Антимонопольная политика и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства в современных условиях.
Объектом исследования выступает антимонопольная политика государства, в частности Республики Беларусь.
Предмет исследования - антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
4
1.1.Общая характеристика рыночных структур
4
1.2. Понятие, сущность и виды монополий
5
ГЛАВА 2.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
12
2.1.Понятие и направления антимонопольной политики государства
12
2.2.Антимонопольная политика в Республике Беларусь
16
2.3.Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь
20
ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 182.78 Кб (Скачать)

 

L = (P – MC) / P,

 

где Р – монопольная цена; МС – предельные издержки.

Численное значение коэффициента Лернера находится между 0 и 1. Чем больше коэффициент L, тем больше монопольная власть исследуемого субъекта. Если предельные издержки (МС) равны цене (Р), то индекс Лернера равен нулю (L=0), что означает отсутствие монополии и наличие свободной конкуренции.

Широкое распространение для определения степени монополии данной фирмы на рынке получил индекс Харфиндела-Хиршмана (UХХ), который определяется по формуле:

,

где х – доля i–той фирмы на рынке (в %), i=1,2,3…n – общее число фирм.

Индекс представляет собой сумму квадратов удельных весов предприятий, действующих на рынке. Согласно индексу Харфиндела-Хиршмана, безопасным с точки зрения монополизации является рынок, состоящий из 10 и более конкурирующих фирм. Доля крупнейших из них не должна превышать 31% общего объема продаж соответствующей продукции, двух - 44%, трех -54%, четырех - 64%.

Следует отметить, что процесс монополизации не исключает конкуренцию вообще. Существует конкуренция внутри самих " экономических монополий" за цены, квоты, контрольный пакет; между монополиями; между монополиями и аутсайдерами. А это дополняется конкурентной борьбой в "свободном секторе" экономики. Монополии разных отраслей национальной экономики борются за источники сырья, за "доллар покупателя" и т.д. В ход идет монополизация научно-технической информации (патенты, кредиты и т.д.). Используется реклама.

Фирма обладает монопольной властью, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Ограничивая объем продаж, фирма устанавливает более высокую цену на свою продукцию и получает экономическую прибыль. Обладание монопольной или рыночной властью означает, что кривая спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.

Существуют три следствия нисходящей кривой спроса монополии:

1) цена, в отличие от  совершенной конкуренции, превышает  предельный доход. В этом случае фирма является простым монополистом и может продать дополнительную единицу продукции только при условии понижения цены. При этом понижение цены касается не только последней единицы продукции, но и всех предыдущих. Следовательно, предельный доход будет ниже цены;

2) в связи с тем, что  кривая спроса выражает зависимость  между ценой и объемом выпуска, монополист одновременно выбирает  оба эти параметра;

3) максимизирующий прибыль монополист остановится на объеме выпуска и цене, соответствующих эластичному отрезку кривой спроса (рис. 1.1.).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 1.1. видно, что отрезок I кривой спроса монополии D является эластичным, так как при уменьшении цены любая дополнительная единица продукции, соответствующая данному отрезку, увеличивает совокупный доход (TR). Предельный доход (MR) здесь является положительным. При понижении цены, соответствующей неэластичному отрезку II, прирост совокупного дохода уменьшается, а предельный доход становится отрицательным. Очевидно, что монополист не станет снижать цену на неэластичном отрезке, так как это невыгодно.

Подобно совершенной конкуренции монополист в краткосрочном периоде максимизирует прибыль или минимизирует убытки, выпуская количество продукции, которое соответствующее правилу МR=МС. Однако особенностью монополии является установление более высокой цены (рис. 1.2.). На рис. 1.2. видно, что монополист в соответствии с правилом МR=МС будет выпускать объем продукции, соответствующий точке К. Цена определяется спросом на продукцию и равна Р1 Прямоугольник OP1MK характеризует величину совокупного дохода, ОСТК — величину совокупных издержек, площадь заштрихованной фигуры — величину экономической прибыли.

 


 

 

 

 

 

В краткосрочном периоде фирма-монополист может терпеть убытки, так как совокупный доход меньше совокупных издержек, а кривая АТС расположена выше цены (совокупного дохода). До тех пор пока возмещаются переменные издержки, фирме следует продолжать производство. При невозможности компенсации переменных затрат фирме следует остановить выпуск продукции.

В долгосрочном периоде максимизирующий прибыль монополист расширяет свое производство до тех пор, пока не выпускает количество продукции, соответствующее равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек:

 

MR = LRMC.

 

Долгосрочная равновесная цена будет определяться соответствующей точкой на кривой спроса. В условиях долгосрочного равновесия фирма-монополист не может терпеть убытки, так как в противном случае она уйдет с рынка. Долгосрочное равновесие не обязательно устанавливается в точке минимума долгосрочных средних общих издержек. Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы-монополиста, будет ниже, чем цена, максимизирующая ее краткосрочную прибыль. Дело в том, что монополист одновременно выбирает и цену, и объем выпуска. При увеличении объема производства, даже при более низкой цене, с учетом эластичности спроса, величина прибыли будет больше.

Рассматриваемая нами модель монополии построена на допущении, что все единицы продукции за конкретный период времени продаются всем покупателям по одной и той же цене. Однако при определенных условиях разным группам потребителей могут назначаться разные цены. Такая практика, присущая естественным монополиям, называется ценовой дискриминацией.

Для возможности осуществления ценовой дискриминации рынок должен отвечать двум условиям:

  • покупатели не могут перепродавать приобретенную продукцию;
  • продавец имеет возможность разделять покупателей на группы исходя из учета эластичности спроса на товар.

Разделив покупателей на группы, фирма-монополист устанавливает более высокую цену тем покупателям, спрос которых неэластичен, и более низкую цену покупателям с эластичным спросом. Так, электростанция назначает разные цены на электроэнергию для промышленных предприятий и населения. Могут быть установлены разные цены на входные билеты в кинотеатр для детей и взрослых. Существуют дифференцированные тарифы на телефонные разговоры в зависимости от времени суток и т.п. В результате ценовой дискриминации монополист увеличивает доход и прибыль, а также объем выпуска.

Эффективность монополии с точки зрения общества:

    • по сравнению с совершенной конкуренцией монополия устанавливает более высокие цены при более низком объеме выпуска, т.е. имеет место недораспределение ресурсов;
    • фирма в условиях монополии может достичь положительного эффекта масштаба и более низких издержек на единицу продукции по сравнению с фирмой в условиях совершенной конкуренции. Однако экономисты отмечают, что монополиям присуща так называемая «Х-неэффективность», имеющая место тогда, когда фактические издержки фирмы больше минимально возможных. Причинами «Х-неэффективности» являются отсутствие конкуренции и расходы, связанные с сохранением монополии;
    • монополия обладает достаточными финансовыми средствами для осуществления НТП. Однако в условиях защищенности от конкурентов у фирмы нет автоматического стимула для внедрения научно-технических достижений;
    • монополия способствует неравенству в распределении дохода, обогащаясь за счет остальной части общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ.

 

2.1.Понятие и направления антимонопольной политики государства.

Антимонопольная политика государства (англ. аnti-monopolic policy) - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Государственная политика в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции основывается на принципах:

- применения антимонопольного  законодательства к хозяйствующим  субъектам в равной мере и  на равных условиях независимо  от формы собственности, организационно-правовой формы и места регистрации юридических лиц, гражданства, места жительства, имущественного и должностного положения физических лиц и иных обстоятельств (принцип равенства в применении норм антимонопольного законодательства);

-запрета на не допускающие, ограничивающие или устраняющие  конкуренцию акты и действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц (принцип недопустимости антиконкурентных действий государственных органов);

-обеспечения эффективного  контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе за сделками, иными действиями, признаваемыми экономической концентрацией, в той мере, в какой это необходимо для защиты и развития конкуренции (принцип обеспечения эффективного контроля за экономической концентрацией);

-наличия эффективных санкций  за совершение действий, не допускающих, ограничивающих или устраняющих конкуренцию, в отношении хозяйствующих субъектов, должностных лиц хозяйствующих субъектов – юридических лиц, государственных органов, их должностных лиц, а также физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам, применяемых исходя из соразмерности, обеспеченности, неотвратимости и определенности принимаемых решений, и обеспечения контроля за их применением (принцип эффективности санкций за совершение антиконкурентных действий);

-обеспечения информационной  открытости проводимой антимонопольным органом государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, в том числе посредством размещения информации о своей деятельности в средствах массовой информации, на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет (принцип информационной открытости);

-осуществления взаимодействия  антимонопольного органа с иными  государственными органами, уполномоченными  органами иностранных государств в той мере, в какой это необходимо для осуществления эффективной государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (принцип эффективного сотрудничества).

Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:

- прямое регулирование цен;

- налогообложение;

- регулирование естественных монополий.

Прямое регулирование цен.

Установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста приводит к модификации рыночной кривой спроса.

 

Рис. 2.1. Установление максимально допустимых цен

 

На рис.2.1 D и MR — кривые спроса и предельного дохода нерегулируемой монополии, Рm — установленная государством цена.

Если монополист соблюдает введенное ограничение цен, его кривая спроса модифицируется и приобретает вид ломаной кривой PmAD, состоящей из двух отрезков: горизонтального PmA и убывающего AD. В соответствии с этим видоизменяется и кривая предельного дохода.

По определению, предельный доход представляет собой прирост совокупного дохода при изменении объема выпуска на единицу, т.е.

MR=(TR)`=(P*Q)`=P*(dQ/dQ) + Q*(dP/dQ),

MR= P+Q(dP/dQ).

Если объем выпуска монополиста меньше Q`, то действует установленная государством цена Pm, кривая спроса представлена горизонтальной линией и является абсолютно эластичной (dP/dQ=0). Следовательно, MR=P.

Если объем производства превышает Q`, то дополнительное количество продукции может быть продано лишь по более низким, чем Pm, ценам. Кривая спроса является убывающей, dP/dQ<0, и следовательно, кривая предельного дохода MR лежит на cегменте BF. При объеме производства, равном Q`, кривая предельного дохода имеет разрыв AB.

 

Рис.2.2. Сдвиг точки равновесия в условиях государственного регулирования цен

 

Предположим, что оптимальная цена нерегулируемой монополии установлена в точке P*, а оптимальный объем — в Q*. Если максимально допустимая цена (P`) будет выше оптимальной, то это не изменит решения фирмы относительно точки оптимума, но если P`

Если государство хочет стимулировать расширение производства монопольной фирмы еще больше (например, до уровня Q``), оно должно установить максимально допустимые цены на еще более низком уровне (в данном случае, до Р``). Минимальный уровень допустимой цены соответствует min SATC, поскольку при более низком уровне продолжение производства будет экономически нецелесообразно и фирма покинет отрасль.

Налогообложение

Другая форма государственного антимонопольного регулирования — налогообложение. Не вдаваясь в детальное описание всех существующих налогов на монополии, рассмотрим влияние на поведение фирмы-монополиста двух типов налогов:

- потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма определяется объемом выпуска, и

- паушального, взимаемого независимо от объема выпуска.

1. Потоварный налог

Потоварный налог взимается на продажу сигарет, вино-водочных изделий, бензина. Данный налог является для монополиста частью переменных издержек, т.е. прибыль подсчитывается по формуле:

п=TR-(TC+tQ),а условие максимизации прибыли принимает вид (п)`=0,

dTR/dQ=dTC/dQ+d(tQ)/dQ,

MR=MC+t,

где t — ставка потоварного налога.

Информация о работе Антимонопольная политика и пути ее совершенствования