение государственного регулирования цен (тарифов) на отдельные товары (работы, услуги), имеющие наиболее важное значение для обеспечения экономической безопасности страны, на продукцию организаций-монополистов, а также на социально значимые товары (услуги).

В связи с этим Указом и Постановлением определен конкретный перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), а также органы государственного управления, на которые возлагаются функции по их регулированию (приложение А).

Цены (тарифы) на товары (работы, услуги), не вошедшие в перечень регулируемых, будут формироваться субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.

Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования.

В 2013 году Департаментом ценовой политики Министерства экономики и управлениями антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Мингорисполкома проведено 602 проверки субъектов предпринимательской деятельности, в том числе 301 внеплановая проверка (50,0 %), из них 235 проверок (39,0 %) осуществлено в соответствии с Указом от 27 февраля 2012 г. № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля». У 433 из проверенных субъектов (71,9 %) установлены нарушения законодательства. По проверкам, осуществленным в соответствии с Указом № 114, нарушения установлены у 192 субъектов (81,7 %).

Департаментом ценовой политики и хозяйственными судами областей вынесено 735 постановлений об административном правонарушении на общую сумму в размере 2 330,8 млн. рублей. Из них 299 постановлений на сумму 2 195,5 млн. рублей – в отношении юридических лиц (субъектов предпринимательской деятельности), допустивших нарушения законодательства, и 436 постановлений на сумму 135,3 млн. рублей – в отношении должностных лиц субъектов предпринимательской деятельности, по вине которых допущены нарушения.

Также важное место в реализации антимонопольной политики занимает взаимодействие Республики Беларусь с международными организациями, специализирующимися на вопросах развития и защиты конкуренции, в том числе антимонопольными ведомствами других государств,. Целью международного сотрудничества в этой сфере является развитие конкуренции путем совершенствования национального антимонопольного законодательства за счет применения передового мирового опыта и лучших зарубежных практик, а также получение консультационной помощи, ознакомление с новыми тенденциями и методиками внедрения конкурентного законодательства, проведение многосторонних дискуссий относительно расследования дел, а также повышение профессионального уровня персонала посредством участия в специализированных конференциях и семинарах.

Международное сотрудничество направлено на:

-содействие процессу интеграции экономики Республики Беларусь в мировое экономическое пространство;

-изучение практики иностранных государств в сфере защиты конкуренции, внедрение передового зарубежного опыта и повышение квалификации специалистов;

-обмен опытом и сотрудничество с антимонопольными органами зарубежных стран;

-защиту белорусских интересов посредством участия в профильных международных организациях;

-подготовку и реализацию проектов технического содействия со стороны международных организаций в интересах Республики Беларусь;

-стимулирование связей с полномочными органами иностранных государств и международных организаций.

В настоящее время вследствие развития стран СНГ путем рыночных преобразований, с одной стороны, и процессов либерализации и глобализации мировой экономики, с другой, международные отношения этих стран  в области защиты конкуренции претерпевают значительные изменения. Без дееспособного механизма международного сотрудничества эффективная конкурентная политика становится невозможной, поскольку значительное отрицательное влияние на внутреннюю конкуренцию могут иметь именно те действия, которые осуществляются за пределами соответствующих стран транснациональными компаниями и их объединениями.

Вследствие изложенного, в целях развития конкуренции и антимонопольного законодательства Республика Беларусь сотрудничает со следующими международными организациями:

-Международная конкурентная сеть (МКС/ICN)

-Межгосударственный совет по антимонопольной политике стран СНГ (МСАП)

-Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР/OECD)

-Будапештский региональный центр по вопросам конкуренции Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (RCC OECD-GVH)

-Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД/UNCTAD)

-Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР/EBRD)

-Европейский союз (ЕС/EU)

-Некоммерческое партнерство «Содействие развитию конкуренции в СНГ»

 

2.3.Антимонопольное регулирование  в Республике Беларусь.

Антимонопольное законодательство можно определить как систему нормативных правовых актов, содержащую правила предотвращения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, содействующие развитию добросовестной конкуренции.

 Антимонопольное законодательство  Республики Беларусь состоит  из:

1.Конституция Республики  Беларусь. Конституция Республики  Беларусь от 15.03.1994 г. № 2875-XII (ст. 13)

2.Процессуально-исполнительный  кодекс Республики Беларусь об  административных правонарушениях. Кодекс Республики Беларусь от 20.12.2006 г. № 194-З (Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь - ст. 3.14; суд - ст. 3.2; органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь - ст. 3.7; лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях - ст. 3.30)

3.Кодекс Республики Беларусь  об административных правонарушениях. Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 г. № 194-З (нарушение антимонопольного законодательства - ст. 11.24; ограничение конкуренции - ст. 11.25; незаконное использование деловой репутации конкурента - ст. 11.26)

Информация о работе Антимонопольная политика и пути ее совершенствования