Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 21:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства в современных условиях.
Объектом исследования выступает антимонопольная политика государства, в частности Республики Беларусь.
Предмет исследования - антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
4
1.1.Общая характеристика рыночных структур
4
1.2. Понятие, сущность и виды монополий
5
ГЛАВА 2.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
12
2.1.Понятие и направления антимонопольной политики государства
12
2.2.Антимонопольная политика в Республике Беларусь
16
2.3.Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь
20
ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
4.Уголовный кодекс Республики Беларусь. Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 г. № 275-З (нарушение антимонопольного законодательства - ст. 244; установление или поддержание монопольных цен - ст. 245; ограничение конкуренции - ст. 247; незаконное использование деловой репутации конкурента - ст. 248)
5.Гражданский кодекс
6. Закон Республики Беларусь от 16.12.2002 г. № 162-З «О естественных монополиях».
7.Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»
8.О некоторых мерах
по совершенствованию
9.Отдельные вопросы
10.Об утверждении Инструкции
о порядке проведения
11.О составлении протоколов
об административных
12.Об утверждении Инструкции о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 17.04.2006 г. № 61
13.Об утверждении Инструкции
о применении мер, направленных
на устранение нарушений
14.Об утверждении Инструкции
о порядке рассмотрения
15.Об утверждении Положения
о Государственном реестре
16.О делегировании функций регулирования деятельности субъектов естественных монополий областным (Минскому городскому) исполнительным комитетам. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 29.01.2003 г. № 38
17.Об утверждении Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 17.10.2002 г. № 229
18.Об утверждении Положения
о порядке согласования
19.Об утверждении Инструкции по организации и проведению проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках. Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 31.07.2000 г. № 14
20.Об утверждении Положения
о Государственном реестре
21.Об утверждении Инструкции по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах. Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 г. № 9
22.Об утверждении Инструкции по выявлению монопольных цен. Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 г. № 10
23.Об утверждении Инструкции
по реорганизации
24.Договор о проведении согласованной антимонопольной политики. Договор от 25.01.2000 г.
25.О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля. Указ Президента Республики Беларусь от 27.02.2012 № 114.
Правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирует следующие основополагающие вопросы:
-определение доминирующего
положения хозяйствующих
-правила проведения
-порядок согласования
условий преобразования
-порядок организации и
проведения проверок по
-порядок проведения
-порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;
-порядок выявления
-порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;
-порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;
-порядок применения мер,
направленных на устранение
ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика Республики Беларусь способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.
В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках.
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий должно осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.
В тех сферах, в которых по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция носит разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.
Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.
Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке.
Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.
В целях совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».
В Указе расширяются права антимонопольного органа:
-возможности применения действенных мер, направленных на пресечение монопольных действий органов управления и юридических лиц, приводящих к ограничению или устранению конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию;
-заключения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, соглашений, в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги);
-обращения в установленном порядке в суды без уплаты государственной пошлины с исковыми заявлениями (жалобами) о признании недействительными договоров (соглашений), заключенных (совершенных) в нарушение антимонопольного законодательства;
-осуществления иных прав,
определяемых другими
Реализация указанных прав позволит антимонопольному органу проводить эффективную государственную антимонопольную политику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В хозяйственной жизни стран монополизация экономики связывается с овладением монополиями рыночной властью, то есть сосредоточением в руках предприятий такой доли продаж, которая позволяет им навязывать обществу и другим хозяйствующим субъектам свои интересы. Именно поэтому антимонопольная политика, изучению основ которой посвящена данная курсовая работа, является одним из основных методов государственного регулирования экономики. Целью антимонопольной политики является обеспечение и поддержание конкурентной среды с помощью различных методов и приемов регулирования, то есть цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов.
К актуальным перспективным мерам правительственной политики в области антимонопольного регулирования относятся:
- продолжение структурных
преобразований в экономике
- совершенствование нормативной
базы для организации
- регулирование и контроль инвестиционных программ;
- создание условий для
развития конкуренции в
Информация о работе Антимонопольная политика и пути ее совершенствования