Антимонопольная политика и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства в современных условиях.
Объектом исследования выступает антимонопольная политика государства, в частности Республики Беларусь.
Предмет исследования - антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
4
1.1.Общая характеристика рыночных структур
4
1.2. Понятие, сущность и виды монополий
5
ГЛАВА 2.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
12
2.1.Понятие и направления антимонопольной политики государства
12
2.2.Антимонопольная политика в Республике Беларусь
16
2.3.Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь
20
ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 182.78 Кб (Скачать)

4.Уголовный кодекс Республики  Беларусь. Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 г. № 275-З (нарушение антимонопольного законодательства - ст. 244; установление или поддержание монопольных цен - ст. 245; ограничение конкуренции - ст. 247; незаконное использование деловой репутации конкурента - ст. 248)

5.Гражданский кодекс Республики  Беларусь. Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 218-З (недопущение недобросовестной конкуренции - ст. 1029; ответственность за осуществление недобросовестной конкуренции - ст. 1030; возмещение убытков - ст. 14)

6. Закон Республики Беларусь от 16.12.2002 г. № 162-З «О естественных монополиях».

7.Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»

8.О некоторых мерах  по совершенствованию антимонопольного  регулирования и развитию конкуренции. Указ Президента Республики Беларусь от 13.10.2009 г. № 499

9.Отдельные вопросы Министерства  экономики Республики Беларусь. Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 29.07.2006 г. № 967

10.Об утверждении Инструкции  о порядке проведения административной процедуры "Выдача документа о согласии на совершение сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов юридических лиц" и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления по вопросам антимонопольного регулирования. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30.11.2009 г. № 188

11.О составлении протоколов  об административных правонарушениях  и рассмотрении дел об административных  правонарушениях должностными лицами  Министерства экономики Республики  Беларусь. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 9 февраля 2011 г. № 17 "О наделении должностных лиц органов Министерства экономики Республики Беларусь полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению"

12.Об утверждении Инструкции  о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 17.04.2006 г. № 61

13.Об утверждении Инструкции  о применении мер, направленных  на устранение нарушений антимонопольного  законодательства. Постановление Министерства  экономики Республики Беларусь  от 17.04.2006 г. № 60

14.Об утверждении Инструкции  о порядке рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10.04.2006 г. № 57

15.Об утверждении Положения  о Государственном реестре субъектов  естественных монополий и внесении  изменений в постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 7 июля 2000 г. № 13. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 29.04.2003 г. № 98

16.О делегировании функций регулирования деятельности субъектов естественных монополий областным (Минскому городскому) исполнительным комитетам. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 29.01.2003 г. № 38

17.Об утверждении Инструкции  по определению доминирующего  положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 17.10.2002 г. № 229

18.Об утверждении Положения  о порядке согласования условий  преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 25.07.2002 г. № 161

19.Об утверждении Инструкции  по организации и проведению  проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках. Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 31.07.2000 г. № 14

20.Об утверждении Положения  о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 07.07.2000 г. № 13

21.Об утверждении Инструкции  по выявлению и пресечению  антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах. Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 г. № 9

22.Об утверждении Инструкции  по выявлению монопольных цен. Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 г. № 10

23.Об утверждении Инструкции  по реорганизации хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее  положение на товарных рынках  Республики Беларусь. Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 27.03.2000 г. № 5

24.Договор о проведении  согласованной антимонопольной  политики. Договор от 25.01.2000 г.

25.О некоторых мерах  по усилению государственного  антимонопольного регулирования и контроля. Указ Президента Республики Беларусь от 27.02.2012 № 114.

Правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирует следующие основополагающие вопросы:

-определение доминирующего  положения хозяйствующих субъектов  на товарных рынках Республики  Беларусь; порядок формирования  и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий

-правила проведения государственного  антимонопольного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

-порядок согласования  условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;

-порядок организации и  проведения проверок по соблюдению  антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;

-порядок проведения государственного  антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;

-порядок выявления и  пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;

-порядок выявления монопольных  цен;

-порядок рассмотрения  запросов (заявлений) об установлении  соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;

-порядок рассмотрения  заявлений (обращений) о нарушении  антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;

-порядок применения мер, направленных на устранение нарушений  антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

 

Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика Республики Беларусь способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках.

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий должно осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.

В тех сферах, в которых по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция носит разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.

Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.

Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке.

Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.

В целях совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».

В Указе расширяются права антимонопольного органа:

-возможности применения  действенных мер, направленных на  пресечение монопольных действий органов управления и юридических лиц, приводящих к ограничению или устранению конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию;

-заключения с юридическими  лицами, занимающими доминирующее  положение на товарных рынках, соглашений, в которых определяются  обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги);

-обращения в установленном  порядке в суды без уплаты  государственной пошлины с исковыми заявлениями (жалобами) о признании недействительными договоров (соглашений), заключенных (совершенных) в нарушение антимонопольного законодательства;

-осуществления иных прав, определяемых другими законодательными  актами и постановлениями Правительства.

Реализация указанных прав позволит антимонопольному органу проводить эффективную государственную антимонопольную политику.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В хозяйственной жизни стран монополизация экономики связывается с овладением монополиями рыночной властью, то есть сосредоточением в руках предприятий такой доли продаж, которая позволяет им навязывать обществу и другим хозяйствующим субъектам свои интересы. Именно поэтому антимонопольная политика, изучению основ которой посвящена данная курсовая работа, является одним из основных методов государственного регулирования экономики. Целью антимонопольной политики является обеспечение и поддержание конкурентной среды с помощью различных методов и приемов регулирования, то есть цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов.

К актуальным перспективным мерам правительственной политики в области антимонопольного регулирования относятся:

- продолжение структурных  преобразований в экономике Республики Беларусь, особенно в отраслях естественных монополий;

- совершенствование нормативной  базы для организации эффективного  контроля за финансовыми потоками монополий;

- регулирование и контроль  инвестиционных программ;

- создание условий для  развития конкуренции в потенциально  конкурентных видах деятельности и последующее регулирование этих видов деятельности;

Информация о работе Антимонопольная политика и пути ее совершенствования